Бронхиальная астма и болезни суставов

Нарушение комплексных взаимосвязей между центральной, парасимпатической и симпатической, иммунной системой лежит в основе некоторых заболеваний. Бронхиальная астма и ревматоидный артрит в патогенезе имеют именно такие неполадки в системной работе организма и являются психосоматическими патологиями. В таких случаях показана перед медикаментозным лечением психотерапия.

Бронхиальная астма и болезни суставов

Где связь между бронхиальной астмой и ревматоидным артритом?

При неэффективности медикаментозного лечения, частых и сложных рецидивах заболеваний возникает необходимость поиска не только органических причин, но и другой этиологии. Выходя из врачебной практики, появились наблюдения, что пациенты с нестабильностью нервной системы имеют более тяжелые прогнозы. Таким образом, была проведена параллель между психотипом человека и течением болезни.

Вернуться к оглавлению

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма и болезни суставовЧастые стрессы снижают защитные силы организма.

БА — патологический процесс с характерными спастическими эпизодами удушья. В основе развития выделяют психосоматический механизм. Заболеванию подвержены люди:

  • неустойчивые к стрессовым ситуациям;
  • не готовы к восприятию негативных факторов внешней среды;
  • нервозные;
  • склонны к «бегству в болезнь»;
  • со свойственной патологической обидчивостью;
  • эмоционально скованные;
  • зацикленные на собственных внутренних переживаниях.

Большое значение в развитии бронхиальной астмы имеет явление «материнского отторжения» ребенка.

Тревога является задающим и ключевым звеном в формировании астматических припадков. Ее исключение, как компенсаторный защитный механизм, провоцирует сдвиг в норадренергической нервной системе, что способствует реактивности иммунной системы. Вытеснение приводит к развитию хронической депрессии, моральному истощению и напряжению. Чувство долга у такого типа преобладает над личными потребностями даже в случаях без крайней необходимости. Пациенты легко проникаются чужими проблемами и горем.

Вернуться к оглавлению

Ревматоидный артрит

Бронхиальная астма и болезни суставов«Плохии» эмоции имеют накопительный эффект в подсознании ребенка.

РА — воспалительный процесс соединительной ткани суставов. Часто причины возникновения этого заболевания не имеют утвержденной этиологии. В психосоматическом механизме развития значительную роль играет период детского возраста и становление личности. Воспитание с завышенной планкой моральных принципов и устоев, подавление желаний и запретность «сексуальных тем» порождает репрессию. При этом негативные и нежелательные эмоции и ситуации отправляются в подсознание.

Постоянное напряжение и накопление агрессии вызывает неправильную работу в лимбической системе, захватывая гипоталамус. Появляется дисфункция иммунной системы за счет изменения активности серотонина и допамина в адреналовой системе. Таким образом, идет взаимосвязь скованности в околосуставных структурах и репрессии «плохих» эмоций. В состоянии таких людей преобладает:

  • чувство вины;
  • низкая самооценка;
  • плохое настроение;
  • отсутствие удовольствия.

Вернуться к оглавлению

Схожесть заболеваний

Бронхиальная астма и болезни суставовОбменные процессы организма контролируются гипоталамусом.

Ревматоидный артрит и бронхиальная астма в своей этиологии имею один пусковой механизм — нестабильность психо-эмоцианальной сферы и чрезмерное накопление негатива. Для определенной болезни свойственны свои защитные психические механизмы: суставной патологии ревматоидного характера преимущественна подавляющая составная (репрессия) и рационализация, а для пациентов с БА — вытеснение и приспособление к дискомфорту.

Вернуться к оглавлению

Исследования

Было проведено множество подтверждающих исследований. В процессе работы изучены поведенческие реакции испытуемых на стресс, а также работа вегетативной нервной системы. Задействовано больше сотни человек. В первой группе находились пациенты с ревматоидным артритом II-III стадии, во второй — с бронхиальной астмой смешанной формы. Третью образовали абсолютно здоровые люди. Наиболее важными в исследованиях было определение уровней:

  • вариабельности сердечного ритма;
  • тревожности по Спилбергеру-Ханину;
  • депрессии по Беку;
  • по шкале TAS;
  • агрессивности и враждебности по Бассу и Дарки;
  • психологической защиты («Индекс жизненного стиля»);
  • фрустрации за Розенцвейгом.

Важно то, что в фазе обострения болезни зафиксирован подъем патологических показателей. Улучшение диагностических критериев следовало за нормализацией психического состояния и уменьшением тревожности. При ревматоидном артрите явными являются депрессия и импунитивный тип фрустрации. Бронхиальная астма — более тревожный тип.

Со стороны вегетативной нервной системы, определено, что при стрессе у больных БА регистрируется усиление парасимпатической деятельности. В состоянии морального отдыха исследования указывают на снижение сердечной вариабельности и проводимости по холинергическим нейронам. Это доказывает огромное влияние нервной системы на развитие патологических процессов.

Источник

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Èìååò ìíîæåñòâî ïðè÷èí, íî â îñíîâíîì ýòî àëëåðãè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ ïðèñòóïàìè óäóøüÿ, îáóñëîâëåííûìè íàðóøåíèåì ïðîâîäèìîñòè áðîíõîâ âñëåäñòâèå ñïàçìà, îòåêà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è óñèëåíèÿ ñåêðåöèè.

Äâå òðåòè äåòåé çàáîëåâàþò àñòìîé â ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Åñëè îòáðîñèòü íàñëåäñòâåííóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü, òî îñíîâíîé ãðóïïîé àëëåðãåíîâ ìîãóò áûòü ïèùåâûå ïðîäóêòû (îñîáåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, çàâèñÿùèõ îò òîãî, ÷òî êóøàþò ìàìû, êóðÿò ëè). À òàêæå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû (íàïðèìåð, ìíîãèå ðîäèòåëè ëå÷àò ÎÐÇ, ÎÐÂÈ àíòèáèîòèêàìè). Äà, è ïûëüöà ðàñòåíèé ìîæåò áûòü àëëåðãåíîì, íî ýòî ïîòîì, êîãäà ðåáåíêó çàãóáèëè èììóíèòåò (ñì. âûøå).

Òàê ÷åì ëå÷àò â ãîðîäå? Äëÿ ïðèìåðà ìîæíî âçÿòü ýóôèëëèí (ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî äàåò íàèáîëüøèé ýôôåêò). Âîçìîæíî. Íî ïðè èçó÷åíèè ïåðå÷íÿ ïîáî÷íûõ äåéñòâèé ïðè åãî ïðèìåíåíèè ìîæíî íàéòè: ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû – áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òðåìîð, ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû – ñåðäöåáèåíèå, àðèòìèÿ, êàðäèàëãèÿ, ñíèæåíèå ÀÄ, ïðèñòóïû ñòåíîêàðäèè, ñî ñòîðîíû ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû – òîøíîòà, ðâîòà, äèàðåÿ è ïð., àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè – êîæíàÿ ñûïü, çóä, ëèõîðàäêà, ïðî÷èå – áîëü â ãðóäè, óñèëåíèå äèóðåçà, ïîâûøåííîå ïîòîîòäåëåíèå.

Âçÿòü äðóãîé ïðåïàðàò: èíòàë.

Ñðåäè ïîáî÷íûõ äåéñòâèé: ðàçäðàæåíèå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, êàøåëü, êðàòêîâðåìåííûé áðîíõîñèíäðîì. Ïîñëå îòìåíû ïðåïàðàòà âîçìîæíî îáîñòðåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû(!). Íå ìíîãîâàòî ëè îñëîæíåíèé? Êîíå÷íî, íåëüçÿ íè â êîåì ñëó÷àå îòêàçûâàòüñÿ îò óæå ïðèìåíÿåìûõ (âîçìîæíî, è óñïåøíî) ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûõ â íàøå âðåìÿ âåëèêîå ìíîæåñòâî. Íî âñå îíè áåç èñêëþ÷åíèÿ íàïðàâëåíû íà îáëåã÷åíèå, à íå íà âûçäîðîâëåíèå (èçáàâëåíèå) îò áîëåçíè! Ïðàêòè÷åñêè íåò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ áåç ïîáî÷íûõ äåéñòâèé, õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî ó äåòåé ñîðâàí èììóíèòåò (îòñóòñòâèå ýëåìåíòîâ çàêàëèâàíèÿ), ñàìîðåãóëÿöèÿ ÖÍÑ (èç-çà èçáûòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ðàíåå ïðèìåíÿåìûõ ëåêàðñòâ è íåïðàâèëüíîé ïèùè) è áîëüøîå ÷èñëî «àñòìàòèêîâ» ñòðàäàþò ìûøå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ è îòñóòñòâèåì íàâûêîâ óïðàâëåíèÿ äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðîé (îñíîâíûå è âñïîìîãàòåëüíûå äûõàòåëüíûå ìûøöû).

Íàñ æå èíòåðåñóåò ëå÷åíèå áåç ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé. Ê ïðèìåðó, â òðàâîëå÷åíèè (ñì. ðàçäåë «Òðàâîëå÷åíèå») ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ïðèìåíÿþò òðàâó ïîä íàçâàíèåì àíèñ îáûêíîâåííûé. Îí è ñïàçìîëèòèê (âûâîä ìîêðîòû), è ñíèìàåò îòåê, è ïîìîãàåò ïî÷êàì – ôèëüòðó îðãàíèçìà, âûâîäÿ îòðàáîòàííûå ïðîäóêòû îáìåíà âåùåñòâ, è äàæå ïîìîãàåò êèøå÷íèêó! Ïîáî÷íûõ îñëîæíåíèé íå èìååò!!!

Êîíå÷íî, ýòî íå ñîâñåì ñåðüåçíî, åñëè ãîâîðèòü î ïîëíîì âûçäîðîâëåíèè îò áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êàêèõ ñðåäñòâ íåäîñòàåò?

Âî-ïåðâûõ, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ÷àùå âñåãî èìååò àëëåðãè÷åñêóþ ïðèðîäó, à çíà÷èò, äëÿ óêðåïëåíèÿ èììóíèòåòà íåîáõîäèìà î÷èñòêà îðãàíèçìà, è ïðåæäå âñåãî ñèñòåìû ìèêðîöèðêóëÿöèè (êàïèëëÿðîâ).

Çíàåòå ëè âû, ÷òî äëèíà áîëüøîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ 240 ñì (2 ìåòðà 40 ñàíòèìåòðîâ), à äëèíà êàïèëëÿðî⠖ 8000 êì!

Ãëàâíîå îòëè÷èå êàïèëëÿðîâ îò ïðî÷èõ ñîñóäîâ ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åðåç èõ ñòåíêó ïðîèñõîäèò çíà÷èìûé ïî ìàñøòàáó îáìåí âåùåñòâ ìåæäó êðîâüþ è òêàíÿìè.

Ëèìôàòè÷åñêàÿ ñèñòåìà, îòâå÷àþùàÿ çà èììóíèòåò, ò. å. ëèìôà, îáðàçóåòñÿ ïóòåì ôèëüòðàöèè òêàíåâîé æèäêîñòè ÷åðåç ñòåíêè êàïèëëÿðîâ. Ñ ëèìôîé ÷åðåç ñòåíêè êàïèëëÿðîâ óíîñÿòñÿ èçáûòîê âîäû, ïðîäóêòû æèçíåäåÿòåëüíîñòè!

Ëèìôîöèòû îáåçâðåæèâàþò èíîðîäíûå ÷àñòèöû ò. å. âñå áîëüíûå êëåòêè è îòðàáîòàííûå (ñòàðûå) è ñòàâøèå íåíóæíûìè è äàæå îïàñíûìè îðãàíèçìó. Ýòîò ìåõàíèçì íàçûâàåòñÿ àïîïòîçîì (ñàìîóíè÷òîæåíèå êëåòîê), ôàãîöèòîç (ïëîòíûå), ïèíîöèòîç (æèäêèå). Êðîâåíîñíàÿ ñèñòåìà, îñîáåííî â îáëàñòè ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà, íå ÿâëÿåòñÿ íåèçìåííîé (!), à ìîæåò ðåàãèðîâàòü è ôóíêöèîíàëüíî, è ñòðóêòóðíî íà èçìåíåíèå ïðåäúÿâëÿåìûõ ê íåé òðåáîâàíèé èëè ãåìîäèíàìè÷åñêèõ óñëîâèé.

Íàïðèìåð, ïðè ïðîäîëæèòåëüíîé ãèïîôóíêöèè òåõ èëè èíûõ ìûøö (ìåæðåáåðíûå, ãðóäíûå) â íèõ óìåíüøàåòñÿ êðîâîòîê:

• âíà÷àëå ýòî äîñòèãàåòñÿ ïóòåì ôóíêöèîíàëüíîãî âûêëþ÷åíèÿ èç êðîâîòîêà ÷àñòè àðòåðèé è êàïèëëÿðîâ,

• çàòåì «ëèøíèå» ñîñóäû ïðîñòî ïîäâåðãàþòñÿ äåãåíåðàöèè (!).

 ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ êðîâü ïðîõîäèò ÷åðåç êàïèëëÿðû ëåãêèõ, îòäàâàÿ CO2 è îáîãàùàÿñü êèñëîðîäîì.  êàïèëëÿðàõ áîëüøîãî êðóãà êðîâü îòäàåò òêàíÿì ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ O2 è ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, à ïîëó÷àåò îò íèõ CO2 è ïðîäóêòû îáìåíà.

Äëÿ ñïðàâêè: ìàëûé èëè ëåãî÷íûé êðóã êðîâîîáðàùåíèÿ íà÷èíàåòñÿ â ïðàâîì æåëóäî÷êå ñåðäöà, èç êîòîðîãî âûõîäèò ëåãî÷íûé ñòâîë, ðàçäåëÿþùèéñÿ íà ïðàâóþ è ëåâóþ ëåãî÷íûå àðòåðèè, à ïîñëåäíèå ðàçâåòâëÿþòñÿ â ëåãêèõ ñîîòâåòñòâåííî âåòâëåíèþ áðîíõîâ íà àðòåðèè, ïåðåõîäÿùèå â êàïèëëÿðû.

 êàïèëëÿðíûõ ñåòÿõ êðîâü îáîãàùàåòñÿ êèñëîðîäîì. Àðòåðèàëüíàÿ êðîâü ïîñòóïàåò â âåíû, êîòîðûå óêðóïíÿþòñÿ è ïî äâå ñ êàæäîé ñòîðîíû âïàäàþò â ëåâîå ïðåäñåðäèå, ãäå è çàêàí÷èâàåòñÿ ìàëûé êðóã êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñïðàøèâàåòñÿ: äëÿ ÷åãî âñÿ ýòà èíôîðìàöèÿ? Åñòü çàêîí: åñëè ñòðóêòóðà íè÷åãî íå ãîâîðèò íàì î ôóíêöèè, òî ýòî çíà÷èò, ÷òî ìû íåïðàâèëüíî åå ðàññìàòðèâàëè (Szent Ggorgyi).

Äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà, ê êîòîðîé îòíîñÿòñÿ äèàôðàãìà è ìåæðåáåðíûå ìûøöû (îñíîâíàÿ), ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà è ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà (âñïîìîãàòåëüíàÿ), íåñåò íà ñåáå áðåìÿ ïðîõîæäåíèÿ êðîâè ïî ìàëîìó êðóãó. Åñëè ðåáåíêà ñ äåòñòâà ó÷èòü îòæèìàòüñÿ, ïîäòÿãèâàòüñÿ, òî äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà èñïðàâíî ïîìîãàåò ñèñòåìå ìèêðîöèðêóëÿöèè ôóíêöèîíèðîâàòü è êàïèëëÿðû, â êîòîðûõ êðîâü îáîãàùàåòñÿ êèñëîðîäîì, â òàêîì ñëó÷àå íå àòðîôèðóþòñÿ (äåãåíåðàöèÿ) è èñïðàâíî âûïîëíÿþò ñâîþ ôóíêöèþ.

Ïåðâûå âûâîäû èç âûøåïåðå÷èñëåííîãî:

1. Ïðè áåçóñïåøíîì ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðèâû÷íûìè ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâàìè, îñîáåííî ó äåòåé, åùå íå îòÿãîùåííûõ ñîïóòñòâóþùèìè, êàê âçðîñëûå, çàáîëåâàíèÿìè (ýòî óæå äðóãèå ôîðìû áðîíõèàëüíîé àñòìû. – Á. Ñ.), íåîáõîäèìî âûáðàòü äðóãîé ïóòü. Òî åñòü ïîñòàðàòüñÿ çàìåíèòü ïðèíèìàåìûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå, êîíå÷íî, îáëåã÷àþò ñèìïòîìû, íî íå èçáàâëÿþò îò áîëåçíè (òàê êàê áîëüíîé íå ïðèëàãàåò ñîáñòâåííûõ óñèëèé äëÿ ýòîé öåëè), íà åñòåñòâåííóþ òåðàïèþ, ê êîòîðîé ÿ îòíîøó ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ, äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, çàêàëèâàíèå è óêðåïëåíèå èììóíèòåòà.

2. Ëåêàðñòâà ìîæíî çàìåíèòü íà òðàâû, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ñíÿòèþ áðîíõîñïàçìîâ, âûâîäÿ âîñïàëèòåëüíóþ æèäêîñòü èç ëåãî÷íûõ êàïèëëÿðîâ, òåì ñàìûì îêàçûâàÿ îòõàðêèâàþùåå äåéñòâèå.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà åñòü ñâîåãî ðîäà «áîëåçíü íàêîïëåíèÿ». Òî åñòü íàêàïëèâàþòñÿ â êàïèëëÿðàõ îòðàáîòàííûå êëåòêè, íåíóæíûå îðãàíèçìó. Àïîïòîç («ôàáðèêà» ñàìîî÷èùåíèÿ êëåòêè) íå ñïðàâëÿåòñÿ, è êðîâü èç-çà ñêîïèâøåãîñÿ â «êàïèëëÿðàõ» ìóñîðà íå îáîãàùàåòñÿ â ïîëíîé ìåðå êèñëîðîäîì – âîò è îäûøêà, è áðîíõîñïàçì. Òðàâû êàê ðàç è ñïîñîáñòâóþò âûâåäåíèþ, «îòõàðêèâàíèþ» ìóñîðà, à çíà÷èò, î÷èùåíèþ ëåãî÷íûõ êàïèëëÿðîâ. Íî íåîáõîäèìî ïîìî÷ü. È çäåñü âñòóïàåò â ñèëó 2-é ëå÷åáíûé ôàêòîð – äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà.

Ãëóáîêîå è ðåçêîå äûõàíèå, òî÷íåå – âûäîõ «Õàà» ïðè óñèëèè, íàïðèìåð îòæèìàíèå îò ïîëà, ïðè êîòîðîì âûäîõ «Õàà» ïðîèñõîäèò ïðè âûïðÿìëåíèè ðóê, ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì, ÷åì ïîâåðõíîñòíîå è ÷àñòîå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè, êîòîðîå ñîïðîâîæäàåò îòæèìàíèå è äðóãèå ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ, â êîòîðûõ àêòèâíî ó÷àñòâóåò ìåæðåáåðíàÿ ìóñêóëàòóðà, ëåãî÷íàÿ âåíòèëÿöèÿ, ò. å. î÷èùåíèå êàïèëëÿðîâ (êëåòêè), óâåëè÷èâàåòñÿ â 10–15 ðàç. Àêöåíò íà âûäîõ, à íå íà âäîõ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò àâòîìàòè÷åñêè. Îãðîìíàÿ ïëîùàäü àëüâåîë (ýòî ëåãî÷íûå ïóçûðüêè, îïëåòåííûå êàïèëëÿðàìè è ñîäåðæàùèå âîçäóõ) ïîçâîëÿåò óìåíüøèòü òîëùèíó ñëîÿ êðîâè, îáìåíèâàþùóþñÿ ãàçàìè ñ âíóòðèàëüâåîëëÿðíûì âîçäóõîì, ÷òî ïîçâîëÿåò çà 1 ñåêóíäó íàñûòèòü êèñëîðîäîì 70 ìë êðîâè è îñâîáîäèòü åå îò èçáûòêîâ êèñëîòû.

Ïîâåðõíîñòü ëåãêèõ îãðîìíà. Åñëè â öåëîì ðàññìàòðèâàòü áðîíõîëåãî÷íóþ ñòðóêòóðó, òî îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ëàáèðèíòîâ, ïåðåõîäÿùèõ äðóã â äðóãà, îòâå÷àþùèõ çà ãàçîîáìåí – CO2 – O2 ? CO2. Íàïðèìåð, áðîíõè îáðàçóþò áðîíõèàëüíîå «äåðåâî». Ïðîñâåò âåòâÿùèõñÿ áðîíõîâ â äèñòàëüíîì (îò öåíòðà ê ïåðèôåðèè) ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ. Íà óðîâíå 5-ãî ãðóäíîãî ïîçâîíêà òðàõåÿ (êîòîðàÿ ñâÿçàíà â ñâîþ î÷åðåäü è ñ ãîðòàíüþ) ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà ãëàâíûõ áðîíõà, îáðàçóÿ áèôóðêàöèþ (ñâîåîáðàçíàÿ «âèëêà») òðàõåè. Îò ãëàâíûõ áðîíõîâ îòõîäÿò âòîðè÷íûå, èëè äîëåâûå, áðîíõè, äàþùèå íà÷àëî áîëåå ìåëêèì òðåòè÷íûì (ñåãìåíòàðíûì) áðîíõàì, êîòîðûå â äàëüíåéøåì âåòâÿòñÿ äèõîòîìè÷åñêè. Ïëîùàäü ñå÷åíèÿ âåòâÿùåãîñÿ áðîíõà ìåíüøå, ÷åì ñóììà ïëîùàäåé ñå÷åíèÿ åãî âåòâåé. Ãëàâíûå áðîíõè ÿâëÿþòñÿ áðîíõàìè ïåðâîãî ïîðÿäêà, äîëåâûå – âòîðîãî, à ñåãìåíòàðíûå, êàê ïðàâèëî, – áðîíõàìè òðåòüåãî ïîðÿäêà.  äàëüíåéøåì áðîíõè äåëÿòñÿ íà ñóáñåãìåíòàðíûå (ïåðâîé, âòîðîé, òðåòüåé ãåíåðàöèè, âñåãî 9–10), äîëüêîâûå, âíóòðèäîëüêîâûå.

Äèàìåòð ñàìûõ ìåëêèõ ðàçâåòâëåíèé âîçäóõîïðîâîäÿùèõ ïóòåé – áðîíõèîë – îò 0,5 äî 1 ìì. Èìååòñÿ îêîëî 20 ãåíåðàöèé áðîíõîâ, ïîñëåäíÿÿ – òåðìèíàëüíûå áðîíõèîëû, äåëÿùèåñÿ íà 14–16 äûõàòåëüíûõ (ðåñïèðàòîðíûõ) áðîíõèîë êàæäàÿ! È êàê «ïðîêà÷àòü» âîçäóõ ÷åðåç ýòó ìàõèíó? Êîíå÷íî, äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà è ïîìîãàåò âêëþ÷èòü ýòó ïðîêà÷èâàþùóþ âîçäóõ «ïîìïó». È ÷òîáû ýòà «ïîìïà», ýòî áðîíõèàëüíîå «äåðåâî» óñèëåííî âåíòèëèðîâàëî ëåãêèå, íàäî ïîíÿòü ðîëü äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû!

Ëåãêîå, ïðàâîå è ëåâîå, ïî ôîðìå íàïîìèíàåò êîíóñ ñ óïëîùåííîé îäíîé ñòîðîíîé è çàêðóãëåííîé âåðõóøêîé, âûñòóïàþùåé íàä 1-ì ðåáðîì.

Íèæíÿÿ ïîâåðõíîñòü ëåãêèõ ïðèëåãàåò ê äèàôðàãìå (îñíîâíàÿ äûõàòåëüíàÿ ìûøöà). Îíà òàê è íàçûâàåòñÿ – äèàôðàãìàëüíàÿ ïîâåðõíîñòü (!).

Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ (ðåáåðíûå) ïðèëåãàþò ê ðåáðàì (ìåæðåáåðíàÿ ìóñêóëàòóðà)!

Íà ñðåäîñòåííîé ïîâåðõíîñòè êàæäîãî ëåãêîãî ðàñïîëîæåíû âîðîòà ëåãêîãî, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäÿò îáðàçóþùèå êîðåíü ëåãêîãî áðîíõ, àðòåðèè è íåðâû, âûõîäÿò âåíû, ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû. Ëåãêèå äåëÿòñÿ íà äîëè: ïðàâîå íà òðè, ëåâîå – íà äâå. Äîëè ëåãêèõ – ýòî îòäåëüíûå, äî èçâåñòíîé ñòåïåíè èçîëèðîâàííûå, àíàòîìè÷åñêè îáîñîáëåííûå ó÷àñòêè ëåãêîãî ñ âåíòèëèðóþùèì èõ äîëåâûì áðîíõîì è ñîáñòâåííûì ñîñóäèñòî-íåðâíûì êîìïëåêñîì. Ñàìà ëåãî÷íàÿ òêàíü äåëèòñÿ íà ñåãìåíòû, êîòîðûå èìåþò ñâîè ñîñóäû è íåðâíûå âîëîêíà è âåíòèëèðóþòñÿ ñåãìåíòàðíûì áðîíõîì. Ëåãî÷íûå ñåãìåíòû îòäåëÿþòñÿ äðóã îò äðóãà ìåæñåãìåíòàðíûìè ïåðåãîðîäêàìè. Ñåãìåíòû îáðàçîâàíû ëåãî÷íûìè äîëüêàìè (÷èñëî èõ â îäíîì ñåãìåíòå ïðèìåðíî 80), ðàçäåëåííûå ìåæäîëüêîâûìè ñåãìåíòàðíûìè ïåðåãîðîäêàìè. Äîëüêà â ñâîþ î÷åðåäü âåíòèëèðóåòñÿ äîëüêîâîé (ïðåòåðìèíàëüíîé) áðîíõèîëîé, ñîïðîâîæäàåìîé êîíå÷íûìè âåòâëåíèÿìè ëåãî÷íûõ àðòåðèîë è âåêóëàìè, ëèìôàòè÷åñêèìè ñîñóäàìè è íåðâàìè.

 âåðõóøêó êàæäîé äîëüêè âõîäèò ïðåòåðìèíàëüíàÿ äîëüêîâàÿ áðîíõèîëà, êîòîðàÿ ðàçâåòâëÿåòñÿ íà 3–7 ìåëü÷àéøèõ êîíöåâûõ (òåðìèíàëüíûõ) áðîíõèîë äèàìåòðîì îêîëî 0,5–0,15 ìì êàæäàÿ.

Ýòî îáùåäîñòóïíàÿ èíôîðìàöèÿ. ß ëèøü ïîä÷åðêèâàþ ñëîæíîñòü àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìû, êîòîðóþ îáñëóæèâàåò äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà. È áåç àêòèâíîé ðàáîòû ýòîé ìóñêóëàòóðû âñå ýòè õîäû è âûõîäû âîçäóõà ïîñòåïåííî çàêðûâàþòñÿ, è ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïðè ýòîì îêàçûâàþò ëèøü ôóíêöèþ ñêîðîé ïîìîùè (îáëåã÷åíèå), íî îòíþäü íå ëå÷åíèå (î÷èùåíèå). È ÷åì áîëüøå èõ ïðèìåíÿþò, òåì áîëåå òÿæåëûìè (äëÿ îðãàíèçìà) îíè ñòàíîâÿòñÿ (íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûå ïðåïàðàòû), ïîðîæäàÿ ÷óäîâèùíóþ çàâèñèìîñòü è ñòðàõ çà æèçíü!

Ïîýòîìó áåç ôèçè÷åñêîé ïîìîùè ñîáñòâåííîé ìóñêóëàòóðû äëÿ èçëå÷åíèÿ îò áðîíõèàëüíîé àñòìû íå îáîéòèñü. Ê òîìó æå èìåííî ñêåëåòíàÿ ìóñêóëàòóðà, ôèêñèðîâàííàÿ ê ïîçâîíêàì è òðóá÷àòûì êîñòÿì, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ êðàñíûé êîñòíûé ìîç㠖 îñíîâíîé ó÷àñòíèê êðîâåòâîðåíèÿ, èëè ãåìîöèòîïîýçà è ëèìôîïîýçà (ýðèòðîöèòû, ëåéêîöèòû, òðîìáîöèòû), ñòèìóëèðóåò âûðàáîòêó êðàñíûì êîñòíûì ìîçãîì ôîðìåííûõ ýëåìåíòîâ. À êðîâåòâîðåíèå òåñíî ñâÿçàíî ñ òàêèì ñëîæíûì ÿâëåíèåì, êàê èììóíîãåíåç (èììóíèòåò). Âñå êðîâåíîñíûå è ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû, âñå íåðâû ïðîõîäÿò âíóòðè ìûøå÷íûõ âîëîêîí. È, ñîêðàùàÿñü, à çàòåì ðàññëàáëÿÿñü, èìåííî ìûøå÷íàÿ òêàíü äîñòàâëÿåò ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, êëåòî÷íûå è âíåêëåòî÷íûå, ïî àäðåñó. Íî ïðè ýòîì îñíîâíîì óñëîâèè ìûøöû äîëæíû ðåãóëÿðíî âûïîëíÿòü ñâîè «íàñîñíûå» (òðàíñïîðòíûå) ôóíêöèè. Áåç ýòîãî ïðîèñõîäèò çàñîðåíèå êàïèëëÿðîâ, â òîì ÷èñëå è ëåãî÷íûõ. À ëåêàðñòâà áåãóò òîëüêî òàì, ãäå åùå íå ïðîèçîøëî çàñîðåíèÿ. Ñ êàæäûì äíåì ñâîáîäíûõ ïðîòîêîâ ñòàíîâèòñÿ âñå ìåíüøå.

Ê ñâåäåíèþ. Êàæäûå ñóòêè â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ãèáíåò ïðèìåðíî 300 ìëðä ýðèòðîöèòîâ, îêîëî 5 ìëðä ëåéêîöèòîâ è 250 ìëðä òðîìáîöèòîâ. À ñèñòåìà ñàìîî÷èùåíèÿ îðãàíèçìà îò ïîãèáøèõ, ñîñòàðèâøèõñÿ êëåòîê – àïîïòîç – ìîæåò âûâîäèòü ãäå-òî 50–70 ìëðä åæåäíåâíî. Íå ñïðàâëÿåòñÿ! Íàäî ïîìîãàòü. Êàê áåç óïðàæíåíèé? – Íå ïîëó÷àåòñÿ. È ýòî îòíîñèòñÿ êî âñåì îðãàíàì, à íå òîëüêî ê áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìå.

Íî èíòåðåñíî, ÷òî ó ÷åëîâåêà â äûõàíèè ïðèíèìàþò ó÷àñòèå íå òîëüêî ëåãêèå, íî è âñÿ ïîâåðõíîñòü òåëà – êîæà, îò ïÿòîê äî ãîëîâû. Îñîáåííî óñèëåííî äûøèò êîæà íà ãðóäè, ñïèíå è æèâîòå. Ïî èíòåíñèâíîñòè ýòè ó÷àñòêè êîæè ïðåâîñõîäÿò ëåãêèå (!). Ýòî ïðåâîñõîäñòâî êîæè íàä ëåãêèìè îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî êîæà «äûøèò» ÷èñòûì âîçäóõîì, à ñâîè ëåãêèå ìû ïðîâåòðèâàåì ïëîõî. ×òî óæ ãîâîðèòü î êóðèëüùèêàõ, êñòàòè, î ïàññèâíûõ òîæå – äåòÿõ!

Âîò âñòóïàåò â ëå÷åáíîå äåéñòâèå ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå – åùå îäèí ôàêòîð – çàêàëèâàíèå âîçäóõîì, âîäîé, áàíåé! Ýòî, êàê íè ïàðàäîêñàëüíî, ñàìàÿ ñëîæíàÿ, ïðåæäå âñåãî ïñèõîëîãè÷åñêè, ëå÷åáíàÿ ïðîöåäóðà äëÿ àñòìàòèêîâ. Îíè, êàê ïðàâèëî, èìåþò ñëàáóþ èììóííóþ ñèñòåìó è áîÿòñÿ ïàðà. Íî ýòà ïðîöåäóðà – çàêàëèâàíèå ïàðîì, âîçäóõîì è âîäîé – â ñî÷åòàíèè ñ êèíåçèòåðàïèåé, äèàôðàãìàëüíûì äûõàíèåì è òðàâîëå÷åíèåì îêàçûâàåò áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå íà ñèñòåìó êðîâîîáðàùåíèÿ.

Источник

психосоматикаБолезнь с характером. Часть 1.

Важнее знать, какой человек болен,чем знать, чем болен человек. Гиппократ

На заре развития психосоматической медицины психосоматическими считались только 7 заболеваний, так называемая, «классическая психоаналитическая семерка». Современная наука считает, что все заболевания можно считать психосоматическими, так как в основе любого телесного процесса всегда лежит психологическая причина. Анализ классической и современной литературы (работы Ф. Александера, В. Бройтигама, Н. Пезешкиана и многих других) позволит понять природу психосоматического заболевания, узнать психологические особенности личности и обстоятельства, ставшие причиной развития болезни.

Болезни органов дыхания

Дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Дыхание отражает эмоциональные процессы и внутренние состояния, и потому является средством самовыражения, а также одним из способов установления равновесия между человеком и средой. Любое нарушение во внутренней или внешней среде вызывает временный сбой процесса дыхания, но затяжная неправильная реакция человека на эти функциональные изменения может приводить к расстройствам дыхательной системы. Психосоматическая литература к болезням органов дыхания в первую очередь относит бронхиальную астму и гипервентиляционный синдром.Бронхиальная астма (БА) является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Именно бронхиальная астма стала первым заболеванием внутренних органов, привлекшим внимание психоаналитиков еще в самом начале ХХ века.

Психоаналитики первыми описали основной конфликт, порождающий возникновение бронхиальной астмы, в центре которого находится материнское отвержение.Причины такого отвержения могут проистекать из собственной эмоциональной незрелости матери, неразрешенных проблем, имевших место в ее детстве. Именно такое отношение между матерью и ребенком порождает возникающие впоследствии основные внутренние конфликты астматика: конфликт между близостью и дистанцированием, и конфликт между агрессивными побуждениями и скрытым желанием нежности.

читайте также:

О психосоматике
Все ли болезни тела связаны с психическим состоянием человека? Какая взаимосвязь между вирусными инфекциями и состоянием психики?

Болезненные месячные! Или «я все могу сама»
Реклама показывает, что испытывать боли при месячных — это нормально! А что же на самом деле? Боли во время месячных: психологические причины.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Психологический портрет. На сегодняшний день не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. Тем не менее, были выделены четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза БА: неврастеноподобный, истероподобный, психастеноподобный и смешанный, или «шунтовый» (от англ. shunt — шунтировать, переводить на запасной путь). Для каждого варианта свойственны свои внутри- и межличностные невротические конфликты. Внешние проявления зависят от личностных особенностей и поведения человека, которое одобряется в его социальной среде.

В целом, можно выделить следующие психологические характеристики личности, склонной к заболеваниям дыхательной системы. Низкий уровень фрустрационной толерантности (недостаточная устойчивость к стрессам), инфантилизм, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, хрупкость и незрелость психологической защиты, неадекватное представление о себе, увеличение коммуникативной значимости «языка тела» — так называемая, соматизация (см. статью «Взаимосвязь души и тела» в прошлом номере журнала), низкий уровень осознавания (отслеживания актуально переживаемых эмоций, желаний, потребностей), вследствие нарушения способности к словесному выражению чувств.

Характерными ситуациями, способствующими возникновению заболевания, являются те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных или нежных и преданных чувств. Синдром гипервентиляции (учащенного дыхания) имеет психологическую природу, поэтому его второе название — невротический дыхательный синдром. Выражается в недостатке воздуха и необходимости глубоко дышать. Сопровождается ощущением стеснения в груди («ощущение пояса или обруча»), «пустоты в голове» и зудом (или онемением) в руках и ногах, головокружением и чувством страха.

Психологический портрет. Люди, страдающие этим недомоганием, характеризуются как сдержанные и ответственные, с сильно развитым чувством долга. Расплатой за такое нормативное поведение является депрессивный фон характера, большое количество страхов и неумение реализовывать собственные притязания из-за неспособности переживать и выражать агрессивные побуждения.

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ гипервентиляции, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Болезни опорно-двигательного аппарата. Ревматические заболевания.

К ревматическим заболеваниям относятся болезни, протекающие с болевыми ощущениями и ограничениями движений мышц и суставов. В их число можно включать различные ревматические заболевания с поражением суставов, протекающие как в воспалительной, так и в дегенеративной форме, а также несуставные формы ревматизма, прежде всего ревматизм мягких тканей. Большинство психосоматических исследований посвящено таким заболеваниям опорно-двигательного аппарата, как фибромиалгия и ревматоидный артрит.Ревматические поражения мягких тканей (фибромиалгия).Многообразные формы фибромиалгии, в том числе синдром фиброзита, ревматизм мягких тканей, или функциональный мышечный ревматизм, описаны под разными названиями: «миалгия», «боли внизу спины», «прострел», «жёсткие лопатки». В отличие от органических ревматических заболеваний они имеют изменчивые локализацию и симптоматику, при этом отсутствуют объективные признаки воспаления. Наиболее частая локализация симптомов – поясница и плечезатылочная область.

Для таких больных характерен внутренний конфликт между самопожертвованием и стабильностью, жертвенностью и эгоизмом, кротостью и агрессивностью. Такая амбивалентность, как и хронически сдерживаемая агрессивность, приводит к повышению мышечного тонуса в типичных местах (чаще всего в области шейных и поясничных позвонков), что впоследствии проявляется болевыми ощущениями.Таких людей можно сравнивать с боксёрами перед ударом гонга, с бегунами перед стартом, когда готовность долго не реализуется. Для них разрешающей (облегчающей их состояние) ситуацией может быть та, которая позволит мобилизовать все тело и проявить сдерживаемые агрессивные импульсы. Поэтому людей с болями в спине часто преследуют фантазии о возможности «убежать, уйти, улететь прочь» из угнетающей их ситуации или отношений.

Психологический портрет. В психическом состоянии отчётливо выражены переживания страха и депрессии. Больные с мышечным ревматизмом мало склонны к гиперкомпенсированному по­ведению, их характеризует тенденция к зависимости и желание заботы, отчётливо определяется склонность к самопожертвованию. Они часто демонстрируют повышенный самоконтроль и стремление к перфекционизму, не могут позволить себе здоровых агрессивных импульсов, разочарование и обиду они пытаются компенсировать «внутренней стойкостью». Характерной является тенденция к преувеличенной готовности помочь, которая проявляется не спонтанно, а по внутреннему принуждению. Внешне агрессивная окраска помощи, предлагаемой этими больными, получила в литературе обозначение как «злобное смирение» и «любящая тирания».

Внешне послушные и скромные, предпочитающие тихо страдать, такие люди стараются избегать прямой конфронтации с окружающими, однако склонны навязывать другим свой стиль взаимоотношений. Ревматоидный артрит.Психофизиологические экспериментальные исследования, описывающие влияние эмоциональных факторов на моторику, показывают, что при хроническом суставном ревматизме отмечается повышенный мышечный тонус при раздражениях и отягощающих ситуациях. Очевидно, что больной суставным ревматизмом переносит свои конфликты преимущественно на мышечные реакции. Психические нагрузки включают прежде всего кризис в межличностных отношениях, смерть и утрату близких людей, проблемы личного авторитета и брака.

Психологический портрет. У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

— стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость;

— мазохистски-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения;

— выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профессиональный спорт, интенсивная работа по дому, в саду и т.д.).

В целом, можно говорить об отсутствии в человеке равновесия между мягкостью и жёсткостью. Обычно тенденция к мягкости подавляется усилением моторной напряжённости, мышечными действиями, у женщин – «мужским протестом». Наблюдается самоограничение в жизненных отношениях, в собственном теле, в комму­никативной сфере и в социальном поведении.

Как правило, такие люди до болезни были тихими и незаметными, при этом достаточно активными, деятельными и неутомимыми.

Их отличает старательность и добросовестность, они берутся за всё и упорно трудятся. Никакая работа для них не в тягость, они объединяют семью, решительно преодолевают все встречающиеся препятствия. Особенно бросается в глаза их альтруистическое поведение, которое в сочетании с энергией и активностью, делает их превосходными матерями или неутомимыми воспитателями.

Психологическая помощь при заболеваниях

Специфичность психосоматозов (психосоматических заболеваний) состоит в том, что душевное страдание, как первопричина серьезного физического недуга, остается скрытым, замаскированным для самого больного. Для осознания душевной причины телесного заболевания необходима психологическая коррекция или психотерапия.

При обращении человека с психосоматическим заболеванием к психологу возможна психологическая проработка основных внутренних конфликтов личности.В случае приведенных выше заболеваний основная психотерапевтическая работа будет направлена на осознание и умение выражать эмоции, заявлять о своих потребностях, устанавливать и поддерживать значимые контакты. Большое внимание будет уделяться обучению человека конструктивным способам выражения агрессии и протеста в конфликтных отношениях, повышению самооценки и уверенности в себе, созданию позитивного образа себя и умению понимать сигналы своего тела.

Исходя из собственного многолетнего опыта работы с психосоматическими расстройствами и заболеваниями, могу сказать, что правильно организованная психотерапия может оказаться не только эффективной в плане улучшения самочувствия и уменьшения проявлений болезни, увеличения продолжительности ремиссии и снижения риска обострения, но также поможет избавить человека от заболевания в случае своевременного обращения за помощью.

Опубликовано: Шмигель Н.Е. Болезнь с характером // РиТМ Психология для всех. — 2012. — № 5. — С.19-22.

Читать часть 2 >>

У Психолога »
Психосоматика
» Болезнь с характером. Часть 1. (бронхиальная астма, фибромиалгия и ревматоидный артрит)

Источник