Кто страдает бронхиальной астмой
Точные данные пыльцевого мониторинга
Специальные ловушки улавливают из воздуха пыльцу и споры в круглосуточном режиме. К нам попадают уникальные точные данные со станции пыльцевого мониторинга, обработанные по уникальной научной методике.
Пройти тест
Основные факторы риска бронхиальной астмы. Как контролировать эту болезнь?
Фото: Fotodom.ru
Задумывались
ли вы когда-нибудь над тем, как вы дышите, как вдыхаете и выдыхаете воздух?
Скорее всего, нет, так как процесс дыхания происходит автоматически. Больной
бронхиальной астмой тоже старается не думать об этом, но, к сожалению, не
всегда получается. Астму нельзя излечить, но держать под контролем, благодаря
современным методам диагностики и лечения, можно. Сегодня, 11 декабря, во
Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой, рассказываем о том, какие факторы
риска существуют, под какими масками может скрываться астма, и почему важно
распознать ее как можно раньше.
Бронхиальная
астма — заболевание аллергическое, эксперты Всемирной организации
здравоохранения считают ее глобальной проблемой: в мире сегодня около 300 млн
человек страдают астмой: от 4% до 10% взрослого населения планеты и 10-15%
детей. По частоте заболеваний астма стоит на пятом месте после сердечных
болезней, инсульта, рака и диабета. Печальная статистика: ежегодно на планете
умирает более 180 тысяч человек, страдающих бронхиальной астмой.
К 2025 году
число астматиков увеличится еще на 100 млн, при этом вырастет число тяжелых
форм, а во второй половине 21-го века каждый второй ребенок будет страдать
астмой, утверждают врачи. Вот такая грустная перспектива, хотя уже сегодня
астма — самое распространенное хроническое заболевание среди детей.
Причину таких
высоких показателей врачи видят в отсутствии ранней и точной диагностики
бронхиальной астмы. Парадоксально, но факт: хотя есть четкое определение
болезни, у нее — яркие симптомы, в распоряжении врачей — современные методы
исследования, бронхиальную астму нередко диагностируют как бронхит и довольно
долго лечат неправильно и неэффективно — курсами антибиотиков и противокашлевых
препаратов.
В результате, болезнь прогрессирует, и человек попадает в руки
специалиста — врача-аллерголога, пульмонолога уже с запущенной формой. У трех
из пяти больных бронхиальную астму диагностируют на поздних стадиях болезни.
Бронхиальная астма: коварная болезнь с разными симптомами
ПОДРОБНЕЕ
Факторы риска бронхиальной астмы:
- Пол. Среди детей астма чаще встречается
у мальчиков, чем у девочек. Ряд исследователей считает, что дыхательные пути у
мальчика короче, чем у девочки, и это способствует увеличению риска развития
свистящего дыхания после перенесенной простуды или вирусного заболевания. После
20 лет эта разница между мужчинами и женщинами практически исчезает, и после 40
лет статистика уже другая: астма чаще развивается у женщин. - Наследственность. Если астма
наблюдалась хотя бы у одного из родителей, то шанс ее передачи ребенку —
примерно 30%. Если больны оба родителя, то риск развития у их детей астмы
возрастает до 70%. Защитить ребенка от возникновения или возвращения болезни
можно, используя методы профилактики, но нередко астма проявляется уже во взрослом возрасте. - Гиперчувствительность
дыхательных путей. При бронхиальной астме дыхательные пути человека воспаляются при
малейшем контакте с аллергенами и холодным воздухом. Но надо заметить, что
астма развивается все же не у всех людей с гиперчувствительностью дыхательных
путей. - Атопия. Это аллергическая
гиперчувствительность, которая проявляется поражениями разных частей тела и
органов, не контактирующих непосредственно с аллергеном, самые частые такие
проявления — атопический дерматит (экзема), атопический ринит, атопический
конъюктивит. И в итоге, все это может привести к развитию астмы. У 40-50% детей
с атопическим дерматитом в будущем развивается бронхиальная астма, и протекает
она более тяжело, с частыми обострениями. - Аллергии. Аллергия — первый признак
предрасположенности человека к астме. Раннее начало бронхиальной астмы связано именно
с воздействием различных аллергенов, один из самых распространенных — домашняя
пыль, фактически представляющая собой сложную смесь целлюлозы, шерсти животных,
спор плесени и невидимых глазом клещей. По данным врачей, к домашней пыли
чувствительны 70% детей, больных бронхиальной астмой. Дети — в особой группе риска по астме,
так как их иммунная система только формируется, и организм быстрее реагирует на
все аллергены-раздражители — пищевые, бытовые,
природные, химические. Чаще болезнь начинается в раннем детстве: у 50-80% детей
первые симптомы появляются в возрасте пяти лет. - Частые вирусные
простуды. Существует
устойчивая взаимосвязь между развитием болезни и частыми простудными
заболеваниями, особенно у малышей: у 25% детей с выявленными
бронхообструкциями, вызванными вирусами, впоследствии развилась бронхиальная
астма. - Загрязненная окружающая среда. Загрязненный воздух в помещениях,
например, сигаретным дымом, вредными испарениями чистящих и моющих средства,
красок, высокая влажность — все это может вызвать аллергическую реакцию,
которая потом спровоцирует развитие астмы. Газовые плиты — основной источник
домашнего оксида азота. Исследования показали: люди, готовящие на газовой
плите, больше склонны к таким симптомам, как свистящее дыхание, нехватка
дыхания, приступы сенной лихорадки, и астма у них развивается чаще. Поэтому
хорошо проветривайте кухню, когда готовите. - Ожирение. У людей с лишним весом астма развивается на 38% чаще, у людей
с ожирение — в два раза чаще, чем у худых и стройных. - Курение, в том числе пассивное. Сигаретный дым — один из сильных
аллергенов. У курильщиков чаще развиваются хронический бронхит и астма,
доказано, что пассивное курение может спровоцировать развитие астмы у ребенка
(когда родители часто курят дома). Курение женщины во время беременности может
снизить работоспособность легких у плода, а в будущем у ребенка будет
повышенный риск развития астмы.
Фото: kalhh, pixabay.com
Астма является хронической болезнью, которая периодически проявляет себя в виде приступов удушья и свистящих хрипов. По тяжести и частоте эти симптомы бывают разной степени. Интервал между двумя проявлениями астмы может составлять один час или один день. Чаще всего болезнь напоминает о себе во время физических нагрузок или ночью.
Это воспалительное заболевание бронхов, которое поражает как взрослых, так и детей, может иметь серьезные последствия для здоровья.
Обычно при вдохе воздух свободно проходит через дыхательные пути и достигает обоих бронхов. Эти бронхи разветвляются и образуют еще более тонкие каналы: бронхиолы. Они доставляют насыщенный кислородом воздух в альвеолы, небольшие мешочки, в которых происходит газообмен.
В случае астмы слизистая бронхов является гиперчувствительной. Если бронхи подвергаются воздействию раздражающих веществ, они реагируют, сокращаясь: это бронхоспазм. Их стенки утолщаются и производят выделения, которые накапливаются в дыхательных путях. В результате просвет бронхов сужается. Астматик чувствует удушье. Вдох и выдох становятся трудными.
Стоит заметить, что коэффициент смертности среди больных бронхиальной астмой — не самым высоким, если сравнивать его с показателями других хронических болезней. Но жить с бронхиальной астмой очень сложно, потому что она сильно ухудшает качество жизни. Больные астмой мало двигаются и страдают от бессонницы и усталости.
Признаки астмы
Проявляется бронхиальная астма по-разному. Напоминать о себе болезнь может как периодически, так и постоянно. Среди ее симптомов можно отделить приступы удушья, одышку, сухой кашель до надрыва, свистящие хрипы при выдохе и боли в грудной клетке. Отдельного внимания заслуживает кашлевой тип заболевания, для которого характерен кашель, во время него выделяется незначительное количество мокроты. Стоит заметить, что кашель сильнее беспокоит ночью, а с приходом дня — отступает.
Чаще всего развитию приступа астмы предшествуют определенные критерии, и сам процесс составляет несколько дней. Однако сильные приступы могут появиться совершенно неожиданно. Когда болезнь на время отступает пациенты чувствуют себя удовлетворительно.
Причины возникновения астмы
Астму относят к неизлечимым болезням. Однако у человека остается возможность контролировать течение заболевания и проявление его симптомов. Стоит заметить, что врачи до настоящего времени точно не выяснили основные причины возникновения астмы. Но считают, что к болезни приводит генетическая предрасположенность, которая сочетается с внешними раздражителями.
Среди самых частых причин этой болезни можно выделить следующие.
• Работа или длительное пребывание во вредных условиях.
• Низкий вес новорожденного ребенка, или если мать продолжала курить, будучи беременной.
• Лекарства. К ним относят аспирин, группу противовоспалительных и обезболивающих препаратов, а также лекарства, которые предназначены для снижения давления
• Малоподвижный образ жизни.
• Аллергены (пыль, пыльца, шерсть животных, клещи).
• Инфекции дыхательных путей (простуды, бронхиты, синуситы и др.), так как они вызывают локальное воспаление.
• Физические упражнения, особенно если они выполняются на улице зимой, в холодную и сухую погоду.
• Сильные эмоции (смех, слезы, злость, волнение), особенно у детей.
Как предотвратить астму
Для того, чтобы снизить риск возникновения астмы, необходимо:
• тщательно следить за порядком дома,
• частая уборка комнаты,
• использовать только безопасную бытовую химию, если это невозможно, во время уборки необходимо надевать перчатки и маску при первом подозрении на аллергию необходимо пойти к врачу, отказаться от самолечения,
• прежде чем принимать какие-то лекарства обязательно советоваться с врачом,
• быть активным, ежедневно прогуливаться на улице при любой погоде.
Если статья была вам полезной, угостите автора чашечкой кофе, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Каждый день здесь публикуются новые познавательные статьи.
Фото: LEGION-MEDIA
Нередко с приходом весны и началом сезона цветения мы вспоминаем о такой
проблеме, как аллергия, а вместе с ней и об астме. Наш эксперт — Татьяна Неешпапа,
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт — рассказывает об особенностях этого
заболевания.
Бронхиальная астма — это заболевание, в результате которого
формируется хроническое воспаление в бронхах, которое ведет к отеку и сужению
дыхательных путей. Природа возникновения астмы многообразна, так как это гетерогенное
заболевание. Другими словами, причин его появления может быть много.
Среди
основных выделим:
- аллергия (на домашнюю пыль, шерсть животных, продукты питания, пыльцу и др.);
- наследственная предрасположенность;
- работа на вредном производстве;
- курение (активное, пассивное);
- определенные вирусные инфекции;
- ожирение.
Миф №1. Астма всегда начинается
в детстве
На самом деле. Эта болезнь может возникнуть в
любом возрасте. В детстве чаще ею страдают мальчики, но затем она также часто
развивается и у женщин. Коварство
болезни заключается в том, что она проявляется по-разному. Часто у детей астму
путают с повторяющимися обструктивными бронхитами, из-за которых тоже
происходит спазм в бронхах, и ребенку становится тяжело дышать.
У детей до 5-7 лет бывают обструкции на фоне ОРВИ, это связано с физиологическими особенностями, и это не астма. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому пациенту, даже когда жалобы
одинаковы.
Что
касается астмы, то у детей первыми ее проявлениями могут быть затяжной кашель, в
том числе ночной, или повторяющиеся бронхиты с бронхообструктивным синдромом на
фоне каждой ОРВИ. Во взрослом возрасте болезнь проявляется эпизодами
затрудненного и свистящего дыхания, одышкой и приступами удушья. Эти симптомы
усиливаются в ночное время и ранние утренние часы. Также эти проблемы могут
возникать при контакте с раздражителями.
В
качестве раздражителей для бронхов могут выступать:
- аллергены;
- инфекции;
- табачный дым;
- плохие условия окружающей среды;
- тревожные состояния.
Миф №2. Астма всегда
сопровождается приступами удушья
Бронхиальная астма: кто и почему болеет чаще?
ПОДРОБНЕЕ
врач-пульмонолог 1 категории и терапевт Татьяна Неешпапа
Фото: из личного архива Т. Неешпапа
На самом деле. Как мы уже говорили ранее,
симптомы астмы различны, и удушье является одним из них. Иногда бывает кашлевой вариант бронхиальной астмы, когда нет
характерных приступов удушья, но имеется длительный кашель, который не
поддается «стандартному» лечению у терапевта. При
этом врач исключил остальные возможные причины появления кашля.
Миф №3. Врачи
лечат астму только гормонами, а это опасно
На самом деле. Выделяют 5 степеней тяжести заболевания. Для каждой степени тяжести
рекомендован определённый объём лечения. В терапии
применяются не только гормоны, но и другие противовоспалительные и
бронхорасширяющие средства, которые снимают отек слизистой бронхов, уменьшают
выработку слизи и образование мокроты, а также снижают гиперреактивность
дыхательных путей.
Кроме того, в основном
используются ингаляционные глюкокортикостероиды (гормональные средства),
которые оказывают местное противовоспалительное действие. Они, в отличие от
системных гормональных средств (таблетки и уколы), действуют не на весь
организм, а только на слизистую бронхов.
Поскольку большая часть гормона не
всасывается в кровоток, то развитие возможного системного эффекта будет
минимальным. Ингаляционные гормональные средства, назначенные в адекватных
терапевтических дозах, не вызывают привыкания. При этом отказ от лечения может
привести к обострению заболевания.
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.