B12 дефицитная анемия курсовая
Скачать реферат [9,4 Кб] Информация о работе ЛЕКЦИЯ ТЕМА: В12 — В12- дефицитная Мегалобластные анемии — Этиология и патогенез. Роль цианкобаламина и Цианокобаламин является При недостаточности фолатов Кроме того, цианкобаламин Цианкобаламин содержится в Фолиевая кислота содержится Различные этиологические Дефицит цианкобаламина могут · низкое содержание в рационе · вегетарианство · низкая абсорбция · дефицит внутреннего фактора · пернициозная анемия · гастрэктомия · поверждение эпителия желудка · инфильтративные изменения · болезнь Крона · целиакия · резекция подвздошной кишки · атрофические процессы в · повышенная утилизация · состояние после наложения · дивертикулы тощей кишки · кишечный стаз или · глистная инвазия · лентец широкий (Diphyllobotrium · патология абсорбирующего · туберкулез подвздошной кишки · лимфома тонкой кишки · спру · регионарный энтерит · другие причины · врожденное отсутствие · злоупотребление закисью · нарушение всасывания, Причинами дефицита фолатов 1. Недостаточное поступление · скудный рацион · алкоголизм · нервно-психическая анорексия · парентеральное питание · несбалансированное питание у 2. Нарушение всасывания · мальабсорбция · изменения слизистой оболочки · целиакия и спру · болезнь Крона · регионарный илеит · лимфома кишечника · уменьшение реабсорбирующей · прием антиконвульсантов 3. Увеличение потребности · беременность · гемолитическая анемия · эксфолиативный дерматит и 4. Нарушение утилизации · алкоголизм · антагонисты фолатов: · врожденные нарушения Классическим примером Клиническая картина: анемия · поражение крови · поражение ЖКТ · поражение нервной системы Диагностика: 1. Клинический анализ крови · снижение количества · снижение гемоглобина · повышение цветного · макроцитоз (относится к · базофильная пунктация · появление ортохромных · снижение ретикулоцитов · лейкопения · тромбоцитопения · снижение моноцитов · анэозинфилия 2. В окрашенных мазках — типичная картина: 3. Уровень билирубина в сыворотке повышен за 4. Обязательна пункция костного мозга так как Лечение. · диета: ограничить жиры, так · витамин В12 в Принципы терапии: · насытить организм витамином · поддерживающая терапия · предупреждение возможного Чаще пользуются Если причиной анемии явилось Если причиной анемии явилась До Критерии оценки · резкий ретикулоцитоз через · полное восстановление Диагноз фолиеводефицитной Скачать полную версию реферата [9,4 Кб] Информация о работе |
Источник
Общие симптомы анемий. Коферментные формы витамина В12. Роль витамина В12 в организме человека. Конкурентный расход витамина и синдром слепой петли. Причины развития дефицита витамина B-12. Нормализация показателей крови. Биохимический анализ крови.
Подобные документы
Злокачественное малокровие — заболевание, обусловленное нарушением кроветворения из-за недостатка в организме витамина B12. Факты из истории открытия болезни. Причины, вызывающие развитие анемий указанного вида. Важнейшие источники витамина В 12.
презентация, добавлен 12.04.2015
Необходимые исследования для дифференциальной диагностики анемий. Источники витамина В12 и фолиевой кислоты. Метаболизм витамина В12. Причины В12-дефицитной анемии. Поражение нервной системы. Анемия Аддисона-Бирмера. Причины дефицита фолиевой кислоты.
презентация, добавлен 17.02.2015
Строение витамина А и свойства соединений, входящих в его группу. Роль и влияние витамина на жизнедеятельность организма человека. Источники нахождения и образования витамина А. Гипо- и гипервитаминозы витамина А. Его взаимодействие с другими элементами.
реферат, добавлен 11.01.2011
Строение и основные свойства витамина А. Свойства соединений, входящих в группу витамина А. Роль и значение витамина А в организме человека. Клинические проявления и признаки гипо- и гипервитаминоза витамина А, его взаимодействие с другими элементами.
реферат, добавлен 18.04.2012
История открытия витамина К, его основные формы, физико-химические свойства, источники и метаболизм. Обмен витамина К в организме, участие в свертывании крови. Профилактическое и лечебное применение витамина К при болезнях печени, желудка и кишечника.
реферат, добавлен 22.05.2013
Описание, суточная потреность и источники аскорбиновой кислоты. Возможные симптомы дефицита витамина С. Сохранность витамина при кулинарной обработке. Показания и противопоказания к применению витамина С, побочные действия. Признаки гипервитаминоза.
реферат, добавлен 04.06.2010
Понятие и назначение витамина К, содержащие его продукты. Функции данного витамина в организме детей и взрослых, рожениц и молодых матерей. Причины недостатка и избытка витамина К, их негативные последствия. Условия синтезирования его в кишечнике.
презентация, добавлен 22.02.2012
История открытия витамина С, его роль в организме. Доступная для организма форма витамина во фруктах и овощах. Последствия передозировки витамина С для почек и печени, особенности выведения из организма его избытка. Вещества, разрушающие витамин С.
презентация, добавлен 22.02.2016
История открытия витамина D. Основные формы витамина D, содержащие его продукты. Метаболизм витамина D в организме. Механизм действия кальцитриола, суточная потребность организма. Заболевания, при которых показан витамин D, противопоказания к применению.
презентация, добавлен 24.11.2010
Характеристики функций витамина Е, его естественные источники, синтез. Строение и свойства токоферола. Признаки гиповитаминоза витамина Е, симптомы его дефицита в организме. Участие в антиоксидантной и генеративной функциях в организме животных.
презентация, добавлен 22.10.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Ìåãàëîáëàñòíàÿ àíåìèÿ — ãðóïïà çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ îñëàáëåíèåì ñèíòåçà ÄÍÊ. Ðîëü öèàíêîáàëàìèíà è ôîëèåâîé êèñëîòû â ðàçâèòèè àíåìèè, åå ïðè÷èíû, äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå. Ñîäåðæàíèå â ïèùåâûõ ïðîäóêòàõ öèàíêîáàëàìèíà è ôîëèåâîé êèñëîòû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Â12-ÄÅÔÈÖÈÒÍÀß ÀÍÅÌÈß
Â12- äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå ìåãàëîáëàñòíûõ àíåìèé.
Ìåãàëîáëàñòíûå àíåìèè — ãðóïïû çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ îñëàáëåíèåì ñèíòåçà ÄÍÊ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íàðóøàåòñÿ äåëåíèå âñåõ áûñòðîïðîëèôåðèðóþùèõ êëåòîê (ãåìîïîýòè÷åñêèõ êëåòîê, êëåòîê êîæè, êëåòîê ÆÊÒ, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê). Êðîâåòâîðíûå êëåòêè îòíîñÿòñÿ ê íàèáîëåå áûñòðî ðàçìíîæàþùèìñÿ ýëåìåíòàì, ïîýòîìó àíåìèÿ, à òàêæå íåðåäêî íåéòðîïåíèÿ è òðîìáîöèòîïåíèÿ âûõîäÿò íà ïåðâûé ïëàí â êëèíèêå. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ äåôèöèò öèàíêîáàëàìèíà èëè ôîëèåâîé êèñëîòû.
Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç
Ðîëü öèàíêîáàëàìèíà è ôîëèåâîé êèñëîòû â ðàçâèòèè ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèè ñâÿçàíà ñ èõ ó÷àñòèåì â øèðîêîì ñïåêòðå îáìåííûõ ïðîöåññîâ è îáìåííûõ ðåàêöèé â îðãàíèçìå. Ôîëèåâàÿ êèñëîòà â ôîðìå 5,10 — ìåòèëåíòåòðàãèäðîôîëàòà ó÷àñòâóåò â ìåòèëèðîâàíèè äåçîêñèóðèäèíà, íåîáõîäèìîãî äëÿ ñèíòåçà òèìèäèíà, ïðè ýòîì îáðàçóåòñÿ 5-ìåòèëòåòðàãèäðîôîëàò.
Öèàíîêîáàëàìèí ÿâëÿåòñÿ êîôàêòîðîì ìåòèëòðàñôåðàçíîé êàòàëèòè÷åñêîé ðåàêöèè, îñóùåñòâëÿþùåé ðåñèíòåç ìåòèîíèíà è îäíîâðåìåííî ðåãåíåðàöèþ 5-ìåòèëòåòðàãèäðîôîëàòà â òåòðàãèäðîôîëàò è 5,10 ìåòèëåíòåòðàãèäðîôîëàò.
Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ôîëàòîâ è (èëè) öèàíêîáàëàìèíà íàðóøàåòñÿ ïðîöåññ âêëþ÷åíèÿ óðèäèíà â ÄÍÊ ðàçâèâàþùèõñÿ ãåìîïîýòè÷åêèõ êëåòîê è îáðàçîâàíèÿ òèìèäèíà, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ôðàãìåíòàöèþ ÄÍÊ (áëîêèðîâàíèå åå ñèíòåçà è íàðóøåíèå êëåòî÷íîãî äåëåíèÿ). Ïðè ýòîì âîçíèêàåò ìåãàëîáëàñòîç , ïðîèñõîäèò íàêîïëåíèå áîëüøèõ ôîðì ëåéêîöèòîâ è òðîìáîöèòîâ, èõ ðàííåå âíóòðèêîñòíîìîçãîâîå ðàçðóøåíèå è óêîðî÷åíèå æèçíè öèðêóëèðóþùèõ êëåòîê êðîâè.  ðåçóëüòàòå ãåìîïîýç îêàçûâàåòñÿ íåýôôåêòèâíûì, ðàçâèâàåòñÿ àíåìèÿ, ñî÷åòàþùàÿñÿ ñ òðîìáîöèòîïåíèåé è ëåéêîïåíèåé.
Êðîìå òîãî, öèàíêîáàëàìèí ÿâëÿåòñÿ êîôåðìåíòîì â ðåàêöèè ïðåâðàùåíèÿ ìåòèëìàëîíèë-ÊîÀ â ñóêöèíèë-ÊîÀ. Ýòà ðåàêöèÿ íåîáõîäèìà äëÿ ìåòàáîëèçìà ìèåëèíà â íåðâíîé ñèñòåìå, â ñâÿçè ñ ÷åì ïðè äåôèöèòå öèàíêîáàëàìèíà íàðÿäó ñ ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèåé îòìå÷àåòñÿ ïîðàæåíèå íåðâíîé ñèñòåìû, â òî âðåìÿ êàê ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ôîëàòîâ íàáëþäàåòñÿ òîëüêî ðàçâèòèå ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèè.
Öèàíêîáàëàìèí ñîäåðæèòñÿ â ïèùåâûõ ïðîäóêòàõ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — ïå÷åíè, ïî÷êàõ, ÿéöàõ, ìîëîêå. Çàïàñû åãî â îðãàíèçìå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà (ãëàâíûì îáðàçîì â ïå÷åíè) âåëèêè — îêîëî 5 ìã, è åñëè ó÷åñòü, ÷òî ñóòî÷íàÿ ïîòåðÿ âèòàìèíà ñîñòàâëÿåò 5 ìêã, òî ïîëíîå èñòîùåíèå çàïàñîâ ïðè îòñóòñòâèè ïîñòóïëåíèÿ (íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ, ïðè âåãåòàðèàíñêîé äèåòå) íàñòóïàåò òîëüêî ÷åðåç 1000 äíåé. Öèàíêîáàëàìèí â æåëóäêå ñâÿçûâàåòñÿ (íà ôîíå êèñëîé ðåàêöèè ñðåäû) ñ âíóòðåííèì ôàêòîðîì — ãëèêîïðîòåèíîì, ïðîäóöèðóåìûì ïàðèåòàëüíûìè êëåòêàìè æåëóäêà, èëè äðóãèìè ñâÿçûâàþùèìè áåëêàìè — R-ôàêòîðàìè, ïðèñóñòâóþùèìè â ñëþíå è æåëóäî÷íîì ñîêå. Ýòè êîìïëåêñû ïðåäîõðàíÿþò öèàíêîáàëàìèí îò ðàçðóøåíèÿ ïðè òðàíñïîðòå ïî ÆÊÒ.  òîíêîé êèøêå ïðè ùåëî÷íîì çíà÷åíèè ðÍ ïîä âëèÿíèåì ïðîòåèíàç ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà öèàíêîáàëàìèí îòùåïëÿåòñÿ îò R-ïðîòåèíîâ è ñîåäèíÿåòñÿ ñ âíóòðåííèì ôàêòîðîì.  ïîäâçäîøíîé êèøêå êîìïëåêñ âíóòðåííåãî ôàêòîðà ñ öèàíêîáàëàìèíîì ñâÿçûâàåòñÿ ñî ñïåöèôè÷åñêèìè ðåöåïòîðàìè íà ïîâåðõíîñòè ýïèòåëèàëüíûõ êëåòîê, îñâîáîæäåíèå öèàíêîáàëàìèíà èç êëåòîê êèøå÷íîãî ýïèòåëèÿ è òðàíñïîðò ê òêàíÿì ïðîèñõîäèò ñ ïîìîùüþ îñîáûõ áåëêîâ ïëàçìû êðîâè — òðàíñêîáàëàìèíîâ 1,2,3, ïðè÷åì òðàíñïîðò öèàíêîáàëàìèíà ê ãåìîïîýòè÷åñêèì êëåòêàì îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî òðàíñêîáàëàìèíîì 2.
Ôîëèåâàÿ êèñëîòà ñîäåðæèòñÿ â çåëåíûõ ëèñòüÿõ ðàñòåíèé, ôðóêòàõ, ïå÷åíè, ïî÷êàõ. Çàïàñû ôîëàòîâ ñîñòàâëÿþò 5-10 ìã, ìèíèìàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü — 50 ìêã â äåíü. Ìåãàëîáëàñòíàÿ àíåìèÿ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ÷åðåç 4 ìåñÿöà ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ ïîñòóïëåíèÿ ôîëàòîâ ñ ïèùåé.
Ðàçëè÷íûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ìîãóò âûçûâàòü äåôèöèò öèàíêîáàëàìèíà èëè ôîëèåâîé êèñëîòû (ðåæå êîìáèíèðîâàííóþ íåäîñòàòî÷íîñòü îáîèõ) è ðàçâèòèå ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèè.
Äåôèöèò öèàíêîáàëàìèíà ìîãóò îáóñëîâèòü ñëåäóþùèå ïðè÷èíû:
íèçêîå ñîäåðæàíèå â ðàöèîíå
âåãåòàðèàíñòâî
íèçêàÿ àáñîðáöèÿ
äåôèöèò âíóòðåííåãî ôàêòîðà
ïåðíèöèîçíàÿ àíåìèÿ
ãàñòðýêòîìèÿ
ïîâåðæäåíèå ýïèòåëèÿ æåëóäêà õèìè÷åñêèìè âåùåñòâà
èíôèëüòðàòèâíûå èçìåíåíèÿ æåëóäêà (ëèìôîìà èëè êàðöèíîìà)
áîëåçíü Êðîíà
öåëèàêèÿ
ðåçåêöèÿ ïîäâçäîøíîé êèøêè
àòðîôè÷åñêèå ïðîöåññû â æåëóäêå è êèøêå
ïîâûøåííàÿ óòèëèçàöèÿ âèòàìèíà Â12 áàêòåðèÿìè ïðè èõ èçáûòî÷íîì ðîñòå
ñîñòîÿíèå ïîñëå íàëîæåíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî àíàñòîìîçà
äèâåðòèêóëû òîùåé êèøêè
êèøå÷íûé ñòàç èëè îáñòðóêöèÿ, îáóñëîâëåííàÿ ñòðèêòóðàìè
ãëèñòíàÿ èíâàçèÿ
ëåíòåö øèðîêèé (Diphyllobotrium latum)
ïàòîëîãèÿ àáñîðáèðóþùåãî ó÷àñòêà
òóáåðêóëåç ïîäâçäîøíîé êèøêè
ëèìôîìà òîíêîé êèøêè
ñïðó
ðåãèîíàðíûé ýíòåðèò
äðóãèå ïðè÷èíû
âðîæäåííîå îòñóòñòâèå òðàíñêîáàëàìèíà 2 (ðåäêî)
çëîóïîòðåáëåíèå çàêèñüþ àçîòà (èíàêòèâèðóåò âèòàìèí Â12 îêèñëÿÿ êîáàëüò).
íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ, îáóñëîâëåííîå ïðèìåíåíèåì íåîìèöèíà, êîëõèöèíà
Ïðè÷èíàìè äåôèöèòà ôîëàòîâ ìîãóò áûòü:
Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå
ñêóäíûé ðàöèîí
àëêîãîëèçì
íåðâíî-ïñèõè÷åñêàÿ àíîðåêñèÿ
ïàðåíòåðàëüíîå ïèòàíèå
íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå ó ïîæèëûõ
Íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ
ìàëüàáñîðáöèÿ
èçìåíåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà
öåëèàêèÿ è ñïðó
áîëåçíü Êðîíà
ðåãèîíàðíûé èëåèò
ëèìôîìà êèøå÷íèêà
óìåíüøåíèå ðåàáñîðáèðóþùåé ïîâåðõíîñòè ïîñëå ðåçåêöèè òîùåé êèøêè
ïðèåì àíòèêîíâóëüñàíòîâ
Óâåëè÷åíèå ïîòðåáíîñòè
áåðåìåííîñòü
ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ
ýêñôîëèàòèâíûé äåðìàòèò è ïñîðèàç
Íàðóøåíèå óòèëèçàöèè
àëêîãîëèçì
àíòàãîíèñòû ôîëàòîâ: òðèìåòîïðèì è ìåòîòðåêñàò
âðîæäåííûå íàðóøåíèÿ ìåòàáîëèçìà ôîëàòîâ
Êëàññè÷åñêèì ïðèìåðîì ìåãàëîáëàñòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïåðíèöèîçíàÿ (Â12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ) àíåìèÿ. ×àùå ýòîé àíåìèåé áîëåþò ëèöà ñòàðøå 40-50 ëåò.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà: àíåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ îòíîñèòåëüíî ìåäëåííî è ìîæåò áûòü ìàëîñèìïòîìíîé. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè àíåìèè íåñïåöèôè÷íû: ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, îäûøêà, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå. Áîëüíûå áëåäíû, ñóáèêòåðè÷íû. Åñòü ïðèçíàêè ãëîññèòà — ñ ó÷àñòêàìè âîñïàëåíèÿ è àòðîôèè ñîñî÷êîâ, ëàêèðîâàííûé ÿçûê, ìîæåò áûòü óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè è ïå÷åíè. Æåëóäî÷íàÿ ñåêðåöèÿ ðåçêî ñíèæåíèÿ. Ïðè ôèáðîãàñòðîñêîïèè âûÿâëÿåòñÿ àòðîôèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà, êîòîðàÿ ïîäòâåðæäàåòñÿ è ãèñòîëîãè÷åñêè. Íàáëþäàþòñÿ è ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû (ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç), êîòîðûå íå âñåãäà êîððåëèðóþò ñ âûðæåííîñòüþ àíåìèè.  îñíîâíå íåâðîëîãè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ëåæèò äåìèåëèíèçàöèÿ íåðâíûõ âîëîêîí. Îòìå÷àåòñÿ äèñòàëüíûå ïàðåñòåçèè, ïåðèôåðè÷åñêàÿ ïîëèíåâðîïàòèÿ, ðàññòðîéñòâà ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ïîâûøåíèå ñóõîæèëüíûõ ðåôëåêñîâ. Òàêèì îáðàçîì äëÿ Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè õàðàêòåðíà òðèàäà:
ïîðàæåíèå êðîâè
ïîðàæåíèå ÆÊÒ
ïîðàæåíèå íåðâíîé ñèñòåìû
Äèàãíîñòèêà:
Êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè
ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ
ñíèæåíèå ãåìîãëîáèíà
ïîâûøåíèå öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ (âûøå 1.05)
ìàêðîöèòîç (îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå ìàêðîöèòàðíûõ àíåìèé)
áàçîôèëüíàÿ ïóíêòàöèÿ ýðèòðîöèòîâ, íàëè÷èå â íèõ òåëåö Æîëë è êîëåö Êåáîòà
ïîÿâëåíèå îðòîõðîìíûõ ìåãàëîáëàñòîâ
ñíèæåíèå ðåòèêóëîöèòîâ
ëåéêîïåíèÿ
òðîìáîöèòîïåíèÿ
ñíèæåíèå ìîíîöèòîâ
àíýîçèíôèëèÿ
 îêðàøåííûõ ìàçêàõ — òèïè÷íàÿ êàðòèíà: íàðÿäó ñ õàðàêòåðíûìè îâàëüíûìè ìàêðîöèòàìè âñòðå÷àþòñÿ ýðèòðîöèòû íîðìàëüíîãî ðàçìåðà, ìèêðîöèòû è øèçîöèòû — ïîéêèëî- è àíèçîöèòîç.
Óðîâåíü áèëèðóáèíà â ñûâîðîòêå ïîâûøåí çà ñ÷åò íåïðÿìîé ôðàêöèè
Îáÿçàòåëüíà ïóíêöèÿ êîñòíîãî ìîçãà òàê êàê òàêàÿ êàðòèíà íà ïåðèôåðèè ìîæåò áûòü ïðè ëåéêîçå, ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè, àïëàñòè÷åñêèõ è ãèïîïëàñòè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ (îäíàêî, íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ãèïåðõðîìèÿ õàðàêòåðíà èìåííî äëÿ Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè). Êîñòíûé ìîçã êëåòî÷íûé, ÷èñëî ÿäðîñîäåðæàùèõ ýðèòðîèäíûõ ýëåìåíòîâ óâåëè÷åíî â 2-3 ðàçà ïðîòèâ íîðìû, îäíàêî ýðèòðîïîýç íåýôôåêòèâíûé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò ñíèæåíèå ÷èñëà ðåòèêóëîöèòîâ è ýðèòðîöèòîâ íà ïåðèôåðèè è óêîðî÷åíèå èõ ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè (â íîðìå ýðèòðîöèò æèâåò 120-140 äíåé). Íàõîäÿò òèïè÷íûå ìåãàëîáëàñòû — ãëàâíûé êðèòåðèé ïîñòàíîâêè äèàãíîçà Â12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ. Ýòî êëåòêè ñ «ÿäåðíî-öèòîïëàçìàòè÷åñêîé äèññîöèàöèåé» (ïðè çðåëîé ãåìîãëîáèíèçèðîâàííîé öèòîïëàçìå íåæíîå, ñåò÷àòîãî ñòðîåíèÿ ÿäðî ñ íóêëåîëàìè); òàêæå îáíàðóæèâàþòñÿ êëåòêè ãðàíóëîöèòàðíîãî ðÿäà áîëüøîãî ðàçìåðà è ãèãàíòñêèå ìåãàêàðèîöèòû.
Ëå÷åíèå.
äèåòà: îãðàíè÷èòü æèðû, òàê êàê îíè ÿâëÿþòñÿ òîðìîçîì äëÿ êðîâåòâîðåíèÿ â êîñòíîì ìîçãå. Ïîâûñèòü ñîäåðæàíèå áåëêîâ â ïèùå, à òàêæå âèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ
âèòàìèí Â12 â âèäå öèàíêîáàëàìèíà è îêñèêîáàëàìèíà. Ýòè ïðåïàðàòû îòëè÷àþòñÿ ïî óñâîÿåìîñòè. Öèàíêîáàëàìèí óñâàèâàåòñÿ áûñòðî. Îêñèêîáàëàìèí — áîëåå ìåäëåííî.
Ïðèíöèïû òåðàïèè:
íàñûòèòü îðãàíèçì âèòàìèíîì
ïîääåðæèâàþùàÿ òåðàïèÿ
ïðåäóïðåæäåíèå âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ àíåìèè
×àùå ïîëüçóþòñÿ öèàíêîáàëàìèíîì â äîçàõ 200-300 ìèêðîãðàìì (ãàìì). Äàííàÿ äîçà ïðèìåíÿåòñÿ åñëè íåò îñëîæíåíèé (ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç, êîìà). Ñåé÷àñ ïðèìåíÿþò 500 ìèêðîãðàìì åæåäíåâíî. Ââîäÿò 1-2 ðàçà â äåíü. Ïðè íàëè÷èè îñëîæíåíèé 1000 ìèêðîãðàìì. ×åðåç 10 äíåé äîçà óìåíüøàåòñÿ. Èíúåêöèè ïðîäîëæàþòñÿ 10 äíåé. Çàòåì, â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ åæåíåäåëüíî ââîäÿò 300 ìèêðîãðàìì. Ïîñëå ýòîãî, â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ äåëàåòñÿ 1 èíúåêöèÿ â 2 íåäåëè.
Åñëè ïðè÷èíîé àíåìèè ÿâèëîñü íàðóøåíèå âûðàáîòêè âíóòðåííåãî ôàêòîðà, òî íàçíà÷àþò ãëþêîêîðòèêîèäû.
Åñëè ïðè÷èíîé àíåìèè ÿâèëàñü ãëèñòíàÿ èíâàçèÿ, òî äàþò ôåíàñàë.
Äî ïîñòàíîâêè äèàãíîçà (ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü, ñòåðíàëüíàÿ ïóíêöèÿ) íåëüçÿ ââîäèòü âèòàìèí Â12, òàê êàê ñðàçó îòðåàãèðóåò ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü è êîñòíûé ìîçã è äèàãíîñòèêà áóäåò òðóäíà.
Êðèòåðèè îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè:
ðåçêèé ðåòèêóëîöèòîç ÷åðåç 5-6 èíúåêöèé, åñëè åãî íåò òî èìååòñÿ îøèáêà äèàãíîñòèêè
ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå ïîêàçàòåëåé êðîâè ïðîèñõîäèò ÷åðåç 1.5 — 2 ìåñÿöà, à ëèêâèäàöèÿ íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé â òå÷åíèå ïîëóãîäà
Äèàãíîç ôîëèåâîäåôèöèòíîé àíåìèè ïîäòâåðæäàåòñÿ îïðåäåëåíèåì ñîäåðæàíèÿ ôîëèåâîé êèñëîòû â ñûâîðîòêå êðîâè è ýðèòðîöèòàõ ïðè èñïîëüçîâàíèè ìèêðîáèîëîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ. Ëå÷åíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåïàðàòàìè ôîëèåâîé êèñëîòû â äîçå 5-10 ìã/ñóò. Ïðîôèëàêòèêà ôîëèåâîäåôèöèòíîé àíåìèè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ó áåðåìåííûõ æåíùèí, èìåþùèõ ðèñê ðàçâèòèÿ ýòîãî äåôèöèòà â äîçå íå áîëåå 5 ìã â ñóòêè.
Источник