Бронхиальный астма методические пособие
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Учебно-методические рекомендации
ПЕНЗА 2003
В учебно-методических рекомендациях представлены современные данные
об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Отдельно представлены вопросы для тестового контроля и ситуационные задачи.
Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов 4 – 6 кур-
сов медицинских вузов, терапевтов и врачей общей практики.
Р е ц е н з е н т : доктор медицинских наук, профессор кафедры аллергологии
и иммунологоии ПИУВ Б.А. Молотилов
С о с т а в и т е л и : доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой
терапии медицинского института Пензенского
Государственного Университета В.Э. Олейников;
доцент кафедры терапии медицинского института
Пензенского Государственного Университета
Л.А. Бондаренко;
старший преподаватель кафедры терапии медицинского
института Пензенского Государственного Университета
А.С. Герасимова
Одобрено и рекомендовано к изданию методической и редакционно-
издательской комиссиями медицинского института Пензенского Государственного
Университета.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………….….4
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ…………………………………………………….……..5
3. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ………………………………………………….……5
4. ЭТИОЛОГИЯ, ФАКТОРЫ РИСКА……………………………….………6
5. ПАТОГЕНЕЗ………………………………………………………………11
6. КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………………..14
7. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА…………………………………………….17
8. ОСЛОЖНЕНИЯ…………………………………………………………..21
9. АСТМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС…………………………………………..21
10. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ БА………………………………..23
11. ВЕДЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ БА………………………………..25
– ПРЕПАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ………………..28
– СТУПЕНЧАТЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ БА………………………33
– ЛЕЧЕНИЕ ОБОСТРЕНИЯ АСТМЫ……………………………….…36
12. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ………………………………….…42
13. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО БА………………………………………….44
14. ЗАДАЧИ……………………………………………………………………52
15. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….56
3
I. Список сокращений
АД – артериальное давление
АГ – антиген (аллерген)
АС – астматический статус
АТ – антитело
α — АР – альфа-адренорецепторы
β — АР – бета-адренорецепторы
БА – бронхиальная астма
БАФН – бронхиальная астма физического напряжения
БГР – бронхиальная гиперактивность
БДП – будесонида пропионат
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
HLA – антигены гистосовместимости лейкоцитов человека
ГКС – глюкокортикостероиды
ДИ – дозированный ингалятор
ДН – дыхательная недостаточность
JgA, М, G, Е – иммуноглобулины классов А, М, G, Е
ИВЛ – искусственная вентиляция легких
ИГКС – ингаляционные глюкокортикостероиды
IL – интерлейкин
МРС – медленно-реагирующая субстанция анафилаксии
НПВП (НПВС) – нестероидные противовоспалительные препараты
ОГК – органы грудной клетки
ОДН – острая дыхательная недостаточность
РСО2 – парциальное давление углекислого газа
РО2 – парциальное давление кислорода
Рg – простогландины
ПСВ – пиковая скорость выдоха
СД4– субпопуляции лейкоцитов
СИТ – специфическая иммунотерапия
Th – T – хелперы
TNF — туморнекротический фактор (фактор некроза опухоли)
SatO2 – сатурация кислорода
FiO2 – концентрация кислорода в кислородовоздушной смеси
ФВД – функция внешнего дыхания
ХЛС – хроническое легочное сердце
ЧД – частота дыхания
ЧСС – частота сердечных сокращений
4
II. Определение
Бронхиальная астма (БА) – это хроническое воспалительное заболе-
вание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточ-
ные элементы, а именно: тучные клетки, эозинофилы и Т-лимфоциты.
Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение ги-
перреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпи-
зодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля,
особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с рас-
пространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной
обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под
влиянием лечения.
Главный отличительный симптом БА – полная обратимость обструк-
ции (спонтанная или под влиянием лечения)
III. Эпидемиология
Бронхиальная астма (БА) – одна из самых актуальных медико-
социальных проблем, имеющая важное практическое значение. По распро-
страненности, тяжести течения, сложности диагностики и терапии, затра-
там на лечение данная нозология занимает ведущее место среди других
хронических неинфекционных заболеваний.
В разных странах БА болеют от 4 до 35% населения. В России забо-
леваемость варьирует от 1 до 10%, в некоторых промышленных районах до
30%. В последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечается
рост заболеваемости БА и тенденция к ее более тяжелому течению.
БА чаще страдает городское население, проживающее в индустри-
альных районах. В половине случаев БА начинается в детстве и в 60 – 80%
случаев продолжается в зрелом возрасте.
Эти данные не отражают истинную распространенность заболевания
т.к. многие люди, имеющие проявления болезни, по разным причинам не
обращаются в медицинские учреждения. Другой причиной низкого показа-
теля заболеваемости является поздняя диагностика БА.
Согласно данным официальной медицинской статистики РФ БА
легкого течения имеют 20% больных, течение средней степени отмечается
у 70%, а тяжелое у 10% больных.
Показатель смертности при БА в РФ не высок и составляет 1:100000
больных БА.
Причины смерти от астмы по данным ВОЗ:
— развитие анафилаксии;
5
— гипоксия, обусловленная диффузным спазмом гладкой мускулатуры
бронхов;
— спонтанный пневмоторакс;
— тромбоз ветвей легочной артерии;
— нарушение сердечного ритма, обусловленные нарастающей гипоксе-
мией, гиперкапнией и дисбалансом электролитного состава крови;
побочным действием лекарственных средств (больших доз β2 –АГ)
— декомпенсированное легочное сердце;
— инфаркт миокарда, острая коронарная смерть.
В настоящее время не существует полного понимания БА как заболева-
ния с четко определенным патогенезом, естественным развитием болезни,
клинической картиной, прогнозом, исходом.
Напротив, по мере изучения данной проблемы исследователи приходят
к выводу, что БА – гетерогенное заболевание как в плане патогенеза, так и
клинических вариантов.
IV. Этиология, факторы риска
БА – мультифакторное заболевание, в основе которого лежит гиперре-
активность бронхов на широкий круг раздражителей (иммунологиче-
ских, инфекционных, физических и др.), формирующаяся в результате
суммации внутренних дефектов и внешних патогенных факторов.
Выделяют следующие группы факторов развития БА:
I. Предрасполагающие – обусловливают склонность индивидуума к
болезни, включая состояние атопии (например, пищевую аллер-
гию) и отягощенную наследственность.
II. Причинные факторы сенсибилизируют дыхательные пути и вы-
зывают заболевание (ингаляционные аллергены и химические
сенсибилизаторы).
III. Факторы усугубляющие – способствуют развитию обострения БА
и повышают склонность к ее формированию (например, курение,
загрязнение воздуха, ОРВИ, характер питания).
IV. Триггеры – факторы запуска болезни. Они сами по себе не могут
вызвать БА, но если она есть – способны привести к ее обостре-
нию (например, физическая нагрузка, холодный воздух, раздра-
жающие аэрозоли, запахи, эмоции и т.п.).
Кроме того, все факторы риска развития БА могут быть классифициро-
ваны на:
6
1) внутренние (или врожденные характеристики организма), которые
обусловливают предрасположенность человека к развитию БА или
защищают от нее;
2) внешние факторы, которые вызывают начало заболевания или разви-
тие БА у предрасположенных к этому людей, приводят к обострению
или длительному сохранению симптомов болезни.
Потенциальные факторы риска для БА
Таблица №1.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
• Генетическая предрасположенность
• Атопия
• Гиперреактивность дыхательных путей
• Пол
• Расовая / этническая принадлежность
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Факторы, способствующие развитию БА у предрасположенных к это-
му людей
Домашние аллергены
• Домашняя пыль
• Аллергены животных
• Аллергены тараканов
• Грибы
Внешние аллергены
• Пыльца
• Грибы
Профессиональные (сенсибилизаторы)
Курение
• Пассивное курение
• Активное курение
Воздушные поллютанты
• Внешние поллютанты
• Поллютанты помещений
Респираторные инфекции
Социально-экономический статус
Число членов семьи
Диета и лекарство
Ожирение
Факторы, которые провоцируют обострение БА и / или являются
причиной сохранения симптомов
7
Домашние и внешние аллергены (см. выше)
Поллютанты помещений и внешние воздушные поллютанты
Респираторные инфекции
Физическая нагрузка и гипервентиляция
Изменение погодных условий
Двуокись серы
Пища, пищевые добавки, лекарства
Чрезмерные эмоциональные нагрузки
Курение (активное и пассивное)
Ирританты, такие как домашние аэрозоли, запахи краски
Внутренние факторы включают генетическую предрасположенность к
развитию либо БА, либо аллергической сенсибилизации (т.е. атопии, опре-
деляемой как выработка повышенного количества Jg E в ответ на воздей-
ствие внешних аллергенов), гиперреактивность дыхательных путей, пол и
расу.
Внешние факторы модифицируют вероятность того, что БА разовьется
у предрасположенных к этому людей. Эти факторы включают аллергены,
профессиональные сенсибилизаторы, курение, воздушные поллютанты,
респираторные инфекции, диету, социально-экономический статус и число
членов семьи.
Наследственная отягощенность по БА – относительно специфичный, но
не высокочувствительный критерий для прогнозирования риска развития
заболевания. Наследование происходит по аутосомно-доминантному типу
через многие гены и составляет 50%. Если болен один из родителей, риск
развития БА у потомства 25%, если оба родителя – риск возрастает до 75%.
Семейная предрасположенность к БА – результат совместрого действия
генетической и внешнесредовой составляющих, и вклад любой из них раз-
личен в каждом конкретром случае. Действие факторов внешней среды
значительно модифицирует действие генетических факторов. Причем для
проявления того или иного клинического признака БА могут быть акту-
альны разные средовые факторы.
К наиболее значимым для БА наследственным признакам относятся
атопия – предрасположенность к Jg E-опосредованному ответу на антиге-
ны, бронхиальная гиперреактивность (БГР) на физико-химические воздей-
ствия и воспаление, лежащее в основе патогенеза данного заболевания.
Генетические факторы – это маркеры крови, система HLA антигенов,
поражение симпатической нервной системы (снижение мукоцилиарного
клиренса и тонуса β2-АР на фоне повышения тонуса парасимпатической
нервной системы).
8
В настоящее время расшифрованы многие гены, ответственные за раз-
личные признаки:
• Гены атопии – СД-14, IL-4, IL-5, IL-13, IL-4RA и др., определяющие
уровень общего и специфических JgE в крови, положительные кож-
ные аллергопробы и RAST (радиоаллергосорбентные тесты).
• Гены бронхиальной гиперреактивности – ADRB2, RANTES, HLA-
DR, TNF, IL-5, IL-9 и др. Запускаются холинергическими стимулами,
холодным воздухом, физической нагрузкой, аллергенами, ОРВИ.
Определяют повышенную бронхиальную реактивность. Гиперреак-
тивность бронхов тесно связана с уровнем Jg E и воспалением.
• Гены воспаления – PAFAH, FLAP, CC16, LTA, TNF, RANTES, IL-5 и
др. Включаются при недостатке защитных факторов, определяют
уровень медиаторов и клеток воспаления в биологических жидко-
стях.
Соотношение генетических и средовых факторов в развитии БА
Таблица №2
Генетический компонент (под- Средовой компонент
верженность)
≈ 60% ≈ 40%
Гены предрасположенности Факторы внешней среды
— Гены атопии — Аллергены
— Гены БГР — Поллютанты
— Гены легочной функции — Ирританты
— Гены воспаления — Триггеры
— Гены биотрансформации — Адъюванты
и т.д. и т.д.
Факторами риска развития БА являются возраст родителей (у матери
старше 40 и моложе 20 лет возрастает риск рождения ребенка больного
БА), недоношенность ребенка, искусственное вскармливание. В основе –
врожденные биологические дефекты (бронхопульмональная дисплазия,
патология носа и синусов, недостаток JgA, M, T-супрессоров и неполно-
ценность их функции, изменения ферментативной системы и т.д.).
В детском возрасте мальчики болеют БА чаще, чем девочки. Однако ве-
роятность повышенного риска развития БА для мальчиков не связана с по-
лом, а вызывается более узким просветом дыхательных путей, повышен-
ным тонусом бронхиального дерева и более высоким уровнем JgE у маль-
чиков, что способствует повышенной бронхиальной обструкции в ответ на
различные раздражители. Это различие исчезает к 10 годам, когда отноше-
9
ние диаметр/длина бронхов становится одинаковым в обеих половых
группах.
В пубертатном периоде и в дальнейшем БА развивается чаще у девочек.
Распространенность БА у взрослых выше среди женщин, чем среди муж-
чин. Аспириновая форма БА чаще встречается у женщин.
Из внешних факторов наиболее важное значение придается аллергенам
и профессиональным сенсибилизаторам. Они могут первоначально сенси-
билизировать дыхательные пути, провоцировать начало БА и в дальней-
шем поддерживать развитие заболевания, вызывая появление астматиче-
ских приступов или длительное сохранение симптомов.
В настоящее время хорошо известны и изучены многие средовые фак-
торы. Эти факторы во многом являются «управляемыми» т.е. их влияние
на организм можно предотвратить. Их условно можно разделить на сле-
дующие группы:
1) Аллергены
— бытовые (домашняя и библиотечная пыль;
— аллерген постельного клеща;
— эпидермальные (шерсть и перхоть кошек, собак, лошади и др.);
— аллергены насекомых (тараканы);
— грибы (плесневые и дрожжевые);
— пыльца растений;
— пищевые (рыба, яйца, молоко, орехи, пищевые добавки, красители –
тартразин, консерванты, алкоголь и др.);
— лекарственные (антибиотики, сульфаниламиды, НПВС, β-блокаторы
и др.).
2) Инфекции нижних дыхательных путей (вирусы, бактерии, мико-
плазма, грибки). Вирусы, повреждая слизистую оболочку, вызывают
временную потерю ресничек мерцательного эпителия, десквамацию
его и некроз. Тем самым они облегчают доступ аллергена к вагаль-
ным рецепторам, последующую их стимуляцию, способствуют вы-
свобождению медиаторов, вызывают гиперреактивность бронхов
(даже у здоровых людей).
3) Механические и химические факторы – поллютанты, ирританты.
Вызывают повышение чувствительности к АГ и гиперреактивность
бронхов, особенно на фоне физической нагрузки (пары раздражаю-
щих веществ; сигаретный дым; древесная, хлопковая и металличе-
ская пыль; промышленные аэрозоли; поллютанты помещений – ок-
сид азота, окислы азота, окись углерода, формальдегид и др.). Особо
следует отметить действие сигаретного дыма (активное и пассивное
курение). Курение предрасполагает к увеличению уровня Jg E, сен-
сибилизации к профессиональным АГ и гиперрективности бронхов.
10
Источник
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и согласовано
на заседании предметно-
цикловой комиссии
Протокол № ________
«___» ___________20 ___ г.
Председатель ПЦК
клинических
дисциплин
Радченко Т.В.________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
для обучающегося
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.
Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме
2016 г
Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.
Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Содержание
- Методический блок:
1.1.Обращение к обучающимся
1.2. Мотивация изучения темы
1.3. Цели обучения
2. Информационный блок:
2.1. Структура теоретической части:
2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.
2.2.2.Методы обследования
2.2.3.Лечение, принципы ухода
3. Обобщение и систематизация изложенного материала
4. Список литературы
1.Методический блок
Уважаемый студент!
1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.
1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.
Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.
Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.
В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.
Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.
Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.
Бронхиальная астма – заболевание хроническое.
«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.
У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.
Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.
Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.
Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.
1.3. Цели обучения:
учебные:
-добиться прочного усвоения знаний
-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях
— применять теоретические знания на практике;
развивающие:
-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности
— развивать культуру речи, память;
воспитательные:
— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;
— развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);
знать
факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
- Информационный блок.
Теоретическая часть.
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.
По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.
Современная этиологическая классификация
бронхиальной астмы.
- Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
- бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
- пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
- лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
- пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
- профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
- Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
- нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
- эндокринные нарушения;
- нервно-психические нарушения;
- нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
- физическая нагрузка.
3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.
ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.
Выделяют 3 стадии.
- Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
- Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
- Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.
Клиническая картина:
Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.
Приступ удушья – это:
- одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
- свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
- свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
- кожные покровы бледные, сухие;
- в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
- приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
- больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
- кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.
Лечение приступа удушья:
- Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
- Успокоить больного
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
- Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
- Увлажненный кислород
- Вибромассаж грудной клетки
- Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
- Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
- Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
- Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами
Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.
ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:
- Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
- Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра
Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.
(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.
Атопическая бронхиальная астма.
ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:
- Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
- Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
- Воздействие на иммунологическую фазу
Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.
- Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).
Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:
# водно-солевые
# очищенные аллергены
# активные фракции аллергенов
# химические модифицированные аллергены
# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами
# пролонгированные аллергены
Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.
- Неспецифическая десенсибилизация
– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.
# разгрузочная диетотерапия;
# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;
# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:
- экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
- сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
- настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
- пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
- Воздействие на патохимическую фазу.
- Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
- хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
- недокромил натрия (тайлед)
- кетотифен (задитен, позитан)
- Лечение глюкокортикоидами.
Механизм действия глюкокортикоидов:
- стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
- увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
- уменьшают отёк слизистой бронха.
Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:
I вариант – лечение ингаляционными формами
(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)
1е поколение:
Беклометазона дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)
(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)
2е поколение:
будесонид (горакорт, пульмикорт)
ингакорт (флунизолид)
фликсотид (флютиказона пропионат)
терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки
Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.
Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:
- развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
- системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.
II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально
(системная глюкокортикоидная терапия).
Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:
- очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
- кортикозависимая бронхиальная астма;
- астматический статус.
Используют три группы глюкокортикоидов:
1я группа – группа преднизолона:
- преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
- метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)
2я группа – группа триамцинолона:
- триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
- кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг
3я группа – группа дексаметазона:
- дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)
Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.
Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:
- ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
- психозы, эмоциональная лабильность
- истончение, сухость кожи
- атрофия мышц
- остеопороз
- гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
- артериальная гипертензия
- задержка натрия и отёки
- угнетение функции надпочечников
- Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма
Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)
- терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
- астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
- лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
- акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
- цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
- Воздействие на патофизиологическую стадию.
- Бронходилятаторы
Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:
- сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
- вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
- сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
- тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
- ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки
- Метилксантины
оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.
Пролонгированные теофиллины.
- нифил
- дилатрон
- эуфилонг
- филоконтин
Частота приёма – 1 раз в сутки
- Отхаркивающие средства и фитотерапия.
- Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
- Физиолечение.
- Электросон
- Электрофорез
- Ультразвук
- УФО грудной клетки
- Аэрофитотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Барокамера
- Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
- Лечение лазером (внутривенное)
- Ингаляции
- Массаж грудной клетки
- спелеокамера
Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)
Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;
Литература
- 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
- Лекции
Источник