Исследовательская работа на тему бронхиальная астма у детей
1
Научно-исследовательская работа на тему: Бронхиальная астма Выполнил: г. Благовещенск 2017
2
Содержание работы: 1. Введение 2. Цель исследования 3. Материал и методы исследования 4. Результаты исследования 5. Обсуждение результатов 6. Список использованной литературы
3
Введение Бронхиальная астма (от др.-греч. σθμα «тяжёлое дыхание, одышка») хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля.
4
Бронхиальная обструкция обратима частично или полностью, спонтанно или под влиянием лечения. По оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек страдают от астмы. Для лечения используются симптоматические препараты, предназначенные для купирования приступа, и препараты базовой терапии, воздействующие на патогенетический механизм заболевания. Грозное осложнение заболевания астматический статус. Основополагающим документом является GINA глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы.
5
Большая социально-экономическая значимость заболеваемости бронхиальной астмой (БА) определяется ее широкой распространенностью среди населения земного шара. Распространенность БА среди взрослого населения России колеблется от 5,6% в Иркутске до 7,3% в Санкт-Петербурге.
6
Цель исследования Целью исследования явилось изучения особенностей заболеваемости бронхиальной астмой по обращаемости в ГБУЗ РТ Барун- Хемчикский ММЦ.
7
Материал и методы исследования Исследование – ретроспективное. Изучались особенности заболеваемости бронхиальной астмой по обращаемости в ГБУЗ РТ Барун-Хемчикский ММЦ. Были изучены возрастная, половая структура, клинические данные. В исследование были включены все больные БА (18 человек), пролеченные в больнице за период январь 2014 февраль 2017 г.
8
Результаты исследования Всего Поступившие с БА Частота бронхиальной астмы ГБУЗ РТ Барун-Хемчикский ММЦ
9
Заболеваемость бронхиальной астмой по возрастному составу
10
Наиболее высокий уровень заболеваемости по обращаемости зарегистрирован в возрастной группе до 10 лет. По данным Института иммунологии ФМБА России, В последнее время отмечается рост аллергизации населения и значительное «омоложение» БА у детей, а 54,1% всех случаев БА у детей имеют истоки развития в раннем возрасте. С 40 до 70 лет вновь отмечается рост заболеваемости БА по обращаемости, что также не противоречит существующим данным. И.Е.Малышева, Н.Е.Карташова зарегистрировали максимальную заболеваемость у взрослых в возрасте лет. В исследуемом регионе пик заболеваемости оказался сдвинут в старшие возраста: лет.
11
Заболеваемость бронхиальной астмой среди женщин
12
Заболеваемость бронхиальной астмой среди мужчин
13
При изучении возрастно-половой структуры больных БА полностью подтвердились описанные в литературе возрастные различия. Девочки болеют БА меньше, чем мальчики, в пубертатном периоде заболеваемость у обоих полов сравнивается, а вот женщины страдают этим заболеванием чаще мужчин.
14
В ходе проведенных исследований было установлено, что у большей части поступивших в стационар пациентов (35%) выявляются нарушения бронхиальной проходимости. По сравнению с контролем (здоровые лица) в группах больных тяжелой и среднетяжелой БА регистрируется достоверное снижение ОФВ1 и показателей бронхиальной проходимости на всех уровнях, особенно дистальных отделов бронхов. Достоверно снижены ЖЕЛ и ФЖЕЛ. Выявленные нарушения показателей вентиляционной функции дыхания наиболее выражены у пациентов с тяжелой БА. У больных тяжелой астмой установлена отрицательная корреляционная зависимость между ОФВ1 и парциальным напряжением кислорода в периферической крови (r=0,52; p
15
Одновременно с нарастанием степени тяжести заболевания и снижением проходимости нижних отделов бронхиального дерева, в периферической крови наблюдаются изменения парциального давления кислорода (рО2). Так, если у здоровых лиц рО2 составляло от 93 до 100 мм рт. ст., то у лиц с БА средней тяжести эти показатели были уже на уровне 66,9±1,5 мм рт. ст., а при тяжелой астме – 56,3±2,1 мм рт. ст. (табл. 2). На этом фоне в периферической крови больных БА наблюдается снижение гемоглобина до 13,5±1,4 г/100 мл, а насыщение его кислородом до 96,0±3,1 г/100 мл, (здоровые лица – 115,0±0,15 г/100 мл)
16
Выводы 1. Наиболее высокий уровень заболеваемости по обращаемости зарегистрирован в возрастной группе до 10 лет. 2. С 40 до 70 лет вновь отмечается рост заболеваемости БА по обращаемости. 3. Девочки болеют БА меньше, чем мальчики, в пубертатном периоде заболеваемость у обоих полов сравнивается, а вот женщины страдают этим заболеванием чаще мужчин. 4. Одновременно с нарастанием степени тяжести заболевания и снижением проходимости нижних отделов бронхиального дерева, в периферической крови наблюдаются изменения парциального давления кислорода (рО2).
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.