Целительные звуки при бронхите

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Целительные звуки при бронхитеЗвуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучениерациональномудыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласныезвуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухиесогласныезвуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкиесогласныезвуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другиезвуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звукиЦелительные звуки при бронхите

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1.Очистительныйвыдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

Упр. 2.Закрытыйстон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.

Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4повторить.

Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 разаиПФФ – 1 раз.

Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Читайте также:  Что делать при бронхите с сухим кашлем

Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Источник

В лечении хронических заболеваний легких и бронхов большую роль играет специальная физкультура, которая поддерживает трофику слизистой бронхиального дерева, способствует его очищению от густого секрета, устраняет кашель. Комплексы для пациентов с ХОБЛ удобны тем, что их можно выполнять в любом месте и в любое время, но не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды.

Дыхательная гимнастика при остром бронхите и пневмонии не назначается во время первых дней заболевания, когда поднимается температура. После стабилизации состояния пациента врач назначает щадящую ЛФК для уменьшения воспалительного процесса и профилактики осложнений постельного режима.

Дыхательные упражнения для легких и бронхов

Показания для проведения дыхательной гимнастики:

· хронические бронхиты различного генеза;

· трахеиты;

· хронические обструктивные заболевания легких (ХОБЛ);

· заболевания верхних дыхательных путей.

Противопоказания и степень нагрузки определяют лечащий терапевт и врач ЛФК. Инструктор проводит обучение гимнастике в группе или индивидуально, а затем пациент выполняет комплекс самостоятельно два раза в день.

Для взрослых

Тренировка вдоха при легком и непроизвольном выдохе – главный принцип дыхательной гимнастики при бронхите взрослым; при пневмонии важно научиться брюшному дыханию, когда вентиляция легких увеличивается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Упражнения на улучшение подвижности грудной клетки включают в действие вспомогательные дыхательные мышцы.

1. Разминка: исходное положение (ИП) – стоя или сидя. Спина прямая, руки согнуты в локтях, размещены вдоль тела. На вдохе сжать кулаки, на выдохе – расслабить.

2. ИП – стоя или сидя на стуле. Ноги – на ширине плеч, которые нужно опустить и не поднимать. Правая рука на животе, левая – на грудной клетке, голова несколько наклонена вперед. На вдохе – развести плечи, немного отклоняя назад туловище, живот надувается. На продолжительном выдохе туловище возвращается в ИП, живот сдувается. Рука помогает выдоху, надавливая на брюшную стенку.

2. ИП – то же. Локти согнуты, кисти рук расположены на боковой нижней части грудной клетки. Растягивать грудную клетку на вдохе при помощи кончиков пальцев, захватывая подреберное пространство. Продолжительный выдох – туловище наклоняется вперед, живот втягивается, руки надавливают на нижние отделы грудной клетки. Дыхание через нос.

3. ИП – сидя. Руки согнуты в локтях, ладони на талии. Вдохнуть, поднять руки, голову наклонить назад. Выдохнуть – туловище слегка наклоняется вперед, а колено прижимается к грудной клетке.

Все упражнения повторить 5-6 раз.

Особенности вдоха в гимнастике для легких при бронхите взрослым:

· для того, чтобы создать препятствие вдоху через нос, ноздри слегка прижимают пальцами;

· вдох через рот усложняется вытягиванием губ в трубочку;

· как вариант – дыхательное движение через правый или левый уголок рта.

Для детей

Дыхательная гимнастика при бронхите для детей показана с трех – четырехлетнего возраста. Она включает в себя игровые элементы.

Веселая музыка с произношением вибрирующих звуков – то, что надо.

Звуковая гимнастика полезна в любом возрасте:

· помогает тренировать длинный выдох;

· массажное действие вибрации звука в грудной клетке;

· снимает спазм бронхов;

· облегчает отхождение мокроты.

Методика звуковой гимнастики: перед и после каждого звукового упражнения вначале делают выдох на «пфф», а после него – на «ммм».

1. Поиграть с ребенком в ворону: сидя на стуле или стоя, поднять руки и выдохнуть с выкриком «Каррр!» — руки опускаются.

2. «Веселый жук». ИП – сидя на стуле, руки на поясе. На вдохе корпус поворачивается влево, одноименная рука отводится назад. Возврат в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторить в другую сторону.

Оптимальное число дыхательных циклов – 5. Согласные произносятся вместе с гласным звукорядом: например, «ж-а-аж», «ж-о-ож», «ж-у-уж» и другие варианты сочетаний. При склонности к обструкции дыхательных путей очень полезен рычащий звук «р-р-р».

Для тренировки длинного выдоха полезно надувать игрушки или выпускать воздух в стакан с водой через трубочку.

Для пожилых

Особенностью ЛФК при бронхите для людей 60+ является размеренный, медленный темп. Дыхательная гимнастика при бронхите для пожилых включает примеры упражнений. Исходное положение для них лучше выбирать сидя на краю стула, стараясь выпрямить спину.

Читайте также:  Продолжительность больничного листа при бронхите

1. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища на вдохе. Затем – выдохнуть через сложенные в трубочку губы. Следить за расслабленностью шейно-воротниковой зоны. 4-5 раз.

2. Вдохнуть через нос, затем — согнуть ногу в колене, обеими руками подтянуть ее животу на выдохе. 2-3 раза.

3. ИП — стоя, в руке – стакан с водой, в котором находится трубочка. В нее и нужно выдыхать максимально медленно. Повторить 5 раз, затем – перерыв с обычным дыханием.

Занятия по Стрельниковой

Кроме бронхита, дыхательная гимнастика по методике Александры Николаевны Стрельниковой, показана и при сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме, потере голоса. Уникальность ее в том, что она подходит для людей разных возрастов и практически не имеет противопоказаний.

Ограничить нагрузки необходимо при:

· травмах головного мозга, позвоночника;

· выраженном остеохондрозе;

· гипертонии, высоком внутричерепном или внутриглазном давлении.

Ритмичные активные вдохи через нос – «принюхивания» сочетаются с движениями мелких мышечных групп. Существует особый счет – на четыре, восемь, шестнадцать, под который делаются упражнения.

Особенностью выдоха в дыхательной гимнастике Стрельниковой при бронхите в том, что о нем думать вообще не надо – он пассивен и происходит самопроизвольно.

Для примера – четыре упражнения из комплекса.

«Повороты головы»

Вдох сочетается с движением головы вправо и влево. Пассивный выдох делается в средней точке.

«Ушки»

Плечи неподвижны. Взгляд – перед собой. Наклонять голову к правому и левому плечу на вдохе.

«Малый маятник»

Кивать головой вперед, к груди, взгляд вниз: вдох. Выдох самопроизвольно во время обратного движения головы назад. И снова вдыхать воздух, когда взгляд направлен в потолок.

«Обними плечи»

ИП – стоя. Обнимать себя на вдохе так, чтобы правая ладонь была чуть дальше уровня плечевого сустава, а левая – под правую подмышечную впадину. Руки при движении меняются. Плечевой пояс – свободен.

Упражнения для отхождения мокроты при бронхите и пневмонии

ЛФК подключается после разрешения острого периода, когда снижается температура, но остаются катаральные явления. Для улучшения отхождения мокроты при бронхите проводится гимнастика в дренажных положениях. Они зависят от того, в каком бронхе или легком развился воспалительный процесс, а также – от локализации пневмонии. К примеру, если воспалено правое легкое, то исходное положение – на противоположном боку. Это определяет лечащий врач. Выполняются комплексы на длинный вдох, выдох с произнесением звуков «ррр», «жжж» до появления кашля. При комплексном подходе в терапии бронхитов лечебную дыхательную гимнастику сочетают с дренажным массажем.

Если во время занятий появился кашель, нужно наклонить голову, ладони расположить на животе сверху и снизу от пупка, надавливать ими каждый раз сверху вниз при позыве к кашлю. Следить за расслабленностью мышц шеи.

ЛФК при трахеите и болезнях легких

Воспаление трахеи нередко сопровождает бронхит, но может проявляться самостоятельно. Дыхательные упражнения при трахеите и бронхите помогают при сухом кашле, переводя его в разряд «мокрого», справляться с которым уже легче.

1. ИП сидя. Вдохнуть через нос – руки в стороны, раскрыть грудную клетку. Плавно выдохнуть с тихим звуком «х-а-а-а». Стараться сделать выдох теплым. 4-5 раз.

2. ИП – то же. Медленно вдохнуть через рот, губы сложены в трубочку; живот надувается. Выдохнуть на «м-м-м», при этом ладони положить на область грудины и почувствовать звуковые вибрации. Число повторений – до 5.

Лечение бронхита

Терапия бронхолегочных заболеваний включает в себя ряд физиопроцедур и лекарственных препаратов, которые воздействуют на очаг воспаления, снимают кашель и облегчают дыхание.

Антибиотики

Среди фармакологических средств, использующихся для лечения бронхитов, выделяют антибиотики пенициллинового ряда, макролиды и цефалоспорины. Перед назначением препаратов целесообразнее выделить тип возбудителя по анализу мокроты. На бронхиты вирусной этиологии такое лечение не распространяется.

Бронхолитики

Фармакологические средства, снимающие спазм гладкой мускулатуры бронхов, используются как в таблетированной форме, так и в растворах.

Группы бронхолитиков:

1. Адреномиметики: Сальбутамол, Гексопреналин, а также популярный комбинированный препарат Беродуал.

2. Холиноблокаторы: Тровентол.

3. Бронхолитики миотропного действия: Эуфиллин, Теофиллин.

Ингаляции

Физиотерапевтическое воздействие на воспаленные бронхи с помощью вдыхания лечебных смесей через небулайзер – современный ингалятор – применяется даже при повышенной температуре, когда противопоказаны горячие ингаляции. Такие приборы выпускают для больничного и домашнего применения. В них загружают растворы с бронхолитиками, антибиотиками и фитопрепаратами.

Горчичники

Механизм действия основан на раздражающем и отвлекающем действии горчицы. Ставят их на область спины, обходя область сердца. Время процедуры – до 10 минут. Риск обструкции, бронхиальная астма, лихорадочные состояния и аллергия – прямые противопоказания к постановке горчичников.

Заключение

1. Лечение заболеваний бронхов и легких – комплексное: антибактериальная, бронхолитическая терапия, физиопроцедуры и ЛФК.

2. Назначение гимнастики для дыхания в большей степени обосновано при хроническом бронхите, обструкции, ХОБЛ.

3. Результат тренировок – облегчение отхождения мокроты, улучшение вентиляции легких.

4. Основной упор делается на тренировку вдоха при легком и свободном выдохе, что продемонстрировано в дыхательных упражнениях по Стрельниковой при бронхите.

5. Для детей с 4-5 лет разработана игровая форма ЛФК, а пожилым людям рекомендован размеренный темп.

Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!

Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

«Не существует неизлечимых болезней, есть неизлечимые люди…»

Недавно мне попалась очень полезная и интересная статья о лечении звуками конкретных болезней. Хочу поделиться, думаю это будет интересно многим.

Читайте также:  Осложнения после орз бронхит

“В древнеегипетском папирусе Эберса, датируемым XVII столетием до нашей эры, рассказывается следующее: «Если произносить гласные нараспев, сильно напрягая и вытягивая мышцы лица, то это действие с успехом заменяет обычное лечение многих органов». Несомненно, что вибрации звука действуют на наш организм весьма благотворно.

Замечено, что когда у человека хорошее самочувствие, ему хочется петь.

Если у вас проблемы с почками, то их работу можно наладить при помощи звука«И»: тяните «и – и – и — и — и..» ровно, на одной высоте, останавливаясь немного раньше, чем выдохнете весь воздух.

Для приведения в порядок нижней трети легких (часть грудной клетки) необходимо ровно тянуть на одной ноте звук «Е»: «е — е — е — е — е…».

Для очищения гортани (ОРЗ, ангина, зажимы, пробки горла) ровно тянуть на одной высоте звук «А»: «а —а — а —а — а…».

Продолжительная вибрация, исходящая от этого звука, способна разрушать оболочки вирусов.

Для регуляции эндокринной системы, омоложения желез внутренней секреции и продления срока жизни ровно тянуть на одной высоте звук «О»: «о —о — о —о — о…».

Сочетание звуков «ОИ» полезно для сердца, так как оно является не просто механическим органом, но и главной железой, от которой зависит работа всего организма. Ровно тянуть на одной высоте «о — и — и…», затрачивая на звук «и» времени в два раза больше по протяженности, чем на звук «о».

В папирусе Эберса сказано, что звуковые вибрации должны повторяться пять раз в день по 10 минут. Дополнительно для каждого звука указывается время, в которое достигается максимальный лечебный эффект. Для звука «А» — 4 часа утра; 15 часов; „О-И» — 14 часов; «О» и «Е» — 12 часов.

Итак, болезнь — это вибрация, которая находится не в гармонии с другими здоровыми органами. Если изменить эту вибрацию, то излечится и сам орган.

Вот как это должно происходить.

Пациент кладет обе ладони на больной орган, левая прижата к телу, а правая сверху лежит на левой ладони. Именно при таком положении рук человек начинает произносить звукосочетание.

Начнем с часто встречаемой, но трудно излечимой болезни — рака. В 11.00 больной раком должен положить свою левую ладонь на больное место, а правую — крест-накрест на левую ладонь и шесть минут на выдохе на одной ноте тянуть звукосочетание«СИ». Повторять это необходимо пять раз в день по шесть минут (первый раз — в 11.00, второй раз — в 15.00, третий раз — в 19.00, четвертый раз — в 23.00, пятый раз — в 24.00). Так делать на протяжении 14 дней подряд.

Таким образом чистится кровь, проходят ее различные заболевания, в том числе гемофилия, лейкоз. Затем восемь дней подряд монотонно произносить звукосочетание «ХУМ», причем тянуть последний звук М: «ХУ — М — М — М)…». Благодаря этому происходит увеличение гемоглобина в крови, останавливается рост раковых клеток. Это упражнение надо повторять три раза в день по 15 минут (первый раз — в 9. 00, второй — в 16.00, третий — в 23.00).

При лечении селезенки, мышц рта нужно повторять звукосочетание «ТХАНГ». А при заболеваниях желудка — «ДОН». Повторять 16 раз в день (обязательно во второй половине дня — с 16.00 до 24.00) без ограничения продолжительности звучания.

При заболеваниях сердца, тонкой кишки, языка необходимо монотонно произносить звукосочетание «ЧЕН» по три минуты один раз в день сразу по пробуждении, желательно еще лежа в постели, на спине. Курс лечения —-шесть месяцев, затем один месяц перерыв.

При заболеваниях кожи, толстой кишки, носа произносить, монотонно повторяя, сочетание «ЧАН» по четыре минуты девять дней подряд, обязательно в 16.00. Затем 16 дней — перерыв. Это буквосочетание способствует вытеканию слизи из организма.

При заболевании толстой кишки можно усилить воздействие произнесением дополнительно буквосочетания «ВОНГ».

При заболевании легких монотонно произносить «ШЕН» (продолжительность воздействия такая же, как и при произношении«ЧАН»).

Для выздоровления почек, всей мочеполовой системы, костной системы произносится звук «Ю-У» три раза в день (после восхода солнца в течение светового дня по 15 минут). Этот звук также уменьшает новообразования больных клеток, прекращает их рост и деление. А чтобы наладить функции мочеполовой системы, надо произносить сочетание «ГУН» по 15 минут два раза в день. К тому же под влиянием этого звука происходит сильнейшее воздействие на костную систему, поэтому при переломах кости срастаются быстрее обычного в четыре раза.

При заболеваниях печени, желчного пузыря, сухожилий и глаз нараспев произносить «ХА-О» или «ГУ-О > 18 раз ровно в полдень, ежедневно четыре месяца подряд, затем шесть месяцев перерыв и т. д.

Обращаю ваше внимание на то, как правильно выполнять данные упражнения. Не забывайте накладывать руки, как сказано выше, на больную область и монотонно, как мантру, произносите звуки. Вибрации, возникающие при этом, будут достигать определенного органа, избавляя вас от многих заболеваний. Занимаясь многолетней практикой исцеления больных, автор убедился в силе этих звуков. Самым ценным результатом является излечение раковых больных. До сих пор получая множество писем из разных уголков страны, я убеждаюсь в правильности предлагаемых звукосочетаний.”

Источник