Бронхиальная астма интернет ресурсы
Бронхиальная астма — это хроническое рецидвирующее воспалительное заболевание органов дыхания, патогенетической сущностью которого является гиперреактивность бронхов, связанная с иммунопатологическими механизмами, а главным клиническим симптомом болезни является приступ удушья вследствие воспалительного отека слизистой оболочки бронхов, бронхоспазма и гиперсекреции слизи.
Причины Бронхиальной астмы:
В этиологии бронхиальной астмы имеют значение следующие факторы:
1. Наследственность. Большое значение имеют генетические аспекты в вопросе причин развития бронхиальной астмы. В клинической практике часто встречаются семейные случаи заболеваемости, когда у болеющей астмой матери дети так же заболевают этой болезнью. В результате клинико-генеалогического анализа обнаружено, что у 1/3 больных заболевание носит наследственный характер. При наличии акцента на наследственный характер заболевания указывают на атопическую бронхиальную астму. В этом случае, при наличии астмы у одного из родителей, вероятность астмы у ребенка составляет 20—30 %, а если больны оба родителя, эта вероятность достигает 75 %.
2. Профессиональные факторы. Влияние биологической и минеральной пыли, в том числе деревесной, мучной, хлопковой и т.д., вредных газов и испарений на возникновение респираторных заболеваний исследовалось у 9144 человек в 26 центрах в исследовании ECRHS. Женщины в основном контактировали с биологической пылью, а мужчины в 3—4 раза чаще, чем женщины, — с минеральной пылью, вредными газами и испарениями. При этом выявлено, что хронический кашель с выделением мокроты чаще возникал у лиц, контактировавших с вредными факторами, именно в этой популяции зарегистрированы случаи впервые возникшей бронхиальной астмы. При этом выявлено, что даже при уменьшении контакта с вредным профессиональным фактором, с течением времени неспецифическая гиперреактивность бронхов у лиц с профессиональной астмой не исчезает. Тяжесть профессиональной астмы в основном определяется продолжительностью заболевания и выраженностью симптомов, не зависит от возраста, пола, вредного профессионального фактора, курения.
3. Экологические факторы. 9-летнее эпидемиологическое исследование ECRHS-II, включившее 6588 здоровых лиц, подвергавшихся в течение указанного периода воздействию ряда неблагоприятных факторов (выхлопные газы, дым, повышенная влажность, вредные испарения и др.), показало, что у 3 % наблюдаемых в конце исследования возникли жалобы, соответствующие поражению дыхательной системы. После статистического анализа демографических, эпидемиологических и клинических данных был сделан вывод, что от 3 до 6 % новых случаев заболевания провоцируются под воздействием экологических факторов.
4. Питание. Исследования во многих странах, посвященные влиянию характера питания на течение заболевания показали, что лица, употребляющие продукты растительного происхождения, соки, богатые витаминами, клетчаткой, антиоксидантами, имеют незначительную тенденцию к более благоприятному течению бронхиальной астмы. Соответственно употребление продуктов животного происхождения, богатых жирами, белками и рафинированными легкоусвояемыми углеводами, связано с тяжёлым течением заболевания и частыми обострениями.
5. Алкоголь. Согласно исследованию лица злоупотребляющие алкоголем, имеют повышенные шансы развития астмы.
6. Моющие средства. 10-летнее исследование ECRHS в 10 странах Евросоюза показало, что различные моющие средства, в том числе чистящие аэрозоли содержат вещества, провоцирующие астму у взрослых; с применением этих средств связывают около 18 % новых случаев.
7. Микроорганизмы. Долгое время существовало представление о существовании астмы инфекционно-аллергической природы (классификация Адо и Булатова), согласно этой теории в патогенезе бронхиальной астмы учавствуют вирусы, грибки, бактерии.
8. Острый и хронический стресс.
Симптомы Бронхиальной астмы:
Для клинической картины бронхиальной астмы характерны такие симптомы как нарушение дыхания в виде одышки и кашля. Данные симптомы возникают после контакта с аллергеном, что имеет большое значение в диагностике. Так же отмечается сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определенное время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определенных аэроаллергенов (например пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Указанные симптомы могут также развиваться при контакте с неспецифическими веществами (дымом, газами, резкими запахами) или после физической нагрузки, так называемая астма физического напряжения), могут обостряться в ночные часы и уменьшаться в ответ на базисную терапию.
Наиболее типичным симптомом бронхиальной астмы является приступ удушья. В это время больной сидит в вынужденном положении, наклонившись вперед, держась руками за стол, с приподнятым верхним плечевым поясом, грудная клетка приобретает цилиндрическую форму. Больной делает короткий вдох и без паузы продолжительный мучительный выдох, сопровождаемый дистанционными хрипами. Дыхание происходит с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки, плечевого пояса, брюшного пресса. Межреберные промежутки расширены, втянуты и расположены горизонтально. Перкуторно определяется коробочный легочный звук, смещение вниз нижних границ легких, экскурсия легочных полей едва определяется.
Часто, особенно при затяжных приступах, возникает боль в нижней части грудной клетки, связанная с напряженной работой диафрагмы. Приступу удушья может предшествовать аура приступа, проявляющаяся чиханием, кашлем, ринитом, крапивницей, сам приступ может сопровождаться кашлем с небольшим количеством стекловидной мокроты, также мокрота может отделяться в конце приступа. При аускультации определяется ослабленное дыхание, сухие рассеянные хрипы. Сразу же после кашлевых толчков слышно увеличение количества свистящих хрипов, как в фазе вдоха, так и на выдохе, особенно в задненижних отделах, что связано с секрецией мокроты в просвет бронхов и её пассажем. По мере отхождения мокроты количество хрипов уменьшается и дыхание из ослабленного становится жёстким.
Хрипы могут отсутствовать у больных с тяжелыми обострениями вследствие тяжелого ограничения воздушного потока и вентиляции. В период обострения отмечаются также цианоз, сонливость, затруднения при разговоре, тахикардия. Вздутая грудная клетка является следствием повышенных легочных объёмов — необходимо обеспечивать «расправление» дыхательных путей и раскрытие мелких бронхов. Сочетание гипервентиляции и бронхиальной обструкции значительно увеличивает работу дыхательных мышц.
Между приступами у больных может не наблюдаться никаких признаков болезни. В межприступный период у пациентов чаще всего выявляются свистящие хрипы при аускультации, подтверждающие наличие остаточной бронхиальной обструкции. Иногда (и порой одновременно с выраженной обструкцией бронхов) свистящие хрипы могут отсутствовать или обнаруживаться только во время форсированного выдоха.
Описаны так же случаи бронхиальной астмы, клиническая картина которой характеризуется лишь кашлем. Такой вариант астмы называют кашлевым.Он чаще распространен у детей, наиболее выраженные симптомы обычно отмечаются в ночное время при частом дневном отсутствии симптомов. Важность в диагностике имеет исследование вариабельности показателей функции дыхания или бронхиальной гиперреактивности, а также эозинофилия мокроты. Кашлевой вариант астмы следует различать с эозинофильным бронхитом, при котором отмечаются кашель и эозинофилия мокроты, однако показатели функции дыхания и бронхиальная реактивность остаются в норме.
Бронхиальная астма физического напряжения. У некоторых пациентов единственным триггером приступа является физическая активность. Приступ обычно развивается через 5—10 мин после прекращения нагрузки и редко — во время нагрузки. Пациенты иногда отмечают длительный кашель, который самостоятельно проходит в течение 30—45 мин. Приступы чаще провоцируются бегом, имеет значение при этом вдыхание сухого холодного воздуха. В пользу диагноза бронхиальной астмы говорит прекращение приступа после ингаляции β2-агонистов или предотвращение симптомов благодаря ингаляции β2-агонистами до нагрузки. Основной метод диагностики — тест с 8-минутным бегом.
Профилактика:
Бронхиальная астма- это заболевание, относящееся к тем, которые могут быть предотвращены своевременными и правильно спланированными мерами профилактики. Нужно отметить, что профилактика астмы зачастую оказывается гораздо эффективнее ее лечения. Именно поэтому профилактике астмы нужно уделить самое серьезное внимание.
Исходя из патогенетических аспектов развития астмы, определены методы профилактики астмы: предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.
Первичная профилактика астмы.
Предусматривает меры по предупреждению астмы у здоровых людей. Основное направление первичной профилактики астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит). Меры первичной профилактики астмы несколько различаются у детей и взрослых.
Первичная профилактика астмы у детей. Наиболее частой формой астмы у детей является атопическая астма, которая напрямую связана с другими формами аллергии. При этом в развитии аллергии у детей основную роль играет неправильное питание в первые годы жизни и неблагоприятные условия жизни. Профилактические меры астмы (и аллергии) у детей включают:
1. Грудное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Роль грудного вскармливания, как меры профилактики астмы и других видом аллергических болезней доказана многочисленными клиническими исследованиями. Грудное молоко благоприятно влияет на развитие иммунной системы организма и способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника.
2. Своевременное введение вспомогательного питания также является мерой профилактики астмы и аллергии. Современные рекомендации по кормлению детей первого года жизни предусматривают введение вспомогательного питания не ранее чем на 6 месяце первого года жизни. При этом категорически запрещается давать детям такие высокоаллергенные продукты как пчелиный мед, шоколад, куриные яйца, орехи, цитрусовые и пр.
3. Исключение неблагоприятных условий в окружении ребенка. Показано, что дети, контактирующие с табачным дымом или раздражающими химическими веществами, гораздо чаще страдают аллергией и чаще заболевают бронхиальной астмой.
4. Необходимо проводить профилактику и раннее лечение хронических заболеваний дыхательных органов у детей — бронхита, синуситов, тонзиллита, аденоидов.
Первичная профилактика астмы у взрослых. У взрослых наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы, как уже упоминалось выше, являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.
Вторичная профилактика астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:
- Лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;
- Наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);
- Сенсибилизация доказанная при помощи иммунологических методов исследования.
В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.
Третичная профилактика астмы. Пациетам, болеющим бронхиальной астмой, показана третичная профилактика. Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим).
Для качественного проведения элиминационного режима необходимо знать, какой именно аллерген (или группа аллергенов) вызывают приступы астмы у больного. Наиболее распространенными аллергенами являются домашняя пыль, тараканы, микроклещи, шерсть домашних животных, плесневые грибки, некоторые виды пищи, пыльца растений.
Для предотвращения контакта организма больного с этими аллергенами необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила:
- В помещении, в котором проживает больной необходимо проводить регулярную влажную уборку (1-2 раза в неделю), сам больной на время уборки должен покинуть помещение;
- Из помещения, в котором проживает больной астмой должны быть удалены все ковры и мягкая мебель, а также другие предметы, в которых может накапливаться пыль. Также из комнаты больного следует унести комнатные растения;
- Постельное белье больного нужно стирать каждую неделю в горячей воде (60 ̊С) с хозяйственным мылом;
- Использование специальных чехлов, которые не дают проникнуть пыли, для подушек и матрацев;
- Исключение контакта с домашними животными;
- Целесообразно провести меры по борьбе с тараканами и другими насекомыми;
- Из пищевого рациона больного следует исключить все продукты вызывающие аллергию.
Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывает, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.
Л.Я.Воробьева, Заведующий 2 пульмонологическим отделением
УЗ «Могилевский областной противотуберкулезный диспансер»
Ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ è ýòàïû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, îñíîâíûå ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ, ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ìàíèïóëÿöèè, âûïîëíÿåìûå ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ïåðìñêîãî êðàÿ
Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
«×àéêîâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»
Ðåôåðàò
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà
ÌÄÊ.02.01 Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà â òåðàïèè
Ñïåöèàëüíîñòü: 33.02.01.
Ñòóäåíò: Òàøêèíà Ïîëèíà Èãîðåâíà
Ãðóïïà 2 ôàðì À
Ðóêîâîäèòåëü Å.Â. Ñòàðîäóáöåâà
×àéêîâñêèé 2017
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Îïðåäåëåíèå è êëàññèôèêàöèÿ
2. Ýïèäåìèîëîãèÿ
3. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ àñòìû
4. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
5. Ëå÷åíèå
6. Ïðîôèëàêòèêà
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
Ââåäåíèå
Ïîñëåäíèå 20-30 ëåò õàðàêòåðèçóþòñÿ ðîñòîì çàáîëåâàåìîñòè è òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïî ñîöèàëüíîé çíà÷èìîñòè áðîíõèàëüíàÿ àñòìà âûõîäèò íà îäíî èç ïåðâûõ ìåñò ñðåäè çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ.
Áëàãîäàðÿ àêòèâíûì íàó÷íûì èññëåäîâàíèÿì âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà îáîãàùàåòñÿ íîâûìè äàííûìè, êîòîðûå êàñàþòñÿ òàêèõ àñïåêòîâ, êàê ýïèäåìèîëîãèÿ, èììóíîïàòîëîãèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû [10, c. 4].
Âûñîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå âëèÿíèå ÁÀ íà æèçíü îáùåñòâà è êàæäîãî ïàöèåíòà îáóñëàâëèâàþò íåîáõîäèìîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ è ñâîåâðåìåííîãî âûÿâëåíèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà, àäåêâàòíîñòü ïðîâîäèìîé òåðàïèè, ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ. È â ýòîì áîëüøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðå. Ïîýòîìó èçó÷åíèå ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ÁÀ ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíûì.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååòñÿ îãðîìíûé àðñåíàë ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïîçâîëÿþùèõ óñòðàíèòü è ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå è ïðîãðåññèðîâàíèå ôóíêöèîíàëüíîãî êîìïîíåíòà ñèíäðîìà áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè. Àäåêâàòíîå èñïîëüçîâàíèå ýòèõ ñðåäñòâ ïîçâîëÿåò çíà÷èòåëüíî ïîâûñèòü êà÷åñòâî æèçíè, ïðåäîòâðàòèòü èíâàëèäèçàöèþ è óâåëè÷èòü ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè áîëüíûõ.
Öåëü èññëåäîâàíèÿ: èçó÷åíèå ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå.
Çàäà÷è:
Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî èçó÷èòü:
1. ýòèîëîãèþ è ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû áðîíõèàëüíîé àñòìû;
2. êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó;
3. ýïèäåìèîëîãèþ;
4. ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè äàííîãî çàáîëåâàíèÿ (ìàíèïóëÿöèè, âûïîëíÿåìûå ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé).
1. Îïðåäåëåíèå è êëàññèôèêàöèÿ
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — ýòî õðîíè÷åñêîå ðåöèäèâèðóþùåå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ, ïàòîãåíåòè÷åñêîé ñóùíîñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ, ñâÿçàííàÿ ñ èììóíîïàòîëîãè÷åñêèìè ìåõàíèçìàìè, à ãëàâíûì êëèíè÷åñêèì ñèìïòîìîì áîëåçíè ÿâëÿåòñÿ ïðèñòóï óäóøüÿ âñëåäñòâèå âîñïàëèòåëüíîãî îòåêà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ, áðîíõîñïàçìà è ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè.
Îáùåïðèçíàííîé â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû Ã. Á. Ôåäîñååâà. Àâòîð âûäåëÿåò ýòàïû ðàçâèòèÿ áîëåçíè, ôîðìû áðîíõèàëüíîé àñòìû, ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû, òÿæåñòü òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ôàçû òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû è îñëîæíåíèÿ [10, c. 6].
1. Ýòàïû ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû:
1.1. Áèîëîãè÷åñêèå äåôåêòû ó ïðàêòè÷åñêè çäîðîâûõ ëþäåé;
1.2. Ñîñòîÿíèå ïðåäàñòìû;
1.3. Êëèíè÷åñêè âûðàæåííàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
2. Êëèíèêà-ïàòîãåíåòè÷åñêèå âàðèàíòû áðîíõèàëüíîé àñòìû:
2.1. Àòîíè÷åñêèé;
2.2. Èíôåêöèîííî-çàâèñèìûé;
2.3. Àóòîèììóííûé;
2.4. Ãëþêîêîðòèêîèäíûé;
2.5. Äèçîâàðèàëüíûé;
2.6. Âûðàæåííûé àäðåíåðãè÷åñêèé äèñáàëàíñ;
2.7. Õîëèíåðãè÷åñêèé;
2.8. Íåðâíî-ïñèõè÷åñêèé;
2.9.Àñïèðèíîâûé;
2.9. Ïåðâè÷íî-èçìåíåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ.
3. Òÿæåñòü òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû:
3.1. Ëåãêîå òå÷åíèå;
3.2. Òå÷åíèå ñðåäíåé òÿæåñòè;
3.3.Òÿæåëîå òå÷åíèå.
4. Ôàçû òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû:
4.1. Îáîñòðåíèå;
4.2. Íåñòàáèëüíàÿ ðåìèññèÿ;
4.3. Ðåìèññèÿ;
4.4. Ñòîéêàÿ ðåìèññèÿ (áîëåå 2 ëåò).
5. Îñëîæíåíèÿ:
5.1. Ëåãî÷íûå: ýìôèçåìà ëåãêèõ, àòåëåêòàç, ïíåâìîòîðàêñ, ëåãî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è äð;
5.2. Âíåëåãî÷íûå: ëåãî÷íîå ñåðäöå, ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è äð.
2. Ýïèäåìèîëîãèÿ
Çàáîëåâàåìîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìîé â ìèðå ñîñòàâëÿåò îò 4 äî 10 % íàñåëåíèÿ.  Ðîññèè, ïî ðàçíûì äàííûì, ðàñïðîñòðàí¸ííîñòü ñðåäè âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ êîëåáëåòñÿ îò 2,2 äî 5—7 %, à â äåòñêîé ïîïóëÿöèè ýòîò ïîêàçàòåëü ñîñòàâëÿåò îêîëî 10 %. Çàáîëåâàíèå ìîæåò âîçíèêíóòü â ëþáîì âîçðàñòå; ïðèìåðíî ó ïîëîâèíû áîëüíûõ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ðàçâèâàåòñÿ äî 10 ëåò, åù¸ ó òðåòè — äî 40 ëåò. Ñðåäè äåòåé, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ìàëü÷èêîâ â äâà ðàçà áîëüøå, ÷åì äåâî÷åê. Ê 30 ãîäàì ñîîòíîøåíèå ïîëîâ âûðàâíèâàåòñÿ.  èññëåäîâàíèÿõ îòìå÷àþòñÿ îòíîñèòåëüíî âûñîêèå ïîêàçàòåëè çàáîëåâàåìîñòè â Íîâîé Çåëàíäèè, Âåëèêîáðèòàíèè, íà Êóáå. Ýòî ñâÿçûâàþò ñ òåì, ÷òî íàä îñòðîâàìè ïîâûøàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ àëëåðãåíîâ êàê áëàãîäàðÿ ìåñòíîé ôëîðå, òàê è çà ñ÷¸ò àëëåðãåíîâ, ïðèíîñèìûõ îêåàíè÷åñêèìè âîçäóøíûìè ïîòîêàìè.
Ñðåäè âçðîñëûõ äëèòåëüíûå ðåìèññèè áðîíõèàëüíîé àñòìû âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, êàê ïðàâèëî, ñ ãîäàìè ÷àñòîòà îáîñòðåíèé ïîâûøàåòñÿ. Áåðåìåííîñòü â ïîëîâèíå ñëó÷àåâ íå âëèÿåò íà òå÷åíèå ÁÀ. Íå ÷àñòûå ñèìïòîìû ÁÀ è íîðìàëüíûå ïàðàìåòðû âåíòèëÿöèè ÿâëÿþòñÿ áëàãîïðèÿòíûìè ïðîãíîñòè÷åñêèìè ôàêòîðàìè. Íàëè÷èå ÁÀ íå äîëæíî âûçûâàòü êîìïëåêñ íåïîëíîöåííîñòè ó áîëüíîãî — ìíîãèå àñòìàòèêè ñòàëè ÷åìïèîíàìè Îëèìïèéñêèõ èãð, èçâåñòíûìè ïîëèòè÷åñêèìè äåÿòåëÿìè è ïèñàòåëÿìè. Òÿæåëîå òå÷åíèå ÁÀ ñâÿçàíî ñ äëèòåëüíûì êóðåíèåì, ïðîôåññèîíàëüíûìè âðåäíîñòÿìè è ïëîõèìè æèëèùíûìè óñëîâèÿìè.
Òàêèì îáðàçîì, âî âñåì ìèðå îòìå÷àåòñÿ ïîñòîÿííûé ðîñò çàáîëåâàåìîñòè áðîíõèàëüíîé àñòìîé (â áîëüøîé ìåðå ýêîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåííîé). Ýòà íåáëàãîïðèÿòíàÿ äèíàìèêà òå÷åíèÿ ÁÀ îáóñëîâëåíà íåçäîðîâûì îáðàçîì æèçíè, ãåíåòè÷åñêèìè äåôåêòàìè è óñëîâèÿìè âíåøíåé ñðåäû, äåôåêòàìè ëå÷åíèÿ.
3. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ àñòìû
Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ôàêòîðîâ ðèñêà, ñïîñîáñòâóþùèõ âîçíèêíîâåíèþ è ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ó îïðåäåë¸ííûõ ëèö.
Íàñëåäñòâåííîñòü. Ãåíåòè÷åñêîìó ôàêòîðó óäåëÿåòñÿ áîëüøîå âíèìàíèå. Îïèñàíû ñëó÷àè, òî åñòü êîãäà îáà èç îäíîÿéöåâûõ áëèçíåöîâ áîëåëè áðîíõèàëüíîé àñòìîé. ×àñòî â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå âñòðå÷àþòñÿ ñëó÷àè àñòìû ó äåòåé, ìàòåðè êîòîðûõ áîëüíû àñòìîé; èëè ñëó÷àè â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ îäíîé è òîé æå ñåìüè.  ðåçóëüòàòå êëèíèêî-ãåíåàëîãè÷åñêîãî àíàëèçà îáíàðóæåíî, ÷òî ó 1/3 áîëüíûõ çàáîëåâàíèå íîñèò íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð. Ñóùåñòâóåò òåðìèí àòîïè÷åñêàÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — àëëåðãè÷åñêàÿ (ýêçîãåííàÿ) áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, èìåþùàÿ íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð.  ýòîì ñëó÷àå, ïðè íàëè÷èè àñòìû ó îäíîãî èç ðîäèòåëåé, âåðîÿòíîñòü àñòìû ó ðåá¸íêà ñîñòàâëÿåò 20—30 %, à åñëè áîëüíû îáà ðîäèòåëÿ, ýòà âåðîÿòíîñòü äîñòèãàåò 75 %.
Ïðîôåññèîíàëüíûå ôàêòîðû. Âëèÿíèå áèîëîãè÷åñêîé è ìèíåðàëüíîé ïûëè, âðåäíûõ ãàçîâ è èñïàðåíèé íà âîçíèêíîâåíèå ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèé èññëåäîâàëîñü ó 9144 ÷åëîâåê â 26 öåíòðàõ â èññëåäîâàíèè ECRHS. Æåíùèíû â îñíîâíîì êîíòàêòèðîâàëè ñ áèîëîãè÷åñêîé ïûëüþ, à ìóæ÷èíû â 3—4 ðàçà ÷àùå, ÷åì æåíùèíû, — ñ ìèíåðàëüíîé ïûëüþ, âðåäíûìè ãàçàìè è èñïàðåíèÿìè. Õðîíè÷åñêèé êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ìîêðîòû ÷àùå âîçíèêàë ó ëèö, êîíòàêòèðîâàâøèõ ñ âðåäíûìè ôàêòîðàìè, èìåííî â ýòîé ïîïóëÿöèè çàðåãèñòðèðîâàíû ñëó÷àè âïåðâûå âîçíèêøåé áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ñ òå÷åíèåì âðåìåíè íåñïåöèôè÷åñêàÿ ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ ó ëèö ñ ïðîôåññèîíàëüíîé àñòìîé íå èñ÷åçàåò, äàæå ïðè óìåíüøåíèè êîíòàêòà ñ âðåäíûì ïðîôåññèîíàëüíûì ôàêòîðîì. Óñòàíîâëåíî, ÷òî òÿæåñòü ïðîôåññèîíàëüíîé àñòìû â îñíîâíîì îïðåäåëÿåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ çàáîëåâàíèÿ è âûðàæåííîñòüþ ñèìïòîìîâ, íå çàâèñèò îò âîçðàñòà, ïîëà, âðåäíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî ôàêòîðà, àòîïèè, êóðåíèÿ.
Ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. 9-ëåòíåå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ECRHS-II, âêëþ÷èâøåå 6588 çäîðîâûõ ëèö, ïîäâåðãàâøèõñÿ â òå÷åíèå óêàçàííîãî ïåðèîäà âîçäåéñòâèþ ðÿäà íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ (âûõëîïíûå ãàçû, äûì, ïîâûøåííàÿ âëàæíîñòü, âðåäíûå èñïàðåíèÿ è äð.), ïîêàçàëî, ÷òî ó 3 % íàáëþäàåìûõ â êîíöå èññëåäîâàíèÿ âîçíèêëè æàëîáû, ñîîòâåòñòâóþùèå ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû. Ïîñëå ñòàòèñòè÷åñêîãî àíàëèçà äåìîãðàôè÷åñêèõ, ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ è êëèíè÷åñêèõ äàííûõ áûë ñäåëàí âûâîä, ÷òî îò 3 äî 6 % íîâûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ ïðîâîöèðóþòñÿ âîçäåéñòâèåì ïîëëþòàíòîâ.
Ïèòàíèå. Èññëåäîâàíèÿ âî Ôðàíöèè, Ìåêñèêå, ×èëè, Âåëèêîáðèòàíèè, Èòàëèè ïî âëèÿíèþ õàðàêòåðà ïèòàíèÿ íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ëèöà, óïîòðåáëÿþùèå ïðîäóêòû ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ñîêè, áîãàòûå âèòàìèíàìè, êëåò÷àòêîé, àíòèîêñèäàíòàìè, èìåþò íåçíà÷èòåëüíóþ òåíäåíöèþ ê áîëåå áëàãîïðèÿòíîìó òå÷åíèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû, â òî âðåìÿ êàê óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, áîãàòûõ æèðàìè, áåëêàìè è ðàôèíèðîâàííûìè ëåãêîóñâàèâàåìûìè óãëåâîäàìè, ñâÿçàíî ñ òÿæ¸ëûì òå÷åíèåì çàáîëåâàíèÿ è ÷àñòûìè îáîñòðåíèÿìè.
Ìîþùèå ñðåäñòâà. 10-ëåòíåå èññëåäîâàíèå ECRHS â 10 ñòðàíàõ Åâðîñîþçà ïîêàçàëî, ÷òî ìîþùèå ñðåäñòâà äëÿ ïîëà è ÷èñòÿùèå àýðîçîëè ñîäåðæàò âåùåñòâà, ïðîâîöèðóþùèå àñòìó ó âçðîñëûõ; ñ ïðèìåíåíèåì ýòèõ ñðåäñòâ ñâÿçûâàþò îêîëî 18 % íîâûõ ñëó÷àåâ.
Ìèêðîîðãàíèçìû. Äîëãîå âðåìÿ ñóùåñòâîâàëî ïðåäñòàâëåíèå î ñóùåñòâîâàíèè àñòìû èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêîé ïðèðîäû (êëàññèôèêàöèÿ Àäî è Áóëàòîâà).
Èçáûòî÷íûé âåñ. Ïî äàííûì ðàçëè÷íûõ èññëåäîâàíèé, ó äåòåé, êîòîðûå ñòðàäàþò íà îæèðåíèå, ðèñê ðàçâèòèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû óâåëè÷èâàåòñÿ íà 52%.
4. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿþòñÿ ýïèçîäû îäûøêè, ñâèñòÿùèå õðèïû, êàøåëü è çàëîæåííîñòü â ãðóäíîé êëåòêå. Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò ïîÿâëåíèå ñèìïòîìîâ ïîñëå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì, ñåçîííàÿ âàðèàáåëüíîñòü ñèìïòîìîâ è íàëè÷èå ðîäñòâåííèêîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé èëè äðóãèìè àòîïè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Ïðè ñî÷åòàíèè ñ ðèíèòîì ñèìïòîìû àñòìû ìîãóò ëèáî ïîÿâëÿòüñÿ òîëüêî â îïðåäåë¸ííîå âðåìÿ ãîäà, ëèáî ïðèñóòñòâîâàòü ïîñòîÿííî ñ ñåçîííûìè óõóäøåíèÿìè. Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ ñåçîííîå óâåëè÷åíèå óðîâíÿ â âîçäóõå îïðåäåë¸ííûõ àýðîàëëåðãåíîâ (íàïðèìåð, ïûëüöà Alternaria, áåð¸çû, òðàâû è àìáðîçèè) âûçûâàåò ðàçâèòèå îáîñòðåíèé [3].
Ïðèñòóï óäóøüÿ — íàèáîëåå òèïè÷íûé ñèìïòîì àñòìû. Õàðàêòåðíî âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå (÷àñòî ñèäÿ, äåðæàñü ðóêàìè çà ñòîë) ïîçà áîëüíîãî ñ ïðèïîäíÿòûì âåðõíèì ïëå÷åâûì ïîÿñîì, ãðóäíàÿ êëåòêà ïðèîáðåòàåò öèëèíäðè÷åñêóþ ôîðìó. Áîëüíîé äåëàåò êîðîòêèé âäîõ è áåç ïàóçû ïðîäîëæèòåëüíûé ìó÷èòåëüíûé âûäîõ, ñîïðîâîæäàåìûé äèñòàíöèîííûìè õðèïàìè. Äûõàíèå ïðîèñõîäèò ñ ó÷àñòèåì âñïîìîãàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû ãðóäíîé êëåòêè, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, áðþøíîãî ïðåññà. Ìåæð¸áåðíûå ïðîìåæóòêè ðàñøèðåíû, âòÿíóòû è ðàñïîëîæåíû ãîðèçîíòàëüíî. Ïåðêóòîðíî îïðåäåëÿåòñÿ êîðîáî÷íûé ë¸ãî÷íûé çâóê, ñìåùåíèå âíèç íèæíèõ ãðàíèö ë¸ãêèõ, ýêñêóðñèÿ ë¸ãî÷íûõ ïîëåé åäâà îïðåäåëÿåòñÿ.
×àñòî, îñîáåííî ïðè çàòÿæíûõ ïðèñòóïàõ, âîçíèêàåò áîëü â íèæíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè, ñâÿçàííàÿ ñ íàïðÿæ¸ííîé ðàáîòîé äèàôðàãìû. Ïðèñòóïó óäóøüÿ ìîæåò ïðåäøåñòâîâàòü àóðà ïðèñòóïà, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ ÷èõàíèåì, êàøëåì, ðèíèòîì, êðàïèâíèöåé, ñàì ïðèñòóï ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ êàøëåì ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñòåêëîâèäíîé ìîêðîòû, òàêæå ìîêðîòà ìîæåò îòäåëÿòüñÿ â êîíöå ïðèñòóïà. Ïðè àóñêóëüòàöèè îïðåäåëÿåòñÿ îñëàáëåííîå äûõàíèå, ñóõèå ðàññåÿííûå õðèïû. Ñðàçó æå ïîñëå êàøëåâûõ òîë÷êîâ ñëûøíî óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, êàê â ôàçå âäîõà, òàê è íà âûäîõå, îñîáåííî â çàäíåíèæíèõ îòäåëàõ, ÷òî ñâÿçàíî ñ ñåêðåöèåé ìîêðîòû â ïðîñâåò áðîíõîâ è å¸ ïàññàæåì. Ïî ìåðå îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû êîëè÷åñòâî õðèïîâ óìåíüøàåòñÿ è äûõàíèå èç îñëàáëåííîãî ñòàíîâèòñÿ æ¸ñòêèì.
Õðèïû ìîãóò îòñóòñòâîâàòü ó áîëüíûõ ñ òÿæ¸ëûìè îáîñòðåíèÿìè âñëåäñòâèå òÿæ¸ëîãî îãðàíè÷åíèÿ âîçäóøíîãî ïîòîêà è âåíòèëÿöèè.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ îòìå÷àþòñÿ òàêæå öèàíîç, ñîíëèâîñòü, çàòðóäíåíèÿ ïðè ðàçãîâîðå, òàõèêàðäèÿ. Âçäóòàÿ ãðóäíàÿ êëåòêà ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïîâûøåííûõ ë¸ãî÷íûõ îáú¸ìîâ — íåîáõîäèìî îáåñïå÷èâàòü «ðàñïðàâëåíèå» äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ðàñêðûòèå ìåëêèõ áðîíõîâ. Ñî÷åòàíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè è áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò ðàáîòó äûõàòåëüíûõ ìûøö.
Ìåæäó ïðèñòóïàìè ó áîëüíûõ ìîæåò íå íàáëþäàòüñÿ íèêàêèõ ïðèçíàêîâ áîëåçíè.  ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä ó ïàöèåíòîâ ÷àùå âñåãî âûÿâëÿþòñÿ ñâèñòÿùèå õðèïû ïðè àóñêóëüòàöèè, ïîäòâåðæäàþùèå íàëè÷èå îñòàòî÷íîé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè. Èíîãäà (è ïîðîé îäíîâðåìåííî ñ âûðàæåííîé îáñòðóêöèåé áðîíõîâ) ñâèñòÿùèå õðèïû ìîãóò îòñóòñòâîâàòü èëè îáíàðóæèâàòüñÿ òîëüêî âî âðåìÿ ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà.
5. Ëå÷åíèå
Ïðåïàðàòû, êîòîðûå îáû÷íî ïðèìåíÿþò ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, èìåþò ðàçëè÷íûå ìåõàíèçìû äåéñòâèÿ, ñòåïåíè ýôôåêòèâíîñòè è íåïîñðåäñòâåííûå ïîêàçàíèÿ äëÿ íàçíà÷åíèÿ. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå ñðåäñòâà, êîòîðûìè äîëæíà áûòü ïðåäñòàâëåíà àïòå÷êà àñòìàòèêà.
Áðîíõîëèòèêè îáúåäèíÿþò ïîä ñâîèì íàçâàíèåì âñå òå ñðåäñòâà, êîòîðûå ðàñøèðÿþò ïðîñâåò áðîíõîâ, ñíèìàÿ áðîíõîñïàçì. Ê íèì îòíîñÿò ñëåäóþùèå ïðåïàðàòû:
1. Â-àäðåíîìèìåòèêè êîðîòêîãî äåéñòâèÿ. Ñòèìóëèðóþò ðåöåïòîðû ìåäèàòîðîâ àäðåíàëèíà è íîðàäðåíàëèíà. Ââîäÿòñÿ îáû÷íî èíãàëÿöèîííî. Îêàçûâàþò áðîíõîðàñøèðÿþùåå äåéñòâèå. Ïðèìåðàìè ÿâëÿþòñÿ ñàëüáóòàìîë, ôåíîòåðîë;
Ðèñ. 1 Ñàëüáóòàìîë
2. Â-àäðåíîìèìåòèêè äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Ââîäÿòñÿ òàêæå èíãàëÿöèîííî. Ïðèìåðàìè ÿâëÿþòñÿ ôîðìîòåðîë, ñàëüìåòåðîë. Ïðèìåíÿþò êàê áàçèñíóþ òåðàïèþ, òî åñòü ïîñòîÿííî
Ðèñ. 2 Ôîðìîòåðîë
2. Õîëèíîëèòèêè èëè áëîêàòîðû Ì-õîëèíîðåöåïòîðîâ. Õîëèíîëèòèêè — ýòî áðîíõîëèòèêè, êîòîðûå ìåøàþò âçàèìîäåéñòâèþ ìåäèàòîðà àöåòèëõîëèíà ñ åãî ðåöåïòîðàìè. Õîëèíîëèòèêè íàçíà÷àþòñÿ òàêæå, ÷òîáû óìåíüøèòü ñïàçì ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ. Õîëèíîëèòèêè ìîæíî ïðåäñòàâèòü ïðèìåðîì èïðàòðîïèÿ áðîìèäà (Ñïèðèâà), òàê êàê ýòî íàèáîëåå ÷àñòî íàçíà÷àåìîå ñðåäñòâî ñðåäè ïîñëåäíèõ;
3. Êñàíòèíû èëè ïðåïàðàòû òåîôèëëèíà. Êñàíòèíû — ýòî áðîíõîëèòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäíûìè âåùåñòâà êñàíòèíà;
4. Ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû. Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ýòîé ãðóïïû ÿâëÿþò ñîáîé âåùåñòâà ãîðìîíàëüíîé ïðèðîäû. Îíè ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå. Òàêæå îêàçûâàþò ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêîå è ïðîòèâîîòå÷íîå äåéñòâèå íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó áðîíõîâ. ÃÊÑ ìîãóò áûòü èíãàëÿöèîííûìè, òî åñòü ïîëó÷àåìûìè ïàöèåíòîì ÷åðåç âäîõ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ áåêëîìåòàçîí, áóäåñîíèä è ôëóòèêàçîí;
5. Ìóêîëèòèêè, òî åñòü îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà, ñêîðåå ïðèìåíÿþòñÿ íå äëÿ ëå÷åíèÿ ñîáñòâåííî çàáîëåâàíèÿ, à äëÿ íåêîòîðîãî îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî â öåëîì. Áðîíõè àñòìàòèêà ïðîäóöèðóþò ìíîãî ãóñòîé ñòåêëîâèäíîé ñëèçè, îáëåã÷åíèå åå îòäåëåíèÿ, êîíå÷íî, áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü õîðîøåìó ñàìî÷óâñòâèþ è áîëåå ñâîáîäíîìó äûõàíèþ áîëüíîãî. Ìóêîëèòèêè èëëþñòðèðóþò òàêèå ïðåïàðàòû, êàê àöåòèëöèñòåèí, àìáðîêñîë.
6. Ïðîôèëàêòèêà
Ðàçëè÷àþò ïåðâè÷íóþ ïðîôèëàêòèêó è âòîðè÷íóþ. Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîâîäèòñÿ ëþäÿì èç ãðóïïû ðèñêà (îáû÷íî äåòÿì), ó êîòîðûõ â ïðîøëîì îòìå÷àëèñü àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè, ýïèçîäû êðóïà èëè îáñòðóêòèâíûõ áðîíõèòîâ, èìåþòñÿ õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò, ïîëëèíîç, àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê àëëåðãè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì.
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû íàïðàâëåíà íà óìåíüøåíèå ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ ó ëèö, óæå èìåþùèõ áðîíõèàëüíóþ àñòìó (ñîêðàùåíèå êîëè÷åñòâà ïðèñòóïîâ è èõ òÿæåñòü).
Äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé:
1. ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå íå ìåíåå 2 ÷àñîâ â äåíü;
2. èñêëþ÷åíèå êîíòàêòîâ ñ àëëåðãåíîì (íàïðèìåð, äîìàøíèìè æèâîòíûìè, òàáà÷íûì äûìîì, ðåçêèìè çàïàõàìè);
3. ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêèõ èíôåêöèé âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (çàêàëèâàíèå, êóðñû èììóíîìîäóëèðóþùèõ ïðåïàðàòîâ, â ñëó÷àå îòñóòñòâèÿ àëëåðãèè ê íèì, è äðóãèå ìåòîäû);
4. óïîòðåáëåíèå ãèïîàëëåðãåííûõ ïðîäóêòîâ äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû;
5. ïðè íåâîçìîæíîñòè èñêëþ÷åíèÿ êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì (íàïðèìåð, àëëåðãèÿ íà ïûëüöó, ïóõ òîïîëÿ) ïîêàçàíû ñåçîííûå êóðñû ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (ïðåïàðàò, äîçèðîâêà è äëèòåëüíîñòü êóðñà îïðåäåëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíî ëå÷àùèì âðà÷îì);
6. îáÿçàòåëüíûé îòêàç îò êóðåíèÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (â òîì ÷èñëå è îò ïàññèâíîãî);
7. êóðñû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, âîçìîæíî — çàíÿòèÿ ñïîðòîì (åñëè ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà íå ïðîâîöèðóåò ïðèñòóïû çàáîëåâàíèÿ);
8. ïî íåîáõîäèìîñòè ìîæåò áûòü ïîêàçàíî ðàöèîíàëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî (ïðè íàëè÷èè ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé), ïåðåìåíà ìåñòà æèòåëüñòâà (åñëè áîëüíîé ïðîæèâàåò â ñòàðîì ñûðîì äîìå, íà ïåðâîì ýòàæå).
Ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû â ïîìåùåíèè, â êîòîðîì ïðîæèâàåò áîëüíîé, äîëæíà âêëþ÷àòü:
1. ÷àñòàÿ âëàæíàÿ óáîðêà (íå ðåæå ÷åì 2 ðàçà â íåäåëþ);
2. äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû æåëàòåëüíî îòñóòñòâèå ìÿãêîé ìåáåëè, êîâðîâ, ðàñòåíèé;
3. ïîñòåëüíîå áåëüå äîëæíî ñòèðàòüñÿ íå ðåæå 1 ðàçà â íåäåëþ ïðè òåìïåðàòóðå 60º õîçÿéñòâåííûì ìûëîì;
4. ñïåöèàëüíûå ïûëåíåïðîíèöàåìûå ÷åõëû äëÿ ìàòðàöåâ, îäåÿë è ïîäóøåê äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû;
5. ïîäóøêè, îäåÿëà íå äîëæíû áûòü ïåðüåâûìè, èç ïóõà èëè øåðñòè, ëó÷øå èñïîëüçîâàíèå ñèíòåòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ;
6. íå äîëæíî áûòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ;
7. äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû ïåðèîäè÷åñêè ïðîâîäèòü áîðüáó ñ äîìàøíèìè íàñåêîìûìè (òàðàêàíàìè è äðóãèìè), à åñëè äîì çàãîðîäíûé, òî è ñ ãðûçóíàìè.
áðîíõèàëüíûé àñòìà ëå÷åíèå ñåñòðèíñêèé
Çàêëþ÷åíèå
Ðàáîòà â ìåäèöèíå ïîäðàçóìåâàåò ñîáîé îòâåòñòâåííîñòü çà æèçíè ëþäåé. Íóæíî íå òîëüêî ïîìî÷ü ïàöèåíòó, íî è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, íå íàâðåäèòü åìó.
Èçó÷èâ òåîðåòè÷åñêèå âîïðîñû áðîíõèàëüíîé àñòìû (ýòèîëîãèþ, êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó, îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè), ïðîàíàëèçèðîâàâ íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè, ÿ ïðèøåë ê çàêëþ÷åíèþ, ÷òî öåëü ìîåé ðàáîòû äîñòèãíóòà.
Îñóùåñòâëÿÿ ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ, ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà äîëæíà áûòü êîììóíèêàáåëüíîé, ÷òîáû âûÿâëÿòü íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè è ïðîáëåìû ïàöèåíòà, óìåòü îöåíèòü ñïîñîáíîñòü ê ñàìîóõîäó. Íî ïàöèåíòû ñ îäèíàêîâûìè äèàãíîçàìè èìåþò ðàçëè÷íûå ïðèîðèòåòíûå ïðîáëåìû, ÷òî ïðîäåìîíñòðèðîâàíî â ïðàêòè÷åñêèõ íàáëþäåíèÿõ, ïîýòîìó êàæäûé èç íèõ íóæäàåòñÿ â èíäèâèäóàëüíîì ïîäõîäå.
Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ó ïàöèåíòîâ íåðåäêî âîçíèêàþò íåîòëîæíûå ñîñòîÿíèÿ, ïîýòîìó ìåäñåñòðà â äàííîé ñèòóàöèè äîëæíà äåéñòâîâàòü ïðîôåññèîíàëüíî, ÷åòêî è áûñòðî âûïîëíÿòü ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, òàê êàê îò ýòîãî ïîðîé çàâèñèò íå òîëüêî çäîðîâüå, íî è æèçíü ïàöèåíòà.  ýòîì è çàêëþ÷àåòñÿ îñîáåííîñòü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ÁÀ.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
1. Àñòàôüåâà, Í.Ã. Êëèíè÷åñêèå ôåíîòèïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ó ïîäðîñòêîâ: òðóäíîñòè äèàãíîñòèêè è òåðàïèè / Í.Ã. Àñòàôüåâà // Ëå÷àùèé âðà÷.- 2015.- ¹4.- Ñ.20-21.
2. Áèëè÷åíêî, Ò.Í. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà: ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ò.Í. Áèëè÷åíêî, À.Ã. ×ó÷àëèíà.- Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2000.- 458 ñ.
3. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà // Âèêèïåäèÿ. URL: https: // ru. Wikipedia. org.
4. Ãàëèìîâà, Å.Ñ. Ê âîïðîñó èçó÷åíèÿ êà÷åñòâà æèçíè ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] — Ýëåêòðîí. äàí. // Âåñòíèê Áàøêèðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà. — 2013. — ¹ 1. — Ñ. 12-18. — Ðåæèì äîñòóïà: https://e.lanbook.com/journal/issue/290516 — Çàãë. ñ ýêðàíà.
5. Ãåíåòè÷åñêèå ïàòòåðíû òÿæåëîé òåðàïåâòè÷åñêè ðåçèñòåíòíîé áðîíõèàëüíîé àñòìû ïî äàííûì òðàíñêðèïòîìíîãî èññëåäîâàíèÿ: àíàëèç ãåííûõ îíòîëîãèé è KEGG-ïóòåé. [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Å.Ñ. Êóëèêîâ [è äð.]. — Ýëåêòðîí. äàí. // Âåñòíèê Áàëòèéñêîãî ôåäåðàëüíîãî óíèâåðñèòåòà èì. È. Êàíòà. — 2014. — ¹ 1. — Ñ. 121-131. — Ðåæèì äîñòóïà: https://e.lanbook.com/journal/issue/289971 — Çàãë. ñ ýêðàíà.
6. Êî÷óìüÿí, À. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà: Êóðîðòíîå ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà / À. Êî÷óìüÿí.- 1976.- 110 ñ.
7. Íàìàçîâ, Ë.Ñ. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà / Ë.Ñ. Íàìàçîâ, Ë.Ì. Îãîðîäîâà, È.À. Ãåïïå // Ëå÷àùèé âðà÷.- 2008.- ¹ 4.- Ñ.92
8. Îáóõîâåö, Ò.Ï. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè: ïðàêòèêóì / Ò.Ï. Îáóõîâåö.- Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2002.- 352 ñ.
9. Ïîäîðîâà, Ò. Îðãàíèçàöèÿ ðàáîòû ìåäñåñòðû â øêîëå áðîíõèàëüíîé àñòìû/ Ò. Ïîäîðîâà // Ñåñòðèíñêîå äåëî.- 2009.- ¹6.- Ñ.26-27.
10. ×ó÷àëèí, À.Ã. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà: â 2- õ ò. Ò.1. / À.Ã. ×ó÷àëèí, Ì. Àãàð.- Ì.: Àòìîñôåðà, 1997.- 432 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru