Гимнастика для ребенка при бронхиальной астме
Бронхиальная астма — хроническое заболевание, накладывающее ограничение на физические нагрузки. Однако упражнения в рамках ЛФК, а также дыхательная гимнастика могут облегчить состояние и снизить число приступов. Гимнастику при бронхиальной астме могут освоить как взрослые, так и дети.
Дыхательная гимнастика
При бронхиальной астме дыхательная гимнастика решает следующие задачи:
· устраняет бронхоспазм;
· очищает воздухоносные пути дыхательного горла;
· расслабляет дыхательную мускулатуру;
· воздействует на тонус бронхиальных мышц;
· улучшает подвижность грудной клетки и грудобрюшной перегородки.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме бывают статическими (без движений конечностями, туловищем) или динамическими (с движениями).
Для взрослых
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме для взрослых может включать следующие техники:
1. Расслабляют мышцы шеи и плеч. Вдыхают носом (рот закрыт) на протяжении 2-х секунд. А затем 4 секунды выдыхают через, сложенные в трубочку, губы.
2. Берут стакан с водой и трубочку для напитков. Набирают воздух, а затем медленно через трубочку выдыхают его в воду.
3. Садятся на стул, держа спину прямой. На вдохе живот направляется вперед, словно заполняется воздухом, а при выдохе со сомкнутыми губами втягивается обратно, освобождаясь от воздуха.
При астме может использоваться дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Она подразумевает выполнение коротких, резких с шумом вдохов носом (3 раза за 2 секунды) с последующим пассивным выдохом через носовую полость или ротовое отверстие. Чтобы помешать глубокому вдоху, одновременно с ним выполняют движения, оказывающие компрессию на грудную клетку.
Гимнастики Стрельниковой при бронхиальной астме у взрослых не является основной, поскольку имеет сложную технику выполнения без явных преимуществ по сравнению с другими техниками.
Для детей
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме у детей нацелена на то, чтобы научить их дышать поверхностно. Это важный прием, поскольку глубокие вдохи раздражают рецепторы разветвлений дыхательного горла и усиливают приступы. А купировать их поможет освоенная техника умеренного выдоха.
Гимнастика при бронхиальной астме у детей обычно выполняется в игровой форме.
Возможные дыхательные упражнения:
1. В цветнике. Ребенок стоит и носом втягивает максимального много воздуха, словно нюхает розу. После этого он имитирует попытку сдуть с одуванчика все пушинки.
2. Курочка. Сидя на стуле, ребенок опускает ручки вниз. Затем он быстро вдыхает и высоко разводит конечности в стороны. Его ладони должны смотреть вниз, изображая крылышки курицы. На выдохе он опускает «крылышки» и снова прижимает руки к телу.
3. Хомячок. Малыш надувает щечки и так прохаживается. Затем он выпускает воздух, хлопнув себя по щекам. После этого он делает несколько шагов, дыша носом, словно ища новую порцию пищи для заполнения щечек.
Выполнять комплекс упражнений с детками рекомендуется утром и вечером по 10-15 минут.
По Бутейко
Особой популярностью при бронхиальной астме пользуется дыхательная гимнастика по Бутейко. Человек учится силой воли регулировать дыхание и со временем сможет полностью контролировать соотношение вдоха и выдоха.
Пациент трижды в день задерживает дыхание (до 1 минуты) после выдоха. Повторяет такую манипуляцию 2-3 раза. Для этого занимают удобную позу, в которой человек будет чувствовать себя максимально расслаблен. После выдоха зажимают нос двумя пальцами и фиксируют время начала и окончания.
Зависать в таком состоянии допускается до тех пор, пока не появится ощущение, что дальше задерживать дыхание уже нет сил. После каждого подхода делается двухминутная пауза, во время которой сохраняется поверхностное дыхание. Бутейко считает, что такие задержки дыхания приводят в норму содержание в крови углекислого газа, снимают удушье и содействуют выздоровлению.
Техника поверхностного дыхания по Бутейко для купирования бронхоспазмов считается одной из самых эффективных.
Дыхательные тренажеры
Применение различных аппаратов для коррекции дыхания и выполнения упражнений дает хорошие результаты в пульмонологии. Дыхательные тренажеры при бронхиальной астме за основу берут следующие факторы:
· понижение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе;
· повышение содержания углекислоты;
· оказание сопротивления свободному дыханию;
· изменение частоты дыхательных актов и их ритмичности.
Особой популярностью пользуется дыхательный тренажер Флорова. Он подразумевает сочетание эффектов легкой гипоксии и гиперкапнии, а также регулируемое сопротивление дыханию.
Комплекс физических упражнений в рамках ЛФК
Грамотно подобранные физические упражнения при бронхиальной астме помогают больным справляться с приступами. А также с их помощью они поддерживают мышцы в тонусе без причинения себе вреда.
Лечебная физкультура при бронхиальной астме исключает интенсивный бег или упражнения, которые должны выполняться без перерыва на восстановление дыхания.
Основные задачи ЛФК при бронхиальной астме:
· снижение клеточного спазма бронхов любого калибра;
· улучшение оборота воздуха через легкие;
· активизация клеточного питания;
· обучение пациента контролировать вдох/выдох во время приступа.
ЛФК при бронхиальной астме включает легкие упражнения, которые под силу выполнить больным с любой физической подготовкой. Занимаются всегда в медленном или среднем темпе.
Возможный комплекс упражнений при бронхиальной астме:
1. Пациент располагается на стуле, прислонившись к спинке. Вначале сгибают и разгибают верхние конечности в локтях, повторяя упражнение 4-6 раз. Затем выполняют следующий элемент гимнастики — сгибание и разгибание стоп с одновременным сжатие кулачков. Совершается 6-8 повторений, выдерживая средний темп.
2. Больной стоит, держась за спинку кровати или стол. Выполняются элементы дыхательной гимнастики, произнося букву — «ж». Делается это упражнение 4-6 раз, в неспешном темпе. При это контролируется, чтобы выдох был удлиненным.
3. Пациент стоит, раздвинув ноги на ширине плеч, а кисти скрестив за затылком. В таком положении туловище наклоняется в стороны, что сопровождается выдохом. Выполняют 4-6 повторений в среднем темпе.
4. Больной стоит также, как в предыдущем положении, но руки опущены вдоль тела. Отводя верхние конечности в стороны, делается вдох. После этого, сжав нижнюю часть грудной клетки, человек выдыхает. Все движения этого элемента гимнастики выполняется медленно, с повторением до 6 раз.
5. Пациент стоит и держит в руках мяч. Набрав воздуха в грудь, руки с мячом поднимаются вверх. А опуская конечности вниз, человек выдыхает. При этом старается, чтобы выдох был удлиненный. Такие действия он выполняет 4-6 раз.
Для занятий ЛФК при бронхиальной астме комплекс упражнений обязательно подбирается пульмонологом совместно с физиотерапевтом. Перегружать организм противопоказано. Если появляется неровное дыхание, спазм или кашель, то выполнение упражнений прекращают.
Выполнять комплекс ЛФК при бронхиальной астме на улице во время дождя, ветра или холодной погоды противопоказано, поскольку любое переохлаждение провоцирует новые приступы.
Звуковая гимнастика
Особое внимание уделяют звуковой гимнастике при бронхиальной астме. Когда человек произносит звуки, вибрация складок слизистой оболочки гортани затрагивает воздухоносные пути, легкие и всю грудную клетку. За счет этого устраняется спазм гладкомышечных клеток бронхов любого калибра.
Глухие согласные (п, т, к, ф, с) при произнесении требуют максимального усилия. Это сопровождается приведением в тонус мускулатуры грудной клетки и грудобрюшной перегородки. Звонкие согласные (б, д, г, в, з) требуют средней силы напряжения, а слогообразующие согласные (м, н, л, р) произносятся легче всего.
Звуковая гимнастика может преследовать различные цели, но во всех случаях звуки произносятся в строгой последовательности, которую пояснит больному специалист.
Можно ли вылечить эту болезнь
Официальная медицина не дает однозначного ответа на вопрос о том, возможно ли полностью вылечить бронхиальную астму. Многие дети-астматики, достигнув совершеннолетия, навсегда забывают о неприятной симптоматике, связанной с этим заболеванием. Это может объясняться возрастным изменением иммунной системы (нормализацией). Наряду с этим большинство взрослых с таким диагнозом на протяжении всей жизни вынуждены прибегать к терапевтическим мерам.
Как проводится лечение
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме — это лишь вспомогательный метод борьбы с данной патологией. Он не отменяет медикаментозного лечения. Традиционная терапия бывает базисной (нацелена на механизм развития патологии) и симптоматической (подавляет приступы при контакте с пусковым фактором).
Базисная назначается на продолжительное время. Больной ежедневно употребляет лекарства, независимо от самочувствия или других факторов. Симптоматической терапией пациент пользуется по факту появления первых признаков приступа удушья.
Диета
Медикаментозное лечение и ЛФК должна быть дополнены правильным питанием при бронхиальной астме. Предложить единую диету для больных с такой патологией практически невозможно. В каждом конкретном случае учитывают особенности и индивидуальную реакцию организма и вырабатывают индивидуальный план питания, придерживаясь основных правил диет при заболеваниях органов дыхания.
Заключение
1. Упражнения при бронхиальной астме подбирают индивидуально, учитывая следующие факторы: возраст и общее самочувствие больного, фазу заболевания (обострение или ремиссия) и его тяжесть.
2. Занятия дыхательной гимнастикой улучшают как физическое, так и эмоциональное состояние больных.
3. Положительный результат будет заметен только при регулярных занятиях на протяжении нескольких месяцев.
Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!
Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Алёнушка — будущий врач
Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют около 300 миллионов людей.
Бронхиальной астмой страдают не только взрослые, но и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.
Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхо — легочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.
Родители всегда, а при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.
Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается, возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).
Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.
Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.
Вот почему родители просто обязаны от двух до трёх раз в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.
При бронхиальной астме ухудшается общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.
Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы результаты лечения.
Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.
Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.
Курс дыхательных упражнений
Тренировка носового — диафрагмального дыхания.
1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.
2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).
3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.
4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».
5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.
6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.
Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.
Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора
1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.
2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.
3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.
4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.
5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.
Комплекс
Упражнения, способствующие усвоению гармонично-полного дыхания
1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.
2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.
3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.
4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.
5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.
Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.
Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.
Специальные задания
1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.
2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.
3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.
4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).
5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.
6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.
Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).
Держите осанку или профилактика сколиозов
Астма – серьезное заболевание, лечить которое можно при использовании медикаментов, а также комплекса дыхательной гимнастики. Правильная техника выполнения способствует улучшению работы дыхательных органов.
Дыхательная гимнастика при астме увеличивает эластичность стенок бронхов, по кровеносным сосудам в большем объеме поступает кровь, перенося достаточное количество кислорода. Кроме того, она является эффективным способом предупреждения инсульта.
Польза дыхательной гимнастики при астме
Если правильно выполнять лечебную гимнастику, то она не только помогает организму бороться с заболеванием, но и оказывает положительное воздействие на организм в целом:
- обмен веществ приходит в норму;
- снижается содержание холестерина;
- иммунитет укрепляется;
- сердце работает правильно, без нарушений;
- нервная система пациента становится выносливее, снимается стресс.
Если говорить о гимнастике для дыхания в целом, то стоит сказать, что она повышает качество жизни пациента.
С точки зрения воздействия на заболевание можно отметить следующее положительное влияние упражнений:
- газообмен в органах дыхательной системы нормализуется, и клетки получают необходимое количество кислорода;
- при правильном дыхании лучше отходит слизь из бронхов;
- мышцы грудной клетки становятся крепче и эластичнее;
- предотвращается застой крови в легких;
- предупреждается появление спаек.
Какие результаты достигаются
Дыхание при бронхиальной астме – важный момент, которому стоит уделять большое внимание. Если правильно и регулярно выполнять дыхательную гимнастику, можно добиться желаемых результатов.
Бронхи освобождаются от слизи, улучшается вентиляция и дыхательная функция легких. Дышать правильно при астме – это значит снизить до минимума частоту приступов удушья.
Правильное выполнение упражнений позволяет добиться следующих результатов:
- уменьшается выраженность симптомов;
- дыхательный аппарат восстанавливается и приходит в норму;
- улучшается эмоциональное состояние;
- снижается воздействие стрессов, которые усугубляют заболевание;
- нормализуется сон.
Для того чтобы добиться максимального результата, специалисты советуют делать гимнастику в полной тишине. Не стоит включать музыку, лучше сосредоточиться на вдохах и выдохах. Главными принципами занятий должны стать регулярность, правильность выполнения упражнений и серьезный подход.
Основные правила выполнения гимнастики
Дыхательные упражнения при астме, а также при бронхите должны проводиться в полном покое, без спешки и регулярно.
Есть ряд правил проведения тренировки при бронхиальной астме, следуя которым можно избежать большой нагрузки на организм и добиться лучшего результата:
- во время гимнастики необходимо дышать ртом. Если не следовать данному правилу при выполнении упражнений для лечения бронхиальной астмы, то содержимое из носоглотки может попасть в легкие, и занятия не только не дадут нужного эффекта, но еще и навредят организму;
- при обострении заболевания упражнения нужно выполнять в перерывах между приступами. Если не следовать этому правилу, то возможно появление сильнейшего кашля и бронхоспазмов;
- дыхание должно быть поверхностным, чтобы не спровоцировать усиление симптомов заболевания. Эмоции необходимо контролировать;
- регулярность – главное требование к выполнению упражнений.
Упражнения назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями больного. Необходимо следовать всем рекомендациям, которые дает лечащий врач.
Методики дыхательной гимнастики
Методик проведения гимнастики при астме большое количество. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по Бутейко и Стрельниковой.
Выполнение этих двух видов гимнастики при астме доступно не только взрослым, но и детям.
Обратите внимание: независимо от того, какая методика была назначена пациенту, в случае если при выполнении упражнений появляется неприятное ощущение или кашель, обязательно стоит об этом сказать врачу для дальнейшей коррекции занятий. Любая из методик не должна вызывать дискомфорта!
Общий комплекс упражнений
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме выполняются комплексно. Тренировки начинаются с минимальной нагрузки, которая постепенно увеличивается.
Основным преимуществом является то, что для гимнастики не требуется специальных приспособлений. Достаточно находиться в тишине и четко следовать правилам проведения упражнений.
Основной комплекс упражнений включает движения, которые используются в любой методике и помогают нормализовать дыхание:
- как правило, при астме мокрота и слизь накапливается внутри бронхов в ночное время. Чтобы прочистить их, необходимо, не вставая с постели, подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, при этом, как только ноги приблизились к грудной клетке, нужно сделать выдох ртом. На начальном этапе, примерно первые 10-15 дней, упражнение повторяется не менее 10 раз, а затем количество постепенно увеличивается;
- после выполнения первого упражнения нужно встать на ноги, руки — на талии. Следует вдохнуть максимальное количество воздуха носом, при этом живот должен максимально округлиться. Далее делается резкий выдох, и живот должен максимально втянуться. В случае если упражнение делает астматик, то не рекомендовано его выполнять более 10 раз за один подход. Если при выполнении появляется головокружение, занятия прекращаются;
- «поочередное дыхание» — вдыхать по очереди то правой, то левой ноздрей. Постоянно меняя одну сторону на другую, повторить не менее 10 раз;
- для того чтобы борьба с астмой была более эффективной, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Для этого пациент усаживается на стул, руки на колени. Вдох – руки развести, выдох — руки соединить на левом колене и потянуть его к груди. То же самое повторяется и с правым коленом. При осложнениях бронхиальной астмы упражнение делается не более 10 раз;
- астмой болеют не только взрослые, но и дети. Усадить ребенка и заставить его делать упражнения достаточно сложно. Поэтому можно с ним поиграть. Для этого ребенок вдыхает большое количество воздуха ртом, а выдох должен быть медленным. Можно использовать трубочку, опущенную в воду, через которую ребенок будет выдыхать. При данном упражнении нужно наблюдать, чтобы время выдоха постепенно увеличивалось.
Правильное выполнение упражнений – залог того, что приступы астмы станут повторяться все реже и реже.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой пользуется большой популярностью не только среди больных астмой, но и среди докторов, которые рекомендуют ее выполнять.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме были разработаны Стрельниковой несколько десятков лет назад. Основная цель методики заключается не только в помощи больному с астматическими приступами, но и в улучшении состояния здоровья в целом.
В 1980 году информация о методике появилась в популярном в то время журнале «Физкультура и спорт», после чего методика не только получила широкое распространение, но и за время своего существования помогла справиться с приступами большому количеству людей.
Согласно наблюдениям врачей, помощь от методики будет только в том случае, если пациент выполняет упражнения два раза в день. Кроме астмы, занятия способствуют улучшению процессов метаболизма, кровообращения, восстановлению нервной системы.
Методика помогает при пневмонии и застойных процессах в легких. В гимнастике задействованы все части тела: руки, голова, ноги, пресс, даже таз. Для того чтобы правильно выполнять все упражнения, необходимо воспользоваться рекомендациями и изучить методику более подробно.
Как правильно делать упражнения по Стрельниковой:
- воздух нужно вдыхать только носом. Вдох должен быть резким. Не стоит концентрировать внимание на выдохе, так как это отвлекает;
- выдох проводится через нос, при этом сопровождается определенными телодвижениями;
- вдыхать воздух нужно в ритме строевого шага;
- все упражнения делаются на счет 8. Считать нужно мысленно;
- можно делать гимнастику стоя, лежа или сидя. Выбор положения зависит от пациента.
Примеры практических упражнений
Рассмотрим несколько упражнений, которыми должен овладеть каждый пациент на начальном этапе:
- «ладошки» — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Быстро проводится 4 резких вдоха. При этом ладони с каждым вдохом сжимаются в кулак. При выдохе ладони произвольно разжимаются. Упражнение повторяется не менее 96 раз. Обратите внимание – при выполнении данного упражнения тело остается неподвижным, работают только ладони и дыхательная система;
- «погончики» — упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Руки прижаты к телу на уровне пояса и сжаты в кулаки. При каждом вдохе руки как будто отталкивают что-то вниз. При вдохе руки возвращаются в исходное положение. Упражнение делается блоками: 4 подхода по 12 раз.
Это два упражнения, с которых стоит начинать лечебную гимнастику. Далее постепенно прибавляются дополнительные упражнения. Новые упражнения нужно делать не все сразу, а вводить постепенно.
Полный комплекс упражнений можно посмотреть на официальном сайте Стрельниковой.
Обратите внимание: предложенная гимнастика признана достаточно эффективной, и очень важно, если на момент приступа больной ей владеет. При сильном приступе можно сесть, руки упереть в колени, слегка наклоняясь, вдохнуть и отклониться назад, позволяя воздуху выйти. Повторить 2-4 раза и сделать перерыв на 10 секунд.
При появлении заболевания у ребенка многие врачи рекомендуют посещение ЛФК, но, в соответствии с теорией Стрельниковой, она запрещена, так как вызвать приступ и усугубить заболевание может именно физическая нагрузка. Поэтому оптимальным вариантом в борьбе с болезнью станет дыхательная гимнастика. Упражнения с ребенком лучше выполнять вместе, превращая их в игру.
Несмотря на все положительные моменты дыхательной гимнастики, пациент в период занятий должен наблюдаться у врача. Он будет контролировать состояние больного и при необходимости назначит лекарственные препараты.
Дыхательная гимнастика по Бутейко
Бронхиальную астму можно лечить при помощи дыхательной гимнастики по методу Бутейко. Метод был предложен еще в 1952 году, но до сих пор широко используется при лечении заболевания.
Основной причиной появления бронхиальной астмы автор считает отсутствие в организме необходимого количества углекислого газа. Глубокий вдох позволяет поступать кислороду внутрь организма, уменьшая количество углекислого газа.
Из-за недостатка углекислого газа развивается бронхоспазм, уменьшается поступление воздуха, что может привести к кислородному голоданию.
Поэтому, по мнению Бутейко, вдох при астме должен быть неглубоким. Задержать дыхание может каждый, но вот научиться дышать поверхностно — нет.
Результат можно увидеть только при регулярных тренировках. Основные упражнения методики основаны на уменьшении поступления кислорода в организм и накоплении углекислого газа:
- полный вдох грудью, задержка дыхания на 7,5 секунды. После пауза 5 секунд, и повторяется все с самого начала не менее 10 раз;
- вдох ноздрями поочередно: 10 раз одной ноздрей, 10 — другой;
- для того чтобы легкие работали правильно, необходимо проводить глубокую вентиляцию легких. Необходимо сделать 12 предельно глубоких вдохов в течение 60 секунд. На каждый вдох отводится не более 5 секунд;
- дышать можно по уровням, на каждом уровне на вдох отводится свое количество времени. Это так называемое редкое дыхание.
Все упражнения по Бутейко выполняются в положении стоя или сидя. После занятий нужно принять комфортную позу и расслабиться. В таком положении следует находиться до тех пор, пока дыхание не восстановится и не станет ровным.
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика незаменима для восстановления дыхательных органов при астме. Упражнения включают в себя не только занятия физической культурой, но еще и обучение правильному дыханию с использованием различных звуков.
Звуки, которые пациент произносит при дыхательных упражнениях, оказывают благотворное воздействие на организм и помогают избежать приступов астмы.
Звук создает вибрацию, которая, опускаясь в грудную клетку, способствует расслаблению мышц, благодаря этому пациент лучше дышит, и астматические приступы происходят реже. Для того чтобы гимнастика принесла пользу, а не вред, необходимо соблюдать основные правила ее выполнения:
- каждое звуковое упражнение начинается и заканчивается звуками «ппф». Они произносятся при сложении губ трубочкой;
- обязательным условием является произношение закрытого звука «ммм». Это упражнение проводится в положении сидя, руки нужно сложить на коленях;
- звук должен издаваться пациентом на выдохе;
- длительность звучания постепенно увеличивается с 5 до 30 секунд.
Нельзя начинать гимнастику со сложных упражнений. Есть несколько этапов, которые необходимо выполнять поочередно. На подготовительном этапе пациент учится произносить звуки «о», «у», «е». При переходе к первому этапу произносятся звуки «д», «с», «з».
Звуковую гимнастику, как и все другие упражнения, можно делать только в период, когда отсутствуют приступы. Комплексное лечение должно включать упражнения, связанные с физической нагрузкой, дыхательные тренировки и звуковую гимнастику.
Дыхательная гимнастика йогов
Дыхательные упражнения для лечения астмы занимают особое место среди лечебной медицины стран Востока. Йога позволяет делать дыхательную гимнастику при астме в полном объеме.
При этом задействованы не только легкие, но и вся мускулатура органов дыхания, и вспомогательные мышцы. Все упражнения йогов выполняются в положении сидя, ноги скрещены «по-турецки».
Йоги рекомендуют: постарайтесь почувствовать, как движется воздух внутри вашего организма. Он должен заполнить живот, грудь, а только потом появится ощущение того, что воздух подходит к ключицам.
Дыхательная гимнастика при астме у детей
Дыхательная гимнастика для лечения бронхиальной астмы у детей несколько отличается от занятий для взрослых. Упражнения для восстановления дыхания при астме можно выполнять ребенку с 3 лет.
Независимо от того, какая методика была выбрана в качестве лечения заболевания, нельзя малыша заставлять заниматься насильно. Все проводится исключительно в форме игры.
Основная задача родителя в данном процессе — научить ребенка дышать через нос. Упражнения при астме для детей те же самые, что и для взрослых. Желательно, чтобы на первых занятиях с ребенком занимался инструктор, который объяснит, как правильно делать гимнастику.
Противопоказания к проведению гимнастики
Дыхательная гимнастика при астме – это дополнение к основному лечению, но несмотря на то что в большинстве случаев она влияет положительно на организм, бывают и такие ситуации, когда занятия приносят вред.
Поэтому дыхательную гимнастику для астмати?