Атопическая бронхиальная астма задача

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Пациентка 43 лет, поступила в стационар с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.

У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Женщина сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД — 24 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств)

1. Установите контакт с пациентом. О каком заболевании идет речь?

(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)

2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

(для оценивания ПК 2.3. (Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами).

3. Обоснуйте необходимость обращения медицинской сестры в клиническую, биохимическую лабораторию, отделение функциональной диагностики.

(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)

4. Обоснуйте необходимость применения лекарственных препаратов, назначенных врачом.

(для оценивания ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)

5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.

(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)

6. Выпишите рецепт на эуфиллин а ампулах для внутривенного введения.

Задача № 2.

Вы – медсестра приемного отделения стационара. К Вам бригадой скорой помощи доставлен пациент 39 лет с диагнозом «Бронхиальная астма средней степени тяжести, ухудшение течения». Во время заполнения паспортной части истории болезни состояние пациента ухудшилось: ему стало трудно разговаривать, возникла резкая экспираторная одышка, свистящее дыхание, «посинел». Вы успели выяснить, что сегодня пациент пользовался карманным ингалятором более 10 раз.

Объективно: Состояние пациента тяжелое. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичны. В легких дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы и участки «немого легкого», ЧДД 34 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс удовлетворительно наполнения и напряжения, 110 в мин., А/Д 100/60 мм.рт.ст. Абдоминальной патологии нет.

Задания:

(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)

1.Определите неотложное состояние пациента. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)

2. Окажите содействие прибывшему врачу. Какие лекарственные средства Вы будете вводить по назначению врача?

(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)

3. Установите контакт с пациентом и продемонстрируйте технику выполнения внутривенной инъекции.

(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)

4. Выпишите рецепт на дексаметазон в ампулах

Источник

Îöåíêà ñóáúåêòèâíûõ è îáúåêòèâíûõ äàííûõ îñìîòðà ïàöèåíòà ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ðàçðàáîòêà ïëàíà êëèíè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ è ïëàíà ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì. Àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì. Ïðîáëåìû è ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Âðà÷åáíûé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (àòîïè÷åñêàÿ)

Ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå

1.Ñáîðèíôîðìàöèèîïàöèåíòå:

— ìàòåðèàëüíî-áûòîâûå è ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ æèçíè: ñîîòâåòñòâóåò íîðìå,

— âðåäíûå ïðèâû÷êè: íåò

— íàñëåäñòâåííîñòü íå îòÿãîùåíà.

— àëëåðãè÷åñêèé àíàìíåç: íå ïåðåíîñèìîñòü öâåòåíèé, èç ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ — Ýóôèëèí.

— îöåíêà âîçìîæíîñòåé ñàìîîáñëóæèâàíèÿ: â íîðìå

— ïåðåíåñåíèÿ çàáîëåâàíèÿ: — êðàñíóõà

— âåòðÿíàÿ îñïà

— ïðîôåññèÿ: íà ïåíñèè

— ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè: íåò

2.Ñáîðèíôîðìàöèèîáîñíîâíîìçàáîëåâàíèè:

— çàáîëåâàíèå íà÷àëîñü ñ 15 ëåò, ïåðâûé ïðèñòóï áûë â 8- ì êëàññå. Ïðèñòóïû ðåäêèå, íîñÿò ñåçîííûé õàðàêòåð.

— íàáëþäàëñÿ ó: — îêóëèñòà

— àëëåðãîëîãà

-ËÎÐ

— ïðåïàðàòû íàçíà÷åííûå àëëåðãîëîãîì: — Áåðîòåê

Ñóáúåêòèâíûå äàííûå:

æàëîáû íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ïî

ñèñòåìàì

Îáúåêòèâíûå äàííûå:

îöåíêà ñîñòîÿíèÿ, îñìîòð ïî ñèñòåìàì

Æàëîáû íà çàòðóäí¸ííîå äûõàíèå (çàòðóäíåí âûäîõ ), ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, íàâÿç÷èâûé íå ïðîäóêòèâíûé êàøåëü, îò ñèëüíîãî êàøëÿ- ñëåçîòå÷åíèå è íàñìîðê.

Îáùåå ñîñòîÿíèå: ñðåäíåé òÿæåñòè, ÀÄ=160/80, ïóëüñ 53 óäàðà â ìèíóòó, òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåíû; êîæà — áëåäíàÿ, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè îáûêíîâåííîé îêðàñêè, ÿçûê âëàæíûé áåç íàë¸òà, ñîçíàíèå ÿñíîå, æèâîò ìÿãêèé íå âçäóò, äûõàíèå çàòðóäíåíî (âûäîõ), ýìîöèîíàëüíûé ôîí: èñïóãàí. Ñòóë â ïðèäåëàõ íîðìû, áåç ïðèìåñåé, äèóðåç â íîðìå.

Читайте также:  Полезные советы при бронхиальной астме

Ïëàí êëèíè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ

Àíàëèç êàëà: — íà ñêðûòóþ êðîâü ( îòðèö. )

— íà ÿ/ã — íå îáíàðóæåíî

Àíàëèç ìî÷è: êîëè÷åñòâî — 130 ìë

öâåò — æ¸ëòûé

ïðîçðà÷íîñòü — N

ðåàêöèÿ — êèñëàÿ

áåëîê — íåò

ãëþêîçà — íåò

îòíîñèòåëüíàÿ ïëîòíîñòü — 1020

Àíàëèç êðîâè: Ìèêðîðåàêöèÿ — îòðèö.

Áèîõèìèÿ: ïðîòðîìáèíîâ. èíäåêñ — 82%

Ñàõàð — 5%

Îáùèé: ãåìîãëîáèí — 152

Ýðèòðîöèòû — 5,2

ÑÎÝ — 7; ëåéêîöèòû — 9,5

Ïàëî÷êîÿäåðíûå — 4

Ëèìôîöèòû — 2

Ìîíîöèòû — 6

Îñìîòð ÝÊà — ñèíóñîâàÿ àðèòìèÿ ( àòðîôèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà )

Ïëàí ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì

Äàòà

Ïðîáëåìû è ïîòðåáíîñòè, îáîçíà÷åííûå ì/ñ è ïàöèåíòîì

Ïëàíèðóåìûå äåéñòâèÿ ì/ñ, íàïðàâëåííûå íà ðàçðåøåíèå èëè ñìÿã÷åíèå ïðîáëåì.

6.05.14

Çàòðóäí¸ííîå äûõàíèå, íàâÿç÷èâûé íåïðîäóêòèâíûé êàøåëü

— ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì

— îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé

— óñïîêîèòü ïñèõîëîãè÷åñêè

— âûïîëíÿòü íàçíà÷åíèÿ âðà÷à:

— Áåðîòåê

— Äåêñàìåòàçîí

— ïîïðîñèòü ïàöèåíòà ïðèíÿòü ñïåöèàëüíîå ïîëîæåíèå äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ ( ñèäÿ÷åå, ñ óïîðîì êðàÿ êðîâàòè ðóêàìè )

— ñëåäèòü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì

— ïðè ëþáûõ èçìåíåíèÿõ äîëîæèòü âðà÷ó

Ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå

— óëîæèòü

— îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé

— îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà

— âûïîëíÿòü íàçíà÷åíèÿ âðà÷à

— ñëåäèòü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà

— ïðè ëþáûõ èçìåíåíèÿõ äîëîæèòü âðà÷ó

— ÝÊÃ, ÀÄ, ×ÑÑ, ×ÄÄ

Ñíèæåíèå àïïåòèòà

— íàçíà÷èòü ãèïîàëëåðãåííóþ äèåòó (ìîæíî çåë¸íûå ÿáëîêè, áàíàí, ãðóøè, ÿáëî÷íûé ñîê). Èñêëþ÷èòü îñòðîå, ñîë¸íîå, æèðíîå;

— ïèòàíèå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè

— âûïîëíÿòü ìåäèöèíñêèå íàçíà÷åíèÿ:

— Ìåçèì (äëÿ ëó÷øåãî óñâîåíèÿ ïèùè)

— ñëåäèòü çà ñòóëîì è äèóðåçîì

Ëèñò äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ

Äàòà

Èçìåíåíèå ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî

Äåéñòâèÿ ì/ñ íà ðàçðåøåíèå ïðîáëåìû

Ðåçóëüòàò

Êîððåêòèâû

6.05.14

T= 36,8

ÀÄ= 160/80

Ïóëüñ = 53

Äûõàíèå çàòðóäíåíî,

Êàøåëü ïðèñóòñòâóåò.

Íàñòðîåíèå ïàöèåíòà ñïîêîéíîå

Äèóðåç: = 700

— per os = 700

Âûïîëíÿëà íàçíà÷åíèÿ âðà÷à

— èçìåðèëà ÀÄ

— ÝÊÃ

— âûïîëíèëà èíúåêöèþ â/ì ñ Äåêñàìåòîçîíîì

— ïî íàçíà÷åíèþ ì/ñ — ïðîâåòðèëà ïàëàòó

-îñóùåñòâèëà âëàæíóþ óáîðêó ïàëàòû

— ïðîèçâåëà ñìåíó íàòåëüíîãî áåëüÿ

— Î2 — òåðàïèÿ

Äûõàíèå âîññòàíîâëåíî íå ïîëíîñòüþ, ãîëîâîêðóæåíèå óìåíüøèëîñü, íî ñëàáîñòü åù¸ ïðèñóòñòâóåò.

Ó ïàöèåíòà ñâîé Áåðîòåê, ïîýòîìó îí ïðèíèìàåò åãî ïîä ïðèñìîòðîì ì/ñ

7.05.14

Áåç èçìåíåíèé

Äèóðåç: = 800

— â/â = 200

— per os = 350

— ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à îòâåëà ïàöèåíòà íà ðåíòãåí

— ÝÊÃ

— ñìåðèëà ÀÄ

— ïðîèçâåëà â/ì èíúåêöèþ Äåêñàìåòîçîíà

— Î2 — òåðàïèÿ

ñëåäèëà çà äèóðåçîì

— ïàöèåíò ïîæàëîâàëñÿ íà áîëü â ñåðäöå è âðà÷ íàçíà÷èë êàïåëüíèöó:

— NaCl — 200 ml

— MgSO4 — 5 ml

— Nitroglic. — 20 ml

— KCl — 15 ml

Êàøåëü óìåíüøèëñÿ, äûõàíèå áåç èçìåíåíèé, ïàöèåíò àêòèâåí.

8.05.14

Äûõàíèå âîññòàíîâëåíî

T= 36,4

ÀÄ= 155/86

Ïóëüñ = 72

Íàñòðîåíèå óëó÷øèëîñü

Äèóðåç: =1100

— â/â = 200

— per os = 600

— ÝÊÃ

— ñìåðèëà ÀÄ

— âûïîëíèëà â/ì èíúåêöèþ Äåêñàìåòîçîíà

— Î2 — òåðàïèÿ

ñëåäèëà çà äèóðåçîì

— ïîñòàâèëà êàïåëüíèöó

— NaCl — 200 ml

— MgSO4 — 5 ml

— Nitroglic. — 20 ml

— KCl — 15 ml

— ïî ïðîñüáå ì/ñ ïðîèçâåëà ñìåíó ïîñòåëüíîãî áåëüÿ

Êàøåëü óìåíüøèëñÿ, äûõàíèå áåç èçìåíåíèé, ïàöèåíò àêòèâåí.

9.05.14

Áåç èçìåíåíèé

Äèóðåç: = 850

-â/â = 200

— per os = 600

— ÝÊÃ

— ñìåðèëà ÀÄ

— âûïîëíèëà â/ì èíúåêöèþ Äåêñàìåòîçîíà

— Î2 — òåðàïèÿ

ñëåäèëà çà äèóðåçîì

— ïîñòàâèëà êàïåëüíèöó

— NaCl — 200 ml

— MgSO4 — 5 ml

— Nitroglic. — 20 ml

— KCl — 15 ml

Êàøåëü ïðîøåë, äûõàíèå ïðàêòè÷åñêè âîññòàíîâëåíî, ïàöèåíò ÷óâñòâóåò ñåáÿ õîðîøî, àêòèâåí.

10.05.14

Áåç èçìåíåíèé

Äèóðåç: = 900

— â/â = 200

— per os = 700

— âûïîëíÿëà íàçíà÷åíèÿ âðà÷à

— ÝÊÃ

— ñìåðèëà ÀÄ

— âûïîëíèëà â/ì èíúåêöèþ Äåêñàìåòîçîíà

— Î2 — òåðàïèÿ

— ñëåäèëà çà äèóðåçîì

— ïîñòàâèëà êàïåëüíèöó

— NaCl — 200 ml

— MgSO4 — 5 ml

— Nitroglic. — 20 ml

— KCl — 15 ml

Êàøåëü ïðîøåë, äûõàíèå ïðàêòè÷åñêè âîññòàíîâëåíî, ïàöèåíò ÷óâñòâóåò ñåáÿ õîðîøî, àêòèâåí.

Ëèñò ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè

Äèàãíîç: áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ( àòîïè÷åñêàÿ)

Õàðàêòåðèñòèêà

ïðåïàðàòà

1

2

3

Íàçâàíèå

Áåðîòåê

Ýãèëîê

Äåêñàìåòàçîí

Ãðóïïà ïðåïàðàòà

Áðîíõîñïàçìàëèòèê

Àíòèàðèòìè÷åñêèå ñðåäñòâà

Ñòåðîèäíûé ïðîòèâîâîñïîëè-

òåëüíûé ïðåïàðàò

Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå

Áðîíõîñïàçìîëèòè÷åñ-êîå äåéñòâèå. Äåéñòâóåò ïðåèìóùåñòâåííî íà

Â2 -àäðåíîðåöåïòîðû.

Ñíèæàåò ÀÄ,ñîêðàòèìîñòü ìèîêàðäà è ïîòðåáëåíèå èì êèñëîðîäà

Ïðîòèâîâîñïàëèòåëü

íîå ïðîòèâîàëëåðãè

÷åñêîå äåéñòâèå

Ïîêàçàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, îáñòðóêòèâíîãî áðîíõèòà è äðóãèõ áðîíõîë¸ãî÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ áðîíõîñïàçìîì.

Ïîâûøåííîå ÀÄ ïðè âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè, ïðîôèëàêòèêà ïðèñòóïîâ òàõèêàðäèè

Ðåâìàòîèäíûé àðòðèò, íåôðîòè÷åñ-

êèé ñèíäðîì,

àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ.

Ïîáî÷íûå ýôôåêòû

Äðîæàíèå ïàëüöåâ, áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî óñòàëîñòè, ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, ïîòëèâîñòü.

Ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü, ñëàáîñòü, âÿëîñòü, ãîëîâðêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, ñîíëèâîñòü è ò.ä.

Ïîâûøàåòñÿ àïïåòèò, ëóíîîáðàçíîå ëèöî, ïîâûø. Âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ, òàõèêàðäèÿ,

Âîçáóæäåíèå, áåññîííèöà.

Ñïîñîá ïðè¸ìà (âðåìÿ)

5-10 êàïåëü íà îäíó èíãàëÿöèþ äî 4-õ ðàç â äåíü.

Âíóòðü ïî 25 ìë 1-2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèè 2 íåäåëü

1 ìë

Äîçà

5-10 êàïåëü

25 ìë

1 ìë

Îñîáåííîñòè ââåäåíèÿ

èíãàëÿöèîííûé

Òàáëåòêè (per os)

â/ì

Читайте также:  Список льготных лекарств при бронхиальной астме

Ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòó

— ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà: èñêëþ÷èòü ïðîäóêòû, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ.

— ãèïîàëëåðãåííûé áûò:

— íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîäåðæàòü æèâîòíûõ â äîìå (äîìà åñòü ïåðñèäñêàÿ êîøêà);

— óáðàòü èç êîìíàòû âñå öâåòóùèå ðàñòåíèÿ;

— ïðîâåäåíèå âëàæíûõ óáîðîê;

— ïðîâåòðèâàíèå;

— ñòàðàòüñÿ íå ïðîâåòðèâàòü êîìíàòó â ïåðèîä öâåòåíèÿ;

— â êîìíàòå äîëæíà áûòü êðîâàòü áåç ïåðüåâûõ ïîäóøåê è øåðñòåííûõ îäåÿë;

— ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ïî ËÔÊ.

Àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì

Ïðèõîäÿ íà ïðàêòèêó â ÍÈÈ ñêîðîé ïîìîùè èì.È.È.Äæàíèëèäçå, ÿ íàáëþäàëà çà ïàöèåíòîì Ïåòðîâ Íèêèòà Âÿ÷åñëàâîâè÷, êîòîðûé ïîñòóïèë íà îòäåëåíèå 6.05.2014ã. ñ äèàãíîçîì: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Áûëî íàçíà÷åíî ñëåäóþùåå ëå÷åíèå: Áåðîòåê, Äåêñàìåòàçîí.

 ïåðèîä ìîåãî íàáëþäåíèÿ, ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà çíà÷èòåëüíî óëó÷øèëîñü, êàøåëü ïðåêðàòèëñÿ, äûõàíèå íîðìàëèçîâàëîñü, t= 36.8, ÀÄ â íîðìå, ïàöèåíò àêòèâåí, æàëîá íåò. Áûëî íàçíà÷åíî ÝÊÃ. Ïàöèåíò ïåðåâåä¸í íà äðóãîå îòäåëåíèå äëÿ äàëüíåéøåãî íàáëþäåíèÿ.

Ïðîáëåìíûé ëèñò ïðîáëåìû è ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà

ñåñòðèíñêèé óõîä áðîíõèàëüíûé àñòìà

I. Íàñòîÿùèå:

Ïåðâè÷íûå (ïðèîðèòåòíàÿ) ïðîáëåìû:

— çàòðóäíåííîå äûõàíèå,

— íàâÿç÷èâûé íåïðîäóêòèâíûé êàøåëü.

2. âòîðè÷íûå:

— íåäîñòàòî÷íîñòü ïðèòîêà âîçäóõà

— ñíèæåíèå òðóäîñïîñîáíîñòè

— ñíèæåíèå àïïåòèòà

— ñëàáîñòü

— ãîëîâîêðóæåíèå

3. Ïîòåíöèàëüíî- âîçìîæíûå â áóäóùåì:

— ïîâòîðíûå ïðèñòóïû

— ýìôèçåìà ë¸ãêèõ

— ë¸ãî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

1. Ê.À. Ñâÿòêèíà, Å.Â. Áåëîãîðñêàÿ, Í.Ï. Êóäðÿâöåâà “Âíóòðåííèå áîëåçíè”.

2. Ëåêöèîííûé ìàòåðèàë.

3. Â.È. Ïîêðîâñêèé “Ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ”.

4. Ì. Áðèñ “Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ”.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

4. Определения ФЖЕЛ
50. ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ БА ХАРАКТЕР-
НО:
1. Эмфизема легких
2. Пневмосклероз
3. Вздутие легких
4. Очаговые изменения
51. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЙСЕРА ПОЗВОЛЯЕТ:
1. Свести до минимума отложение препарата в полости рта и ротоглотке
2. Уменьшить вероятность развития кандидоза полости рта при исполь-
зовании ГКС
3. Устранить дискоординацию между вдохом и нажатием на баллончик
ДАИ
4. Все перечисленное
52. В ДОЗИРОВАННЫХ ИНГАЛЯТОРАХ ВЫПУСКАЕТСЯ ВСЕ, КРО-
МЕ:
1. ГКС
2. β2 – агонисты
3. Муколитики
4. М-холинолитики
53.НЕБУЛАЙЗЕР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ:
1. Неотложной терапии обструктивных заболеваний легких*
2. Для определения функции дыхания
3. Для ингаляции

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ВОПРОСАМ

1-1, 2-1, 3-4, 4-1, 5-4, 6-4, 7-3, 8-2, 9-2, 10-4, 11-4, 12-2, 13-1, 14-4, 15-3,
16-2, 17-4, 18-2, 19-4, 20-2, 21-2, 22-4, 23-2, 24-2, 25-2, 26-4, 27-1, 28-3,
29-4, 30-3, 31-4, 32-4, 33-4, 34-3, 35-2, 36-1, 37-2, 38-4, 39-3, 40-2, 41-3,
42-2, 43-2, 44-2, 45-1, 46-4, 47-3, 48-3, 49-2, 50-3, 51-4, 52-3, 53-1.

51

XIV. Задачи

Задача № 1

Больная К., 50 лет, поступила в отд. пульмонологии с жалобами на
частые (до 10 раз в сутки, в том числе ночные до 4-5 раз) приступы уду-
шья, затрудненное свистящее дыхание, кашель с трудноотделяемой слизи-
стой мокротой, одышку при незначительной физической нагрузке, стесне-
ние в грудной клетке, постоянную заложенность носа, слизисто-гнойные
выделения из носа.
Больна с 1985 года, когда впервые в сезон цветения (май) появилась
заложенность носа, слезотечение, ринорея, сухой кашель. На фоне лечения
антигистаминными препаратами явления рино-конъюнктивита купирова-
лись, но сухой кашель сохранялся. В последующем присоединялась посто-
янная заложенность носа. Проведено аллергологическое обследование-
кожное тестирование пыльцевыми и бытовыми аллергенами.Выявлена
пыльцевая аллергия на одуванчик, березу. Проведено 3 курса СИТ. с не-
большим эффектом. Сохранялся круглогодичный ринит, кашель, спустя 3
года присоединилась лекарственная аллергия на аспирин, пищевая – на
томаты, в виде приступов удушья, затрудненного дыхания. При обследо-
вании у ЛОР врача выявлен полипозный синуит. Выполнена полипотомия.
Отмечалось непродолжительное улучшение состояния. С 1991 года уча-
стились приступы удушья (ежедневные, в том числе ночные), постоянная
заложенность носа. Обострения заболевания 2-3 раза в год, связывает с
ОРВИ, простудным фактором, сезоном цветения (май-июнь), приемом
НПВС. Приступы удушья провоцируются холодным воздухом, физической
и эмоциональной нагрузкой, купирует беротеком. В 1992 г. больной назна-
чено базисное противовоспалительное лечение альдецином (интраназаль-
но и ингаляционно) в дозе 800-1000 мкг/сут, β2 – агонисты пролонгирован-
ного действия (сальметер) и короткого по потребности (беротек, сальбута-
мол), при обострении курсами полькортолон 4 т/ сут (16 мг), в сезон цве-
тения дополнительно кетотифен. На фоне лечения состояние больной
улучшилось и стабилизировалось – значительно реже стали приступы
удушья и частота обострений. Настоящее ухудшение связано с сезоном
цветения и самостоятельной отменой ИГКС. Имеет II группу инвалидно-
сти по данному заболеванию. Объективно при поступлении: носовое ды-
хание затруднено, шумное, экспираторная одышка, ЧД – 26 в мин. Акро-
цианоз губ. Перкуторно над легкими – легочный звук с коробочным оттен-
ком. Аускультативно-жесткое дыхание, масса сухих свистящих хрипов по
всем легочным полям. АД – 130/ 70 мм рт. ст. PS = ЧСС = 84в мин. Тоны
сердца приглушенны, ритмичные. Живот мягкий, б/болезненный. При об-

52

Читайте также:  Препараты для лечения бронхиальной астмы фармакология

следовании в стационаре выявлено: ОАК, ОАМ, ЭКГ-норма. Общий IgE –
250 МЕ/мл.
Рентгенография ОГК – усиление легочного рисунка. В базальных от-
делах — повышение прозрачности легочной ткани. Корни не расширены,
структурные. Купол диафрагмы четкий. Границы сердца в норме. Спиро-
графия: ЖЕЛ-68% ОФВ1 – 52% от должных показателей, обратимость об-
струкции (в постдилятационном тесте) 27%. Вариабельность обструкции
(по пикфлоуметрии) – 35%.

Вопросы:
1) О каком заболевании идет речь?
2) Назовите форму заболевания, тяжесть течения.
3) Какой объем лечения вы назначите больной?
4) Что необходимо исключить из употребления во избежание
обострений заболевания?

Задача № 2

Больной А., 16 лет, находится под наблюдением в течение 5 лет.
Его беспокоят эпизоды затрудненного свистящего дыхания, пре-
имущественно ночью и в запыленном помещении 1-2раза в месяц, сопро-
вождающиеся сухим приступообразным кашлем, одышкой; явления рино-
конъюнктивита ежегодно в течение 6 лет (сезон — август).
В раннем детстве болел экссудативным диатезом, с 4 месячного воз-
раста и до 12 лет атопическим дерматитом. Приступы затрудненного ды-
хания с 10 лет. Обострения 1 раз в год, последние 2 года обострений нет.
Длительное время получая лечение кетотифеном.
5 лет назад проведено аллергологическое обследование, выявлена
аллергия на домашнюю пыль и пыльцевая на полынь. Получил 4 курса
СИТ аллергенами полыни, поддерживающее лечение АГ домашней пыли.
Мать больного страдает поллинозом.
Объективно: ЧД-16 в мин . Перкуторно-легочный тон. Дыхание ве-
дикулярное, хрипов нет. АД – 110/70 мм рт. ст. PS – 70 в мин . Тоны сердца
ясные, ритмичные. ОАК, ОАМ, ЭКГ, рентгенография ОГК без патологии.
Общ. IgE – 170 МЕ/мл.
Спирография – ЖЕЛ – 93%.
ОФВ1 – 85%, коэффициент Тифно – 82% от должных показателей.
Вариабельность бронхиальной обструкции (по пикфлоуметрии) – 15%.

Вопросы:
1) О какой форме бронхиальной астмы идет речь?

53

2) Укажите степень тяжести течения астмы, фазу.
3) Какое лечение необходимо назначить согласно степени тяжести?

Задача № 3

Больной И., 40 лет, поступил в приемное отделение больницы с жа-
лобами на частные, повторяющиеся, тяжелые, не купирующиеся в течение
3 часов беротеком, приступы удушья, экспираторную одышку в покое, ка-
шель с трудноотделяемой слизистой мокротой, опоясывающую боль в
нижних отделах грудной клетки, слабость. Болен бронхиальной астмой 15
лет, заболевание протекает с частыми, тяжелыми обострениями. Гормоно-
зависим, постоянно получает системные и ингаляционные ГКС. Настоящее
ухудшение состояния связывает с перенесенной вирусной инфекцией, са-
мостоятельной отменой ГКС.
Объективно: Положение вынужденное-ортопноэ. Кожный покровов
бледен, цианоз, гипергидроз. На вопросы отвечает отдельными словами,
возбужден. Экспираторная одышка, ЧД – 40 в 1 мин. При аускультации –
выслушивается ослабленное везикулярное дыхание, в нижнее-базальных
отделах «немое легкое»., АД – 160/90 мм. рт. ст. PS – 130 в мин. Тоны
сердца глухие, ритмичные, тахикардия. Пикфлоуметрия – ПСВ – 42% от
должной, SatO2 >92%.

Вопросы:
1) Как Вы оцените состояние больного?
2) В какое отделение показана госпитализация?

Ответ на задачу № 1
1) О бронхиальной астме
2) Аспириновая форма бронхиальной астмы, тяжелое перси-
стирующее течение
3) Системные и ингаляционные ГКС (полькортолон 16 мг/сут
+ серетид 250 мкг*2р/сут), вентолин ч/з небулайзер 4р/сут, в
последующем беротек по потребности.
4) НПВС; продукты, содержащие природные салицилаты.

Ответ на задачу № 2
1) Экзогенная (атопическая) форма бронхиальной астмы (аллергия
на домашнюю пыль, пыльцевая на полынь)
2) Легкая интермиттирующая астма, фаза ремиссии.
3) β2 агонисты короткого действия по потребности. Продолжить-
СИТ.

54

Ответ на задачу № 3
1) Обострение тяжелой степени (астматический статус).
2) Показана госпитализация в отделение реанимации.

55

XV. Литература

1. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы
(Джина). Пересмотр 2002 г.
2. Клинические рекомендации « Бронхиальная астма у взрослых» под ре-
дакцией академика РАМН А.Г. Чучалина, 2002 г.
3. Руководство по лечению и профилактике бронхиальной астмы для вра-
чей и медицинских сестер, 1996 г.
4. Бронхиальная астма. Руководство для врачей России (Формулярная
система), 1999 г.
5. А.Э. Макаревич «Заболевания органов дыхания», Минск, 2000 г.
6. Руководство «Болезни органов дыхания» под редакцией академика
АМН России Н.Р. Палеева, Москва, 1990 г., Т. 3., стр. 5-102.
7. А.Н. Окороков руководство «Лечение болезней внутренних органов».
Т. 1. Витебск, 1997 г., стр. 66-175.
8. Рекомендации по ведению больных бронхиальной астмой. МЗ Москов-
ской области, 2002 г.
9. Догоспитальная помощь больным бронхиальной астмой. Методические
рекомендации МЗ Московской области, 2002 г.
10. «Скорая медицинская помощь». Российский научный журнал. Том 1,
№ 3, 2002 г., стр.6-15 «Современная диагностика и терапия обострений
бронхиальной астмы.
11. Журнал «Атмосфера» Пульмонология и аллергология. № 1-4 2002 г.
12. Журнал «Астма».ru», 2001 г.

56

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Учебно-методические рекомендации

ПЕНЗА 2003

57

58

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Учебно-методические рекомендации

Сдано в производство 27.11.03. Формат 60Ч841/16. Бумага типогр. №1.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,26.
Заказ №193 И. Тираж 150.

Информационно-издательский центр ПГУ
Пенза, Красная, 40, т.: 56-47-33

59

Источник