Курсовая работа на тему бронхиальная астма у детей
Автор: nastia452s • Май 3, 2018 • Курсовая работа • 8,825 Слов (36 Страниц) • 1,685 Просмотры
Страница 1 из 36
Оглавление
Введение 3
1. Теоретическая часть 6
1.1. Литературный обзор 6
1.2. Определение 13
1.3. Этиология 14
1.4. Патогенез 16
1.5. Классификация 17
1.6. Клиническая картина 19
1.7. Осложнения 22
1.8. Диагностика БА на догоспитальном этапе 25
1.9. Дифференциальная диагностика 29
1.10. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе 31
2. Практическая часть 40
Заключение 48
Список литературы 50
Список сокращений 51
Приложения 52
Введение
Актуальность темы
На сегодняшний день человечество находится под постоянным воздействием неблагоприятных природных и антропогенных факторов окружающей среды, что обуславливает рост аллергопатологии.Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах мира, показали,что бронхиальная астма (БА) относится к числуодних из наиболее распространенных хронических заболеваний дыхательных путей, и частота ее возникновения продолжает расти. Рост заболеваемости астмой совпал с изменением как окружающей среды, так и образа жизни людей. Эта патология является проблемой мирового масштаба, охватив все континенты (9, с. 13).
Заболеваемость БА в соответствии с возрастными категориями составляет от 10 — 20 лет — 14%, от 20 — 40 лет — 17%. В зрелом возрасте среди 40-50-летних заболевает 10%, от 50 до 60 лет — 6%, старше 60 –около 2%. У 80% больных, у которых бронхиальная астма началась в раннем детстве, к моменту полового созревания все ее проявления исчезают или становятся значительно менее выраженными. Примерно у 20% из этого числа заболевание возвращается после 45 лет. Случаи выздоровления среди людей, заболевших, будучи взрослыми, существенно более редки. Существуют различия в распространенности астмы в зависимости от пола. В возрасте 20–40 лет распространенность становится одинаковой, а после 40 лет заболевание чаще наблюдается у женщин.Также возникновение БА чаще наблюдают у городских жителей — около 7%, у сельских-5% (1, с. 47).
Проблемы бронхиальной астмы обусловленытем, что она характеризуется длительным течением с частыми рецидивами и приобретает тенденцию к более тяжелому течению, что значительно снижает качество жизни пациентов и может быть причиной инвалидизации.Выраженное обострение БА представляет определенную угрозу для жизни пациентов. Своевременная адекватная терапияв этом периоде астмы позволяет добиться восстановления бронхиальной проходимости и предотвращения осложнения болезни.Обострение бронхиальной астмы у ряда больных носит пролонгированный характер в виде астматического состояния. Основной его причиной является несвоевременное и неадекватное лечение. Продолжительность жизни таких пациентов во многом зависит от своевременного лечения астмы и серьезного отношения к заболеванию непосредственно самого пациента(9, с. 15).
В связи со всем вышеизложенным,такое заболевание как бронхиальная астма является очень актуальной проблемой в современном обществе. Изучение этого заболевания, совершенствование методов его диагностики илечения, а также определение роли фельдшера на догоспитальном этапе в выявлении его симптомов и принятии своевременных мер неотложной помощи для облегчения состояния больного, в наши дни приобретает важное значение.
Объект исследования:бронхиальная астма.
Предмет исследования: деятельность фельдшера при неотложных состояниях у взрослых пациентов с бронхиальной астмой.
Цель:охарактеризоватьроль фельдшера при неотложных состояниях у больных с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику бронхиальной астме и ее осложнениям.
3. Рассмотреть методы неотложной помощи взрослым пациентам при приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.
4. Провести описание и анализ мероприятий неотложной помощи, оказанной конкретным пациентам на догоспитальном этапе и оценить ее эффективность.
…
Доступно только на Essays.club
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
города Москвы
«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения
города Москвы»
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Медицинская сестра стационара»
Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»
Выполнил студент:
Курс 4
Группа 402
Специальность Сестринское дело
Руководитель
Дата защиты курсовой работы:
_________________20____ г.
Оценка:_________________
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ | |
Стр. | |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА | 6 |
1.1. Этиология | 6 |
1.2. Классификация | 7 |
1.3. Клиническая картина | 8 |
1.4. Диагностика | 9 |
1.5. Осложнения | 10 |
1.6. Помощь при неотложных состояниях | 11 |
1.7.Особенности лечения | 12 |
1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз | 13 |
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ | 16 |
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой | 19 |
2.1.1. Правила пользования ДАИ | 19 |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии | 20 |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 23 |
3.1. Наблюдение из практики 1 | 23 |
3.2. Наблюдение из практики 2 | 26 |
3.3. Выводы | 2 28 |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
5. ЛИТЕРАТУРА | 31 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ | 32 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА – бронхиальная астма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД – артериальное давление
ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС — глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ – пикфлоуметр
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательная недостаточность
ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
Цель исследования:
изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
изучить:
· этиологию;
· классификацию;
· клиническую картину;
· диагностику;
· осложнения;
· особенности лечения;
· профилактику;
· реабилитацию, прогноз;
проанализировать:
· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;
· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Методы исследования:
· научно-теоретический;
· аналитический;
· наблюдение;
· сравнение.
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.
1.1. Этиология
Причины точно не известны.
ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.
Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.
ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
Триггерные факторы – провоцируют обострения БА:
ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)
ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)
ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)
ü ОРВИ
ü эмоциональные перегрузки (стресс)
ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)
ü изменение погоды
ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)
ü время суток (ночь или раннее утро)
1.2. Классификация
Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)
1. Этапы развития БА:
ü биологические дефекты у практически здоровых людей
ü состояние предастмы
ü клинически выраженная бронхиальная астма
2. Клинико-патогенетические варианты БА:
ü атопический
ü инфекционно-зависимый
ü аутоиммунный
ü дисгормональный (гормонозависимый)
ü нервно-психический
ü аспириновый
ü первично измененная реактивность бронхов и др.
Классификация БА по степени тяжести:
Интермиттирующая:
симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.
Легкая персистирующая:
симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.
Персистируюшая средней тяжести:
ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.
Тяжелая персистирующая:
ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
Классификация БА по уровню контроля:
Контролируемая БА:
полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии
Частично контролируемая БА:
наличие ограниченного числа симптомов.
Неконтролируемая БА:
обострение БА в течение 1 недели.
1.3. Клиническая картина
Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:
Период предвестников:
вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.
Период разгара:
удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.
Период обратного развития приступа:
Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.
Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.
1.4. Диагностика:
ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
ü Аллергологическое обследование:
— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)
— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).
ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.
ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.
1.5. Осложнения:
ü астматический статус;
ü спонтанный пневмоторакс;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Бронхиальная астма у детей
Бронхиальная астма у детей
Геппе Н.А.
Дыхание,
которое на первый взгляд кажется таким простым, в действительности представляет
собой очень сложный механизм. Во время вдоха, воздух проходит через нос, глотку,
гортань, трахею (большую полую трубку) и далее по бронхам попадает в легкие.
Бронхи представляют собой постепенно суживающиеся трубочки, которые можно
сравнить с соломинками для коктейля. Проходя через бронхи, воздух согревается и
очищается. Каждая бронхиальная трубочка оканчивается маленькими нежными
воздушными мешочками — альвеолами — которые наполняются воздухом, подобно
воздушному шарику, при каждом вдохе.
Во
время дыхания в легкие приносится свежий воздух. Когда этот воздух, пройдя
через трахею и бронхи, попадает в воздушные мешочки (альвеолы), то содержащийся
в нем кислород переходит в кровь и с кровью разносится по всему организму. Из
крови в альвеолы поступает ненужный организму углекислый газ и опять через
бронхи, трахею с выдохом уносится из организма. Таким образом, при каждом вдохе
и выдохе организм обменивает углекислый газ на кислород, необходимый для
питания всех клеток организма.
Определение
“Что такое бронхиальная астма?”
Спросить
детей, знают ли они, что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма — это
заболевание, при котором возникают приступы удушья, становится “трудно дышать”.
Следует уточнить, всегда ли “трудно дышать” при бронхиальной астме.
Бронхиальная
астма — это заболевание, при котором периодически возникает затрудненное
дыхание, кашель или хрипы, и это связано с изменениями в дыхательных путях.
Бронхиальная
астма — это хроническое заболевание и если дети будут внимательны на занятиях,
то скоро узнают, что и как нужно делать, чтобы не было приступов удушья.
Спросить
детей, считают ли они себя больными. Подчеркнуть, что не совсем правильно
расценивать себя больными, но нужно помнить, что люди с бронхиальной астмой —
“особенные”, так как затрудненное дыхание при этом заболевании бывает не
всегда, а периодически.
Понятие
“Сходство” и “Различие”
Попросить
детей достать карманное зеркало и посмотреть в него на себя. На вопрос, на кого
вы похожи, каждый ребенок скажет, что общего и в чем отличие его от мамы и папы
и что общего с ближайшими родственниками.
Обратить
внимание детей на то, что признаки сходства с родными передаются по наследству,
но существуют и различия, т.е. признаки, которые принадлежат каждому человеку
отдельно. У каждого ребенка и его родственников существуют сходства и различия
не только внешние, но и внутренние, которые нельзя увидеть в зеркале, например,
группа крови, форма желудка и т.д. Аллергические заболевания бывают разными,
например, аллергический насморк, пищевая аллергия, крапивница, бронхиальная
астма. Бронхиальная астма у разных людей проявляется тоже по-разному, и эти
особенности нужно знать. Например, у одних людей бронхиальная астма начинается
в 2-3 года, у других — в школьном возрасте, у третьих — в старости. Приступы
удушья могут возникать у одних чаще ночью, у других — днем, зимой или летом и
т.д.
Почему
возникает приступ астмы?
У
некоторых людей бронхи очень чувствительны. При воздействии определенных
веществ (аллергенов), бронхи у них будут реагировать следующим образом:
1
– бронхи сжимаются. Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда
вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и
сдавливают бронхи. Такое состояние называется спазмом бронхов — бронхоспазмом.
Воздух уже не может по ним свободно проходить в легкие. Поэтому легкие не
получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный
организму отработанный воздух с углекислым газом.
2
— бронхи заполняются слизью. Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой
оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека
слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при
попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы), слизи
вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более
затрудняет дыхание.
3
— стенка бронхов набухает. Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются.
Они увеличиваются в размере, утолщаются также, как опухает поврежденный палец,
когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему
сужению просвета бронха, и воздух с еще большим трудом проходит через бронхи
при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.
Таким
образом, можно сказать, что бронхиальная астма — это хроническое аллергическое
заболевание, т.е. заболевание, которое продолжается длительно. В основе
бронхиальной астмы лежит воспаление бронхов.
Для
облегчения запоминания сравнить степень сужения бронхов с цветовыми сигналами
светофора: зеленый — просвет бронхов широкий, дышать легко, желтый — просвет
бронхов начинает сужаться, дышать немного тяжелее, чем обычно, особенно при
физической нагрузке, красный -просвет бронхов сужен.
Усвоение
урока. Ребенок усвоил урок, если он может описать общую физиологию астмы.
Попросите ребенка описать, что происходит в легких во время приступа астмы.
Что такое
симптом?
Один
из важнейших моментов для больного с бронхиальной астмой — это знать свои
симптомы. Если ребенок сможет научиться узнавать свои ранние симптомы, то
сможет сделать все необходимое, чтобы предотвратить ухудшение состояния.
Симптом
— это сигнал обострения бронхиальной астмы. Спросить детей, какие они знают
симптомы бронхиальной астмы. Попросить вспомнить свой последний приступ (или
обострение заболевания): приступ удушья возник у них сразу или были до него
какие-нибудь другие симптомы, например, насморк, чихание, кашель, головная
боль?
Объяснить,
что такое предупреждающий симптом (сигнал), перечислить различные возможные
симптомы-предвестники. Напомнить детям, что у каждого человека возможны свои
индивидуальные особенности заболевания, в т.ч. и симптомы-предвестники.
Симптомы бронхиальной астмы.
Когда
вход воздуха в легкие и выход его обратно затруднен, становиться очень трудно
дышать. У одних людей появляется кашель, у других — свист (свистящий звук
возникает при проталкивании воздуха через слишком узкое отверстие бронхиальных
трубочек), некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха.
В
действительности происходит вот что: воздух, находящийся в воздушных мешочках
(альвеолах), оказывается как бы в ловушке, так как он уже не может оттуда
выйти, а свежий воздух не может туда войти. При этом дыхательные движения (вдох
— выдох) становятся короткими, частыми и неглубокими.
Очень
важно знать, как проявляется болезнь у каждого, каковы симптомы. Если научиться
правильно распознавать свои симптомы в самом начале, то можно предпринять
необходимые меры для того, чтобы нарушение дыхания не стало еще более сильным.
Задание
1. Заполнение листа симптомов-предвестников и обострения бронхиальной астмы.
Детям
раздаются листы симптомов-предвестников (Форма 1). Каждому предлагается
отметить симптомы, которые предшествуют приступу бронхиальной астмы. Обратить
внимание на важность ощущения этих “ранних” симптомов обострения бронхиальной
астмы, т.к. во время их появления можно принять соответствующие меры (о которых
они узнают на последующих занятиях) и предотвратить развитие приступа удушья.
Дополнить список своими симптомами.
Задание 2. “Цветовые сигналы светофора”, “Ты
на месте водителя машины”
Детям
многие важные положения могут излагаться в форме игры “Ты — на месте водителя
автомашины”. Педагог объясняет детям правила игры: бронхиальная астма
сравнивается с машиной, при полной исправности всех механизмов машины, когда
нет симптомов астмы и нет причин, способных ухудшить состояние, — дорожному
движению нет препятствий. Появление симптомов ухудшения состояния — является
препятствием движению. На месте водителя машины каждый из участников группы.
Для
наглядности демонстрируются следующие пособия:
Контуры
человека, прикрепленные на стене, предварительно закрашенные в зеленый, желтый
и красный цвета. Зеленый — симптомов бронхиальной астмы нет -“Двигаюсь на
полной скорости”. Желтый — появились ранние симптомы-предвестники (насморк и
слезящиеся глаза, кашель, чихание, головная боль, боль в шее, зуд, усталость и
слабость, боль в животе, жар, дрожь) — “Должен сбавить скорость”. Красный —
симптомы приступа бронхиальной астмы (бронхоспазма): боль в грудной клетке,
сдавливание в груди, затрудненное дыхание — “Должен остановиться, нужна
помощь”.
Схематическое
изображение бронхов, предварительно закрашенных в зеленый, желтый и красный
цвета. Проводится аналогия с соответствующими симптомами на контурах человека.
На занятии дети могут сами раскрашивать эти бронхи.
Попросить
детей показать на схематическом изображении бронхов, какие бронхи соответствуют
цветным “человечкам” и почему.
Задание 3. Проверка знаний симптомов
бронхиальной астмы
Работа
с контуром человека. Раздать каждому ребенку маленький контур человека, цветные
карандаши. Напомнить, что симптомы-предвестники обозначаются желтым цветом, а
симптомы приступа астмы — красным.
Выбрать
признаками симптомов-предвестников и симптомы приступа бронхиальной астмы из
предлагаемых списков.
Нарисовать
их на контуре человека в тех областях тела, где проявляются эти симптомы.
Пронумеровать
симптомы в той последовательности, в которой они появляются при приступе
бронхиальной астмы. Обратить внимание на важность определения ранних симптомов
ухудшения, симптомов-предвестников, чтобы суметь предотвратить приступ
бронхиальной астмы.
Нарисовать
выражение лица на схеме или описать свои чувства во время приступа бронхиальной
астмы.
Усвоение
урока: дети усвоили урок, если они могут назвать свои симптомы-предвестники
бронхоспазма и сообщить о них родителям. Если ребенок не может идентифицировать
свои симптомы, попросите родителей обсудить с ним его последний приступ и
помочь ему разобраться в ранних симптомах.
Целесообразно выполнять задание 1 и 2 в форме общего обсуждения,
поясняя каждый симптом бронхиальной астмы.
Тема 2.
Совместное занятие детей и родителей
1.Срав
нение и уточнение каждой семь
ей
индивидуальных симптомов бронхиальной астмы у детей.
Родители
садятся рядом с детьми и совместно с ними сравнивают свои и детские листы
симптомов-предвестников и симптомов приступа астмы, на контурах человека.
Необходимо 3-5 минут для обсуждения каждой семьей возникших разногласий.
Подведение
итогов по определению симптомов бронхиальной астмы.
По
результатам работы детей и родителей обращается внимание на более или менее
распространенные симптомы бронхиальной астмы в данной группе. Кратко
обсуждаются сходство и различие симптомов при бронхиальной астме.
3.
Проверка понимания симптомов зеленой,
желтой,
красной зон
Инструктор
называет различные симптомы, а дети и их родители поднимают соответствующий
дорожный знак.
4.
Комплекс упражнений на напряжение и расслабление
Упражнения
проводятся в центре комнаты лежа на ковре или сидя на своем месте. Длительность
упражнений 5-7 минут. Цель расслабляющей гимнастики — научить умению
расслабляться, сохранять спокойствие во время приступа астмы, а также дать
отдых детям и переключиться на другой род деятельности.
Выполняется
сидя на стуле или лежа на полу.
Руки
лежат на коленях или располагаются вдоль тела.
Предлагается
закрыть глаза и опустить подбородок на грудь.
Поочередно
напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья.
Каждый
раз после напряжения, следует полное расслабление, которое сопровождается
воображением пребывания в наиболее красивом и приятном месте.
Предложите
детям придумать, как еще можно сохранить спокойствие, например, занявшись
любимым делом.
Ребенок
усвоил урок, если он может продемонстрировать быстрое расслабление или может
описать ряд способов релаксации. Ребенок во время приступа астмы должен
применять способ расслабления.
Страх
во время затрудненного дыхания может привести к ухудшению состояния ребенка.
Очень важно сохранять спокойствие и попытаться расслабиться.
Почему
надо оставаться спокойным? Две основные причины:
Когда
человек с бронхиальной астмой нервничает или возбуждается, то дыхание
становится поверхностным, частым и таким образом мало воздуха поступает в
легкие и выходит обратно. Мускулатура грудной клетки сокращается и диафрагма не
может нормально функционировать. Это состояние называется гипервентиляцией.
Когда
человек расстроен или нервничает, он не способен принимать правильные решения.
Если в этот момент необходимо попросить кого-либо о помощи, то не всегда можно
как следует объяснить свою проблему. Кроме того, нервозность одного человека
передается другим людям.
Усвоение
урока: ребенок усвоил урок, если он может сформулировать причины, почему
следует сохранять спокойствие.
5. Принципы самоконтроля.
Для
осуществления самоконтроля за своим состоянием любой человек должен уметь
измерять частоту пульса и дыхания. В норме у детей старше 7 лет частота
сердцебиения составляет 80 ударов в минуту, частота дыхания — в пределах 20 в
минуту. Дети и родители обучаются подсчету пульса и частоте дыхания.
Предлагается
завести дневник наблюдения, где записывать частоту пульса и дыхания до и после
проведения занятий на релаксацию.
Домашнее
задание
Выполнять
упражнения “напряжения и расслабления” 2 раза в день по 5-7 минут. Записывать
данные пульса и частоты дыхания до и после упражнений.
Предложить
обсудить на следующем занятии, кто использовал эти упражнения и какой при этом
наблюдался эффект.
Советы
преподавателю
Во
время проведения занятий на релаксацию, говорите медленно, мягким, спокойным
голосом, чтобы дети успели почувствовать разницу между напряженными и
расслабленными мышцами. Подчеркните важность сохранения спокойствия для
купирования приступов астмы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.med2000.ru/
Источник