Диплом на тему анемия у детей

Государственное автономное профессиональное  
образовательное учреждение

 «КАЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность

31.02.01 Лечебное дело

Работу выполнил(а)

Душанова Регина Аманжоловна

Группа

1402

Руководитель

Валиуллина А.Р.

Рецензент

Галимуллина  Г.Ф.

Работа заслушана на заседании ГЭК

____________________________

Дата

Работа оценена:

_________________________________________________

оценка, подпись председателя ГЭК

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ.        5

1.1 Определение анемии и классификация анемии        5

1.2 Железодефицитная анемия        9

1.3 Этиология и патогенез.        11

1.4 Клиническая картина.        18

1.5 Диагностика, лечение и профилактика        19

ГЛАВА 2 . РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА        24

2.1 Материал и методы исследования        24

2.2  Анализ результатов анкетирования        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        41

Приложение А Анкета: на информированность родителей о железодефицитной анемии        42

ВВЕДЕНИЕ

        Железодефицитная анемия (ЖДА) – наиболее распространенная форма анемии, которая возникает при недостатке железа в организме и характеризуется снижением уровня гемоглобина в единице объема крови в сочетании с клиническими признаками анемии.

        Среди всех анемий ЖДА встречается наиболее часто и составляет около 80%. По данным Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ),анемией страдают около 1,8 млрд. человек во всем мире. А скрытый недостаток железа (сидеропению) можно обнаружить у 3,6 млрд. человек. Возрастные группы, в которых анемия встречается чаще, — это женщины детородного возраста, беременные и дети 12-17 лет. Распространенность ЖДА у детей меняется с возрастом. В период быстрого роста дефицит железа достигает 50% и превалирует у девочек (они быстрее растут, и у них появляются менструальные кровопотери). Среди детей от многоплодной беременности и детей с опережающим обычные нормы ростом ЖДА на первом году жизни выявляется более чем в 60% случаев. В пожилом возрасте половые различия постепенно исчезают, и даже отмечается преобладание мужчин с дефицитом железа. По данным официальной статистики Минздрава России, из числа родивших женщин в 2015 г. имели анемию 34,4%, а в 2016 г. — 43,9%. В отдельных группах населения частота встречаемости железодефицитных состояний достигает 50% и даже 70-80%. Дефицит железа, по данным ВОЗ 2017 г., определяется у 20-25% всех младенцев, 43% детей в возрасте до 4 лет и до 50% подростков (девочки).

        Дефицит железа у детей приводит к росту инфекционной заболеваемости органов дыхания и ЖКТ. Железо необходимо для нормального функционирования структур головного мозга, при его недостаточном содержании нарушается нервно-психическое развитие ребенка. Установлено, что у детей, имевших в младенчестве железодефицитную анемию, в возрасте 3–4 лет определяются нарушения передачи нервных импульсов от центров головного мозга к органам слуха и зрения из-за нарушения миелинизации и, как следствие этого, нарушение проводимости нервов.

Источник

Загрузка…

Дисциплина. Сестринское дело

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Этиология и патогенез железодефицитной анемии у детей 5

1.1. Классификация анемии 5

1.2. Эпидемиология 6

1.3. Основные причины развития железодефицитной анемии у детей 6

1.4. Патогенез железодефицитной анемии у детей 9

  1. Клиника, диагностика, лечение и профилактика железодефицитных анемий у детей 11

2.1. Клиническая картина железодефицитных состояний 11

2.2. Диагностика железодефицитных состояний 12

2.3. Лечение железодефицитной анемии проводят в три этапа 14

2.4. Профилактика железодефицитной анемии 18

2.5. Диспансерное наблюдение 21

2.6. Прогноз 23

  1. Сестринский уход при железодефицитных анемиях у детей 24

3.1. Сбор информации о пациенте 24

3.2. Выявление проблем больного ребенка 25

3.3. Планирование и реализация ухода за пациентом 25

3.4. Оценка эффективности ухода 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Страниц: 37

Год написания: 2015

-ЖДА — это снижение Hв в единице объема кpови, обусловленное недостатком такого эpитpопоэтического фактоpа как железо

-Hаиболее часто дефицит железа встpечается у детей до 3-х лет, особенно во втоpом полугодии пеpвого года жизни

-Наибольший риск развития ЖДА — дети раннего и пубертатного периода и женщины детородного возраста

Роль железа в организме

-Участие в жизнедеятельности каждой клетки

-Незаменимый компонент различных белков и ферментативных систем

-Обеспечивает необходимый уровень системного и клеточного аэробного метаболизма

-Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

-Разрушение продуктов перекисного окисления

-Играет важную роль в поддержании высокого уровня иммунной резистентности организма

-Обеспечивает рост тела и нервов, миелинизацию нервных волокон, нормальное функционирование мозга

Читайте также:  Рацион питания детей с анемией

-В составе гемоглобина участвует в переносе кислорода

Последствия ДЖ (за счет

снижения Fe в ткани мозга)

-Замедление моторного развития и нарушение координации

-Задержка речевого развития и схоластических достижений

-Психологические и поведенческие нарушения

-Умственная отсталость

-80% железа, обнаруживаемого в головном мозге взрослого, запасается в первую декаду жизни

Распределение железа в организме

-Гемоглобин – 60-65%

-Ферритин – 9-10%

-Гемосидерин – 9-10%

-Миоглобин – 7,5-8,5%

-Цитохромы, каталазы – 5-7%

-Транспортное железо 0,1-0,2%

Всасывание железа

-Около 10% пищевого железа абсорбируется в ДПК и начальном отделе тонкой кишки

-При ДЖ зона всасывания расширяется дистально

-Гемовое железо – всасывается 20%

-Распад гема – фермент оксигеназа

-Негемовое железо – всасывается 3-8%

-В пище в основном Fe+3

-Всасывается лучше Fe+2

-Fe+3 восстанавливается в Fe+2 под действием HCl

-Из грудного молока – 49%, из коровьего – 10%

Выведение железа

-Стул (пищевое железо)

-Моча

-Пот

-Кожа

-Волосы (рыжие – железа больше)

-Ногти

-Менструации (30мл крови=15 мг железа)

-М- 1 мг/сутки, Ж- 2 мг/сутки

Анте- и интранатальные причины развития ДЖ (эндогенный ДЖ)

—          Трансплацентарный транспорт железа происходит только в одном направлении – от матери к плоду, против градиента концентрации

—          М.б. нарушен при заболеваниях и токсикозах 2-й половины беременности, когда нарушается функция плаценты

—          У недоношенных детей, детей от многоплодной беременности          запасы железа на кг массы не отличаются от запасов здоровых новорожденных

—          Дети с малой массой тела быстро ее набирают, тогда сказывается недостаток железа в целом

—          Фето-фетальная,       фетоматеринская трансфузия

—          Ранняя и поздняя перевязка пуповины

—          Кровотечение в родах

Постнатальные причины развития ДЖ

—          Недостаточное поступление железа

—          Искусственное вскармливание

—          Низкое потребление мяса (гемовое), рыбы, овощей, фруктов

—          Биодоступность железа снижается при увеличении содержания в пище фосфатов, фитатов, оксалатов, танина, кальция

—          Повышенные потребности

—          Быстрый рост в младенческом, пубертатном периодах

—          Малая и большая масса тела при рождении

Постнатальные причины развития ДЖ

—          Избыточные потери

—          Интенсивное слущивание эпителия (экссудативный диатез, кожные заболевания, диарея, синдром мальабсорбции)

—          кровотечения из ЖКТ, носовые, маточные

—          глистные инвазии (поглощение железа анкилостомой)

—          Нарушение транспорта железа

—          Снижение уровня трансферрина при гипопротеинемиях (нефротический синдром, алиментарная недостаточность,

нарушение белково-синтетической функции печени, синдром мальабсорбции)

Патогенез ДЖ

-Первым расходуется запасный фонд железа — прелатентный дефицит железа

-У взрослых — увеличение всасывания в кишечнике

-У детей этого не происходит (снижение активности ферментов ферроабсорбции)

-Затем расходуется транспортный и тканевой фонды – ЛДЖ

-Снижение активности железосодержащих ферментов

-Сидеропенические симптомы

Патогенез ЖДА

-Нарушается включение железа в гем

-Увеличивается количество молодых, негемоглобинизированных клеток

-Нормобласты созревают медленнее

-Происходит преждевременное деление клеток, образование микроцитов

-Гипохромия красных клеток крови обусловлена малым содержанием гемоглобина при относительно нормальном уровне эритроцитов

-Снижение Нв приводит к развитию гемической гипоксии

Клиника ЖДА (общие симптомы)

-М.б. отсутствие симптомов при снижении Нв

-М.б.отчетливая клиника при ЛДЖ

-Гипоксия мозга и тканевой дефицит железа

-Задержка психомоторного развития (ранний возраст)

-Астения, утомляемость, одышка при физ.нагр., обмороки, ухудшение успеваемости (школьники)

-Бледность — обычно при значительном снижении уровня Нв

-Тахикардия, изменение звучности тонов сердца, систолический шум, тенденция к снижению АД

-При тяжелой анемии границы относительной тупости сердца расширены, увеличены размеры печени, селезенки

Клиника ЖДА (сидеропенические симптомы)

-Дистрофические изменения кожи и ее дериватов

-Кожа сухая, шершавая

-Волосы тонкие и ломкие, секутся

-Ногти теряют блеск, слоятся, уплощаются, возникает поперечная и продольная исчерченность

-Койлонихия (практически не встречается до 3 лет)

-Атрофический глоссит, ангулярный стоматит, атрофический гастрит

-Снижение аппетита, извращение вкуса (рica chlorotica), обоняния

-Мышечная слабость → недержание мочи при кашле, энурез

-Снижение иммунитета

Классификация по степени тяжести:

-Уровень гемоглобина

-110 – 90 г/л — легкая

-90-70 г/л – средней тяжести

-менее 70 г/л – тяжелая

-Уровень эритроцитов

-3,5-3,0 х 1012/л

-3,0-2,5 х 1012/л

-менее 2,5 х 1012/л

Цена 600 руб.

Источник

Железодефицитная
анемия является очень важной проблемой
педиатрии и имеет не только медицинский,
но и социальный характер. Это обусловлено
широкой распространённостью анемии
среди детей, а также значительностью
отрицательных последствий для их
здоровья.

Читайте также:  Апластическая анемия что за болезнь

Последствия
железодефицита крайне неприятны, так
как любой недостаток железа в организме
нарушает снабжение клеток кислородом,
развивается железодефицитная анемия,
снижается иммунитет и, как следствие
этого, увеличивается риск инфекционных
заболеваний. У детей происходит задержка
роста и умственного развития, повышается
утомляемость и снижается успеваемость,
дети постарше жалуются на постоянную
усталость, происходят нежелательные
изменения в тканях и органах. Особой
ранимостью при железодефиците подвержены
эпителиальные ткани: кожа, слизистая
полости рта, желудочно-кишечного тракта
и дыхательных путей. Одной из причин
различных экзем, дерматитов и других
заболеваний кожи может служить именно
железодефицит. Нарушение слизистой ЖКТ
сопровождается нарушением процесса
всасывания питательных веществ, в том
числе витаминов и микроэлементов, таким
образом замыкается порочный круг.
Вовлечение в патологический процесс
центральной нервной системы при
железодефиците подтверждается отставанием
психомоторного развития детей, обеднением
их эмоциональной сферы с преобладанием
плохого настроения, вялости,
раздражительности, плаксивости. У
школьников значительно снижается
способность к концентрации внимания,
они быстро утомляются, у них снижается
индекс интеллектуальности. Как видно
из выше сказанного, железо невероятно
важно для растущего организма. По данным
педиатров, в нашей стране от ЖДА страдает
более 60% дошкольников и треть школьников.
К сожалению, эта проблема имеет тенденцию
роста.

Основной причиной
дефицита железа у детей всех возрастных
групп остаётся несбалансированное
питание.

«Влияние
питания является определяющим в
обеспечении оптимального роста и
развития человеческого организма, его
трудоспособности, адаптации к воздействию
различных агентов окружающей среды, и
в конечном итоге можно считать, что
фактор питания оказывает определяющее
влияние на длительность жизни и активную
деятельность человека» (А. А. Покровский).
Здоровье человека более, чем на 90%
определяется его пищевым статусом.
Любое отклонение от так называемой
формулы сбалансированного питания
приводит к определённому нарушению
функций организма, особенно если эти
нарушения достаточно выражены и
продолжительны по времени. У 60-75% в
рационе в избытке присутствуют мучные
блюда и молоко, содержание железа в
которых невелико. Нерегулярное
употребление мясных продуктов и
вегетарианство (иногда вынужденное, к
сожалению — из-за материального положения
семьи) неизбежно приводит к недостатку
железа в организме ребёнка.

Что касается
младенцев, то в организме плода в период
внутриутробного развития содержание
железа невелико: потребность в нём
удовлетворяется за счёт материнской
крови. Незадолго до рождения содержание
железа резко увеличивается, и ребёнок
появляется на свет с определённым
запасом этого необходимого микроэлемента,
которого хватает в среднем на полгода.
Потом он истощается, и это обстоятельство
является как бы сигналом растущему
организму: пора переходить на дополнительное
питание. Так дело обстоит у здоровых
детей, родившихся в срок при нормально
протекающей беременности и находящихся
на грудном вскармливании. Среди
недоношенных детей, дети от многоплодной
беременности или беременности протекающей
с осложнениями, ЖДА диагностируется на
первом году жизни у 59-100% детей.

У детей,
находящихся на искусственном или
смешанном вскармливании, ЖДА диагностируется
в два раза чаще, чем у детей находящихся
на грудном вскармливании. Высок процент
анемии у быстрорастущих детей, темпы
роста которых опережают общепринятые
стандарты (72%).

Несмотря на то,
что ЖДА является одним из наиболее
изученных заболеваний, но до сих пор
остаётся неуправляемой патологией. При
сложившейся ситуации по заболеваемости
анемией, необходима разработка и
реализация программ по профилактике и
лечению ЖДА, что, в свою очередь, снизит
в дальнейшем процент попадания детей
в группу лиц с определёнными образовательными
потребностями. Одним из условий её
подготовки является сбор информации о
распространённости анемии и тяжести
болезни.

В свете
вышеизложенного, целью нашего исследования
явилось изучение распространённости
ЖДА среди детей, проживающих в городе
Петропавловск и её влияние на их
дальнейшее психофизическое развитие.
Исследование было основано на
статистической выборке.

Актуальность

Железодефицитные
анемии (ЖДА) — широко распространенные
заболевания, при которых снижается
содержание железа в сыворотке крови,
костном мозге и других депо. В результате
этого нарушается образование гемоглобина,
а в дальнейшем и эритроцитов, возникают
гипохромная анемия и трофические
расстройства в тканях.

По
данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), железодефицитные
анемии встречаются у 1,7 млрд. населения
земного шара, а людей со скрытым дефицитом
железа, когда уровень гемоглобина
остается еще нормальным, а запасы железа
снижены — в 2 раза больше.

Читайте также:  Работы по гемолитическим анемиям

Группами
риска развития анемии являются женщины
детородного возраста, беременные и
кормящие грудью, дети в период быстрого
роста, доноры. Даже в развитых странах
Европы от 7 до 14 % женщин репродуктивного
возраста страдают железодефицитным
малокровием, В странах с более низким
уровнем жизни частота анемии достигает
50-60 %. В России до 30 % населения имеет
признаки железодефицитной анемии.

Таким
образом, дефицит железа — это одно из
наиболее распространенных патологических
состояний, которое встречается у 25-30 %
населения планеты, в связи с чем проблема
профилактики и лечения этого состояния
имеет большое социальное значение и
выходит за рамки одной только медицинской
компетенции.

Цель работы:

Изучить
деятельность фельдшера по организации
профилактической работы, направленной
на снижение анемии у детей младшего
возраста.

Задачи работы:

  • На теоретическом
    материале изучить причины, клинические
    проявления, лечение, дифференциальную
    диагностику железодефицитной анемии,
    как наиболее часто встречающуюся у
    детей.

  • Выделить ведущие
    направления деятельности фельдшера
    по профилактике анемии.

  • На практическом
    материале проанализировать истории
    развития детей до 3-х лет (анализ Ф.112,
    анализ работы отделения гематологии
    «ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой» и детской
    поликлинике №6 г. Рязани) выявить
    факторы, направляющие на развитие
    железодефицитной анемии у детей.

  • Сделать выводы и
    наметить пути работы фельдшера по
    профилактике железодефицитной анемии
    у детей.

  • Разработать
    практические рекомендации по улучшению
    профилактической работы фельдшера.

Гипотеза:

Нерациональное
питание ребенка, перенесенные заболевания,
недоношенные и маловесные, все это ведет
к развитию железодефицитной анемии у
детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Диплом на тему анемия у детей

Снижение содержания гемоглобина в крови, дефицит микроэлементов в организме из-за нарушения их поступления, усвоения или повышенных потерь. Распространение анемий в детском возрасте. Комплексные профилактические мероприятия по снижению заболеваемостей.

Подобные документы

  • Понятие железодефицитной анемии, их этиология и патогенез. Классификация анемий, вызванных нехваткой железа в организме, описание клинической картины заболевания, диагностика и лечение. Лабораторные признаки анемии, уровень содержания гемоглобина в крови.

    реферат, добавлен 01.02.2010

  • Понятие о железодефицитной анемии, причины ее возникновения и способы лечения. Анализ основных стадий развития дефицита железа: предлатентный дефицит, латентный дефицит. Особенности железодефицитной анемии у детей. Характеристика парентеральной терапии.

    реферат, добавлен 09.04.2012

  • Анемия у детей – это патологическое состояние, которое характеризуется сниженным содержанием гемоглобина в крови. Недостаточность питательных веществ в организме и нехватка железа. Показатели уровня гемоглобина в крови у ребёнка. Причины анемии.

    реферат, добавлен 14.03.2016

  • Определение понятия анемии — патологического состояния, характеризующегося снижением содержания гемоглобина в единице объема крови. Ознакомление с классификацией анемий по патогенезу. Анализ основных патогенетических звеньев развития дефицитной анемии.

    презентация, добавлен 20.11.2016

  • Группа клинико-гематологических синдромов снижения концентрации гемоглобина в крови. Этиология, патогенез и классификация анемий. Общая диагностика заболевания, лечение и профилактика. Восстановление количественного и качественного состава эритроцитов.

    презентация, добавлен 28.05.2014

  • Анемии — группа заболеваний (состояний), характеризующихся снижением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов. Рассмотрение характерных изменений кровяных тел. Три основных группы анемий.

    реферат, добавлен 21.05.2015

  • Заболевания, характеризующиеся снижением содержания гемоглобина, количества эритроцитов в единице объёма крови человека данного пола и возраста, массы крови в организме. Изучение классификация анемии. Клиническая картина заболевания, диагностика, лечение.

    доклад, добавлен 19.04.2015

  • Определение понятия анемии и рассмотрение ее видов. Изучение анатомо-физиологических особенностей системы крови у детей. Клиническая картина железодефицитной анемии у детей, ее диагностика, лечение. Особенности сестринской деятельности при анемии у детей.

    курсовая работа, добавлен 02.06.2017

  • Концентрация красных кровяных телец. Уменьшение содержания гемоглобина в единице объема крови. Анемии, связанные с нарушением синтеза и утилизации порфиринов. Наследственные гемолитические анемии. Насыщение гемоглобина кислородом в эритроцитах.

    реферат, добавлен 21.11.2011

  • Понятие и классификация анемий. Основные сведения об обмене железа. Влияние различных веществ на всасывание железа. Причины развития В12-дефицитной анемии. Устранение дефицита железа в организме человека. Лечение гипопластических (апластических) анемий.

    реферат, добавлен 12.11.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник