Бронхиальная астма у детей конспект

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Опорный конспект лекции

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01.01. Особенности оказания сестринской помощи детям.

Специальность:

34.02.01. Сестринское дело – базовый уровень СПО

Тема: «Бронхиальная астма у детей»

Разработала: Мыринова Светлана

Николаевна, преподаватель

профессиональных модулей

г. Вязьма

2017 год

Рассмотрен

на заседании ЦМК специальных дисциплин № 2

протокол № 7

от 03 февраля 2017 г.

Председатель ЦМК специальных дисциплин № 1

_________________________

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

____________________

06 февраля 2017 г.

Опорный конспект лекции по теме «Бронхиальная астма у детей» разработан в помощь обучающимся при проведении теоретического занятия по ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02.01.01. Особенности оказания сестринской помощи детям согласно ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело – базовый уровень СПО.

Разработала: Мыринова С.Н., преподаватель педиатрии СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О Мухина».

План лекции:

  1. Этиология бронхиальной астмы.

  2. Патогенез бронхиальной астмы.

  3. Клиника бронхиальной астмы.

  4. Диагностика бронхиальной астмы.

  5. Лечение бронхиальной астмы.

  6. Профилактика бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки (удушья), связанными с нарушением бронхиальной проходимости.

В детском возрасте выделяют три основные формы бронхиальной астмы:

1) атоническую;

2) инфекционно-аллергическую;

3) смешанную.

Этиология. В развитии атопической формы имеет значение сенсибилизация к неинфекционным аллергенам, к которым относятся пищевые и лекарственные аллергены, домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и перхоть животных. Особую роль в возникновении инфекционно-аллергической формы играют вирусы (гриппа, парагриппа, РС-вирусы), бактерии и грибы. Развитию заболевания способствуют неблагоприятные психогенные и метеорологические воздействия, черезмерная физическая нагрузка.

Патогенез. В развитии всех форм бронхиальной астмы важное значение имеют аллергические механизмы. Склонность к аллергическим реакциям в значительной мере определяется наследственной предрасположенностью.

Приступ бронхиальной астмы обусловлен обструкцией дыхательных путей вследствие повышенной чувствительности трахеи и бронхов к различным раздражителям. Нарушение проходимости бронхов связано с бронхоспазмом, воспалительным отеком слизистой оболочки, обструкцией мелких бронхов вязкой, плохо эвакуируемой мокротой.

Клиника. В течении заболевания выделяют следующие периоды:

1) предвестников;

2) приступный;

3)послеприступный;

4) межприступный.

Период предвестников наступает за несколько минут, иногда дней до приступ а и характеризуется появлением беспокойства, раздражительности, нарушением сна. Нередко отмечаются чихание, зуд глаз и кожи, заложенность и серозные выделения из носа, навязчивый сухой кашель, головная боль.

Приступ удушья характеризуется ощущением нехватки воздуха, сдавлением в груди, выраженной экспираторной одышкой. Дыхание свистящее, хрипы слышны на расстоянии. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели, дети старшего возраста принимают вынужденное положение — сидят, наклонившись вперед, опираясь локтями на колени, ловят ртом воздух. Речь почти невозможна. Лицо бледное, с синюшным оттенком, покрыто холодным потом. Крылья носа раздуваются при вдохе. Грудная клетка в состоянии максимального вдоха, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Мокрота при кашле отделяется с трудом, вязкая, густая. При перкуссии определяется коробочный звук. Аускультативно на фоне жесткого или ослабленного дыхания выслушивается большое количество сухих свистящих хрипов, нередко — крепитация. Тоны сердца приглушены, тахикардия. в раннем возрасте У детей преобладают отек и гиперсекреция, поэтому приступ удушья развивается относительно медленно, протекает более продолжительно и тяжело.

При легком течении заболевания приступы редкие, 1-2 раза в год, легко купируются. Среднетяжелые приступы возникают 1 раз в месяц, купируются применением противоастматических средств, нередко вводимых парентерально. При тяжелом течении приступы удушья частые, длительные, трудно купируются и переходят в астматический статус, при котором приступ не удается купировать в течение 6-8 часов и более.

Развитие астматического статуса характеризуется нарастанием дыхательной недостаточности, при этом выслушивается большое количество сухих и/или влажных хрипов. Постепенно дыхание становится ослабленным, исчезают хрипы в легких — формируется «немое» легкое. При прогрессировании заболевания развивается гипоксемическая кома.

В послеприступном периоде состояние больного постепенно улучшается, но в течение нескольких дней сохраняется влажный кашель с отхождением светлой слизистой мокроты, могут прослушиваться хрипы.

Диагностика. В общем анализе крови характерна эозинофилия. В мокроте обнаруживают пласты и гранулы эозинофилов, вытесненные из разрушенных клеток (кристаллы Шарко-Лейдена). В крови повышен уровень иммуноглобулинов Е. Длявыявления специфического аллергена в межприступный период проводят кожные пробы с аллергенами. При необходимости — провокационные пробы.

Лечение. В лечении бронхиальной астмы выделют следующие этапы:

1) проведение терапевтических мероприятий, направленных на купирование приступа;

2) противорецидивное лечение;

3) специфическая иммунотерапия.

Для купирования приступа применяют следующие препараты: адреналин, эуфиллин, сальбутамол, изадрин, теофиллин, теофедрин,солутан, беродурал и др. Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы проводят с учетом данных о дозах и сроках ранее применявшихся препаратов, тяжести резвившегося приступа. Для купирования легких приступов бронхолитические средства используют в виде ингаляций или внутрь. При среднетяжелом приступе бронхолитики применяют в основном парентерально. В случае их неэффективности подкожно вводят 0,1% раствор адреналина, через 15 минут – 5% раствор эфедрина (в возрастной дозировке). Если эффекта нет, переходя т к внутривенному введению 2,4% раствора эуфиллина, в тяжелых случаях прибегают к парентеральному введению преднизолона (3-5 мг/кг массы). Проводится оксигенотерапия; показаны антигистаминные средства, транквилизаторы, муколитики и протеолитические ферменты. При выявлении признаков иммунологической недостаточности используют иммуностимулирующие препараты.

Читайте также:  Диафрагма при бронхиальной астме

При пищевой бронхиальной астме особое значение в лечении имеет соблюдение безаллергенной диеты, разгрузочная диетотерапия, назначение сорбентов, кетотифена.

Лечение больных с тяжелым течением заболевания проводится в отделении интенсивной терапии.

В послеприступном периоде бронхиальной астмы больного переводят на медикаментозное лечение в амбулаторных условиях. На этом этапе детей и родителей необходимо обучить правильному выполнению ингаляций, убедить в необходимости точного соблюдения рекомендаций.

Профилактика. Первичная профилактика бронхиальной астмы заключается в наблюдении за детьми, страдающими обструктивным бронхитом, бронхиолитом, стенозирующим ларингитом, пищевой и лекарственной аллергией. Вторичная профилактика направлена на предупреждение приступов у больных бронхиальной астмой.

Источники информации:

Основная литература

  1. Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учебное пособие / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017, с. 89 — 92.

Дополнительная литература

  1. Тульчинская В.Д. Сестринская помощь детям/ В.Д. Тульчинская. – Ростов н/Д: Феникс,2015, с.70 – 78.

  2. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцева; под ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд.19-е испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2014, с. 91 – 117.

7

Источник

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования республики Татарстан

«Альметьевский медицинский колледж»

Конспект учебного занятия

ФИО преподавателя Захаров Наиль Владимирович

Специальность 31.02.01«Лечебное дело»

Дисциплина МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.»

Группа ЛД 12А (4 курс)

Тема учебного занятия «Бронхиальная астма »

Тип учебного занятия изучения новых знаний

Форма проведения комбинированное занятие

Формируемые компетенции ОК1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,

ПК 3.1;3.2;3.3;3.4;3.5;3.6;3.7;3.8.

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2.

Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3.

Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6

Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 3.8

Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Оснащение.

1.Компьютерные средства обучения: компьютер мультимедийный проектор, мультимедийное оборудование.

2.Цифровые образовательные ресурсы: Электронная библиотека по адресу https://medcollegelib.ru/

3.Интернет ресурсы

-Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. – URL: http//www.minzdravsoc.ru

-Консультант врача: электронная медицинская библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: http//rosmedlib.ru

4 Информационные(дидактические) средства обучения: учебники, учебные пособия.

-Т.В. Отвагина.Неотложная медицинская помощь. Учебное пособие. Р н/Д. – Феникс.- 2015- 251с

Читайте также:  Острый приступ бронхиальной астмы неотложная помощь

-Руководство по скорой медицинской помощи /под ред. С.Ф.Багненко, А.Л.Верткина, А.Г.Мирошниченко, М.Ш.Хубутии. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 816 с.

5.Литература.

1. И.М Красильникова .Е.Г.Моисеева.Неотложная доврачебная медицинская помощь.ГЭОТАР.М 2014г 192ст

2. Бодяжина В.И.,И.Б Семенченко.- Акушерство. Среднее профессиональное образование.издание№3, Ростов на Дону., 2005г 480ст.

3. О.В.Сивочалова., О.И.Линёва, Л.В.Гаврилова. Гинекология. М.Академия,2007г 272стр.

6.Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, анатомия и физиология человека, МДК 07.01 теория и практика сестринского дела, фармакология, МДК 01.01 пропедевтика клинических дисциплин, психология.

Содержание этапа

(Заполняется педагогом)

Формируемые компетенции

1.

Организационный момент, включающий:

  • Постановку цели, которая должна быть достигнута студентами на данном этапе учебного занятия(что должно быть сделано студентами ,чтобы их дальнейшая работа на учебном занятии была эффективной)

  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе учебного занятия;

  • Описание методов организации работы студентов на начальном этапе учебного занятия, настроя студентов на учебную деятельность, предмет и тему учебного занятия( с учетом реальных особенностей группы, с которой работает преподаватель).

Цель:

  • подготовить студентов к работе на учебном занятии, создать у них положительный эмоциональный настрой;

  • создать условия, способствующие формированию различных компетенций.

Задачи:

  • создать условия для дальнейшей эффективной работы на занятии: организация рабочего пространства, привлечение внимания студентов к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока;

  • формирование позитивной мотивации и роста интереса к учебной деятельности.

1.Проверка присутствующих, наличие формы, готовность студентов к занятию, оснащение рабочего места студента.

2.Начальная мотивация учебной деятельности:

Объявление темы занятие ,значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса.

3.Запуск презентации занятия по теме «Бронхиальная астма»

1.Ценностно-смысловые компетенции

2.Общекультурные компетенции

3.Учебно-позновательные компетенции

4.Информационные компетенции

5.Коммуникативные компетенции

6.Социально-трудовые компетенции

7.Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 1-13

2.

Опрос студентов по заданному на дом материалу,

включающий:

  • определение целей, которые преподаватель ставит перед студентами на данном этапе учебного занятия (какой результат должен быть достигнут студентами);

  • определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе учебного занятия;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа учебного занятия;

  • определение возможных действий преподавателя в случае, если ему или

  • студентам не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности студентов с учетом особенностей класса, с которым работает преподаватель;

  • описание методов и критериев оценивания ответов студентов в ходе опроса

Цели:

  • определить уровень усвоения учебного материала;

  • формирование культуры речи, приобщение студентов к языку науки, предмет которой он изучает.

Задачи:

  • оценить динамику усвоения учебного материала;

  • побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию потребности в самоконтроле;

  • регулярно управлять учебной деятельностью студентов и корректировать ее.

Проверка домашнего задания.

1.Контрольные вопросы:

1.Понятие острой дыхательной недостаточности.

2. Этиологию ОДН.

3.Клиника ОДН.

4.Провести дифференциальную диагностику ОДН .

5. Инструментальные методы исследования ОДН?

6.Осложнения ОДН?

5.Оказание неотложной медицинской помощи при ОДН.

2.Решение ситуационных задач.(письменно) Т.В Отвагина «Неотложная медицинская помощь» Изд.13-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

Задача №2 стр. 153.,№ стр. 162.

При затруднениях решения задач и ответов на вопросы.

Руководство по скорой медицинской помощи /под ред. С.Ф.Багненко, А.Л.Верткина, А.Г.Мирошниченко, М.Ш.Хубутии. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 816 с.

3.

Изучение нового материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед студентами (какой результат должен быть достигнут студентами на данном этапе учебного занятия;

  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе учебного занятия;

  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен

быть освоен студентами;

  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности студентов с учетом особенностей класса. В котором работает преподаватель;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому преподавателем учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов в ходе освоения нового материала.

Учебные цели:

  • овладение знаниями, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенций;

  • оказание скорой и неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Воспитательные цели:

  • воспитывать чувство патриотизма.

  • формирование общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважение к жизни и здоровью человека.

Развивающие цели:

  • совершенствование умений работать с текстом учебника и другой литературы,

  • развитие клинического мышления, формирование умений проводить аналогии, причинно-следственные связи;

  • формирование интеллектуальных умений: сравнить, проанализировать, обобщить.

Изложение нового материала.

1.Тема учебного занятия, значение темы, связь с современностью, перспективы развития вопроса.

Читайте также:  Лечение бронхиальной астмы рк протоколы диагностики и лечения

2.Актуализация опорных знаний (контрольные вопросы)

3. План:

1.Определение Бронхиальной астмы

2.Этиология.

3.Патогенез.

4.Классификация.

5.Клиника.

6.Дифференциальная диагностика.

7.Лечение.

8. Оказание неотложной медицинской помощи.

1.1. Изучение данного вопроса начинается с объяснения преподавателя. Студенты по ходу изложенного материала должны составить краткий конспект по следующему плану(он заранее готовится на доске)

1.Что такое Бронхиальная астма?

2.Этиология,патогенез,классификация, клиника.

3.Дифференциальная диагностика

4.Лечение.

5.тактика фельдшера при оказании неотложной медицинской помощи при бронхиальной астмы.

Затем преподаватель организует обсуждение полученной информации

  • какие факторы приводят к развитию Бронхиальной астмы?

  • Патогенез развития приступа удушья?

  • С чем дифференцируем бронхиальную астму?

  • С какой целью проводим регистрацию ЭКГ при приступе удушья?

1.2.Преподаватель в изложении первого вопроса сопровождает показом презентацию на тему: «Бронхиальная астма»

Студентам предлагается обсудить полученную информацию, обменяться впечатлениями.

Вопросы:

  • Каковы клинические особенности бронхиальной астмы?

  • Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы?

  • Каковы особенности течения бронхиальной астмы?

1.3.По ходу изложения второго вопроса преподаватель задает следующие вопросы

( с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов):

  • Какие этиологические признаки способствуют развитию бронхиальной астмы у человека?

  • Что является главным этиологическим признаком в развитии Бронхиальной астмы?

1.4.По ходу изложения третьего вопроса преподаватель задает следующие вопросы (с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов):

  • Каковы особенности патогенеза при бронхиальной астме?

1.5.По ходу изложения четвертого вопроса преподаватель задает следующие вопросы (с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов):

  • Назовите степени тяжести бронхиальной астмы?

  • Какие осложнения бывают при бронхиальной астме?

  • Что такое острый приступ удушья?

1.6.По ходу изложения пятого вопроса преподаватель задает следующие вопросы (с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов):

  • Какие клинические признаки характерны для бронхиальной астмы?

  • Назовите жизненно угрожающие признаки бронхиальной астмы?

  • что такое астматический статус?

1.7. По ходу изложения шестого вопроса преподаватель задает следующие вопросы (с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов):

  • с какими заболеваниями нужно дифференцировать бронхиальную астму?

  • Какие методы дифференциальной диагностики используют при постановке диагноза?

4.

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся. С которыми работает педагог.

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть студентов, не освоила новый учебный материал.

Цель: закрепить учебный материал.

1.Контрольные вопросы.

-что такое бронхиальная астма?

-Этиологические основополагающие факторы развития бронхиальной астмы ?

— основные клинические признаки бронхиальной астмы?

-особенности дифференциальной диагностики бронхиальной астмы?

— тактика фельдшера при оказании неотложной медицинской помощи, при приступе удушья?

2. Решение ситуационных задач. Т.В Отвагина «Неотложная медицинская помощь» Изд.13-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

Задача №1 стр.136.,№28 стр. 145.

И.М.Красильникова, Е.Г.Моисеева « Неотложная доврачебная медицинская помощь» ГЭОТАР-Медиа,2014г. учебное пособие.

Задача №45,№46,№47, №48 стр144.

При не усвоении некоторыми студентами нового материала, будет проведена консультация, дополнительное разъяснение учебного материала в устном виде индивидуально.

5

Задание на дом, включающее:

  • Постановку целей самостоятельной работы для студентов (что должны сделать студенты в ходе выполнения домашнего задания);

  • Определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;

  • Определение и разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цели:

  • Сформулировать критерии, на основе которых педагог будет оценивать ответы студентов;

  • Объяснить способы выполнения домашнего задания;

  • Организовать студентов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи(книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

Домашние задание

1.Рефераты, презентации.

Темы:

1.Особеннсти оказания неотложной медицинской помощи больным с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе.

2.Анатомо-физиологические особенности развития бронхиальной астмы.

3.Основы этиотропной терапии при бронхиальной астме.

4.Инструментальные методы диагностики бронхиальной астмы.

2.Найти ответы на контрольные вопросы:

  • Что такое бронхиальная астма?

  • Что такое приступ удушья?

  • Назовите группы препаратов при лечении и оказании неотложной помощи больным с бронхиальной астмой?

  • В чем отличие бронхиальной астмы от других форм острой дыхательной недостаточности?

1. Т.В Отвагина «Неотложная медицинская помощь» Изд.13-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015г.учебное пособие.

2. И.М.Красильникова, Е.Г.Моисеева « Неотложная доврачебная медицинская помощь» ГЭОТАР-Медиа,2014г. учебное пособие.

3.Руководство по скорой медицинской помощи /под ред. С.Ф.Багненко, А.Л.Верткина, А.Г.Мирошниченко, М.Ш.Хубутии. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 816 с.

9

Источник