Анкета по бронхиальной астмы для пациентов по уровню знаний
Анкета для опроса пациентов с бронхиальной астмой позволяет эффективно, дешево, а главное, быстро собрать и адекватно оценить информацию, особенно это важно для врача, когда речь идет о приеме больных в поликлинике.
Времени, чтобы определить тяжесть болезни и внести поправки в лечение, мало, а человек с этим заболеванием требует особого внимания для предотвращения опасных осложнений и даже инвалидизации и смерти.
Важность контроля бронхиальной астмы
По данным эпидемиологических исследований, количество больных с диагностированной бронхиальной астмой растет год от года. Современная медицина достигла больших успехов в изучении процессов возникновения этого заболевания, в раннем выявлении первых симптомов, в применении современных эффективных лекарственных средств и профилактических методов, но смертность от него увеличивается. Это связано со следующими причинами:
- неадекватная оценка пациентами тяжести своего заболевания;
- нерегулярность приема препаратов;
- частичное или полное невыполнение рекомендаций лечащего врача;
- неправильная техника использования ингаляционных лекарств.
Но астму можно успешно лечить и полностью контролировать, т.е. практически не испытывать неприятные симптомы ни днем, ни ночью, не принимать быстродействующие препараты для снятия приступа и даже жить полноценно, без ограничений, как люди со здоровой дыхательной системой.
Другими словами, контроль – это конечная цель терапии, когда в результате кропотливого труда врача и пациента удается достичь хорошего самочувствия при минимальном количестве препаратов.
Методы контроля
На протяжении жизни одного человека симптомы астмы могут исчезать и появляться снова, поэтому разработан ступенчатый подход к лечению, при котором по мере нарастания тяжести заболевания увеличивается интенсивность приема лекарств.
Астматик должен всегда принимать базисный препарат, как правило, это гормональные препараты с противовоспалительным действием (ингаляционные глюкокортикостероиды). При ухудшении дозу лекарств увеличивают, добавляют препараты с другим механизмом действия, при улучшении – убирают. Цель лечения – достижение контроля течения бронхиальной астмы.
Но понятие контроля многоплановое, и долгое время не было единого объективного метода его оценки. Это привело к разработке множества диагностических систем, которые учитывают симптомы бронхиальной астмы, ночные приступы и их количество, историю развития заболевания (анкеты, вопросники), оценку результатов лабораторных исследований и показателей функции дыхания, полученных при пикфлоуметрии, спирометрии.
Аппаратными методами оценки функционирования дыхательной системы пользуются преимущественно для диагностики астмы, для ежедневного контроля они не подходят, так как сложны в исполнении, недоступны для детей до 5 лет. Их показатели могут искажаться на фоне приема бронхорасширяющих лекарств.
Анкетирование пациентов с бронхиальной астмой
Анкета по бронхиальной астме стала более перспективным вариантом, и с 2008 г. публиковалось их большое количество. Наибольшее применение получили тест по контролю АСТ (Astma Control Test) и вопросник ACQ-5 (Asthma Control Questionnaire). Они имеют небольшие различия.
ACQ-5 не содержит вопросов о применении быстродействующих препаратов, снимающих спазм бронхов, поэтому его результаты могут быть несколько завышены. Его преимуществом над АСТ является возможность предсказать количество обострений у пациента в ближайший год и изменить лечение заранее.
Для оценки уровня контроля заболевания
Для оценки уровня контроля удобен простой тест АСТ, который больной может пройти сам и адекватно оценить свой статус. Его удобно проводить в любое время суток, на работе, дома или в поликлинике. Он представлен двумя формами: для взрослых и для детей. Ведущие пульмонологические центры одобрили АСТ для использования в медицинской практике.
Анкета по бронхиальной астме доказала свою достоверность: результаты теста совпадают с оцененным специалистом-пульмонологом состоянием пациента и с данными спирометрии. И если она покажет, что состояние пациента неудовлетворительное, то необходима консультация доктора для своевременной коррекции терапии.
С диагностическими целями
С диагностическими целями врачом могут быть заданы дополнительные вопросы. Так в докладе рабочей группой GINA (Глобальная инициатива по бронхиальной астме) было предложено простое исследование. Необходимо задать вопросы больному астмой о состоянии его здоровья в течение последнего месяца:
- Дневные приступы астмы чаще, чем 2 раза в неделю?
- Были ли ночные приступы астмы?
- Принимали ли вы препараты быстрого действия чаще двух раз в неделю?
- Испытываете ли вы ограничение физической активности?
Результаты трактуются так:
- контролируемая бронхиальная астма, если ответ «нет» на все вопросы. Лечение остается прежним;
- частично контролируемая, если ответ «да» на 1-2 вопроса. Возможно внесение некоторых изменений в схему приема или дозировку лекарственных препаратов;
- неконтролируемая, если положительные ответы на 3-4 вопроса. Требуется срочная коррекция базисной терапии, возможна госпитализация пациента.
Методика проведения анкетирования и оценка результатов
Если вы сомневаетесь, под контролем ли ваша бронхиальная астма, ответьте на вопросы анкеты АСТ самостоятельно. Тест легко можно найти в Интернете или получить у лечащего врача. Есть отдельные варианты для детей и для взрослых. Методика проведения теста проста и понятна.
Опросник состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. За ответы начисляются баллы от 1 до 5, которые в итоге суммируются. По набранному количеству баллов можно оценить данные о течении заболевания за последние 4 недели.
- 25 баллов – астма полностью контролируется.
- 20-24 балла – хорошо контролируется.
- Менее 20 баллов – астма контролируется неудовлетворительно, надо обратиться к медицинскому специалисту для изменения схемы лечения и предотвращения развития возможных осложнений.
В заключение
Бронхиальная астма неизлечима, но с ней можно жить полноценно, без приступов удушья и затруднения дыхания, если контролировать свою болезнь. Анкетирование астматиков позволяет своевременно выявить обострение бронхиальной астмы, предотвратить развитие опасных осложнений.
Успех лечения будет зависеть не только от выполнения врачебных рекомендаций и приема препаратов, но и от уровня осведомленности об особенностях болезни. Получать полезную информацию нужно из надежных источников (медицинская литература, специализированные веб-сайты).
Источник
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Источник
анкета по бронхиальной астме
Популярные статьи на тему: анкета по бронхиальной астме
Из множества симптомов, присущих заболеваниям внутренних органов, одышка – одна из главных причин, побуждающих человека обратиться к врачу [4, 55, 56]. Так, по данным эпидемиологического исследования, проведенного Американским торакальным обществом [5.
Новости на тему: анкета по бронхиальной астме
Даже небольшие «колонии» грибковой плесени на стенах жилых помещений резко увеличивают риск развития детской бронхиальной астмы. Опасность увеличивается и в том случае, когда родители малышей долго не замечают плесени на стенах, оклеенных обоями.
Склонность к развитию бронхиальной астмы часто является унаследованной, но запустить механизм развития болезни может воздействие разных факторов. Ученые установили, что одним из таких факторов способен стать хронический стресс, связанный с работой.
И бронхиальная астма, и рак простаты связаны с определенным типом хронического воспаления в организме. Но ученые, исследовавшие заболеваемость этой формой рака среди мужчин-астматиков, неожиданно обнаружили, что они болеют опухолями простаты редко.
Доказано, что избыток обычного сахара в рационе беременных грозит будущему ребенку ожирением и диабетом. Но оказалось, что и фруктоза, полезная разновидность сахара, вредна для плода, так как может повышать риск развития у ребенка детской астмы.
Учащенные ночные позывы к мочеиспусканию могут сигнализировать о разных нарушениях в организме, но результатом ночных путешествий в туалет станет сонливость днем и соответственно низкая производительности труда. Поэтому ноктурию надо лечить.
Использованные источники: www.health-ua.org
Анкета по бронхиальной астмы для пациентов по уровню знаний
Результаты исследования и их обсуждение
Совместно с врачом терапевтом провела занятия в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой. Занятия проводились по программе обучения которая была указана ранее .На занятиях принимало участие 16 человек.
Для оценки исходного уровня осведомленности о своем заболевании и
степени выживаемости знаний после обучения в астме школе, нами была разработана анкета-тест «Информированность пациентов о бронхиальной астме».(Приложение А) Анкета содержит 22 закрытых вопросов с тремя вариантами ответов, один из которых верный, второй — ошибочный, третий вариант — «не знаю». Подсчитывается сумма правильно отвеченных вопросов и переводится в % от максимально возможного суммарного результата (100%). Оценивается исходный уровень о БА, навыков оценки собственного состояния и самопомощи, а также изменение осведомленности о причинах, проявлениях, лечении, профилактике данного заболевания.
Таблица 2 Результаты тестирование на первом занятии.
Использованные источники: studwood.ru
Информационные материалы к Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
Материалы к занятию 1
«Что такое бронхиальная астма?»
Вводная часть
Знакомство, представление участников.
Представиться слушателям и дать возможность каждому слушателю назвать свое имя и отчество. Раздать каждому слушателю заранее сложенные втрое листы бумаги и фломастеры, предложить написать свое имя и отчество на средней трети листа крупно и четко и сложить листы по сгибу в треугольную пирамиду, которую можно разместить на столе перед каждым слушателем. Предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-4 таблицы 1 журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья (приложение №2 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).
Описание целей обучения.
Представить краткий обзор тематики Школы (перечень занятий), график ее работы, продолжительность курса. Раздать слушателям дневники самоконтроля, объяснить их назначение – регистрация пиковой скорости выдоха (ПСВ) и другой необходимой информации в процессе обучения. Предложить занести в дневник график работы Школы.
1.3. Оценка исходных знаний.
Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»). Сохранить заполненные вопросники для последующего анализа эффективности обучения в Школе.
Информационная часть
Определение бронхиальной астмы?
Для слушателей важно подчеркнуть, что БА является хроническим воспалительным заболеванием бронхов, которое может успешно контролироваться только при условии длительной (чаще – постоянной) терапии.
Как устроены дыхательные пути человека?
Преподаватель рассказывает и показывает на плакате строение дыхательной системы. Упоминается, что дыхательная трубка начинается от носа и заканчивается мельчайшими бронхами. Описывается движение воздуха по дыхательнойтрубке – носовым ходам, трахее, крупным и мелким бронхам. Обсуждается строение ткани легких – альвеол – сосудов, в которые попадает кислород и откуда выводится углекислый газ. Кратко характеризуется строение бронхиального дерева – реснитчатый эпителий и его функция, мышечный слой. Подчеркивается, что особенности анатомии респираторной системы способствуют защите дыхательных путей от вредоносного воздействия окружающей среды. Подчеркиваются важность носового дыхания и изменения, которые могут возникать при его нарушении.
Что происходит с бронхами во время приступа бронхиальной астмы?
Преподаватель рассказывает об изменениях, которые происходят при бронхиальной астме – спазме мышц бронхов, отеке слизистой оболочки, выделении слизи. Подчеркивается, что это приводит к нарушению в движении воздуха. При этом появляются характерные симптомы – одышка, кашель, хрипы в груди, чувство тяжести. Если сужение бронхов очень сильное, то возникает приступ удушья.
Необходимо отметить, что в основу заболевания составляет воспаление стенки бронха. В случае бронхиальной астмы – это немикробное воспаление, и астму лечат не антибиотиками, а специальными противоастматическими препаратами, подавляющими воспалительный процесс в бронхах. Воспаление и спазм усиливают друг друга: воспаление делает бронх более чувствительным, а сужение бронха усиливает воспаление. Просвет уменьшается, воздух проходит в бронхах с затруднением, особенно во время выдоха. Поэтому больных беспокоит затруднение выдоха, ощущение свистящего дыхания. Воспаление делает слизистую бронха сверхчувствительной. Факторы, которые здоровому человеку не наносят заметного вреда (холодный воздух, пахучие вещества, пыльца деревьев, резкая смена температуры воздуха и т.д.), вызывают воспаление и спазм бронхов у больного астмой. Гиперреактивность (сверхчувствительность) бронхов – характерная черта болезни.
Преподаватель должен подчеркнуть, что воспаление в бронхах при бронхиальной астме является хроническим, поэтому лекарственные препараты, которые назначает врач, пациент должен принимать постоянно (более подробно на механизме действия противовоспалительных препаратов необходимо остановиться на занятии № 3).
Активная часть
Предложить слушателям высказаться о том, какие раздражители у них вызывают приступ астмы, и что они предпринимают для того чтобы избежать или уменьшить влияние факторов, провоцирующих симптомы астмы.
Перерыв
Информационная часть
Понятие и механизм развития аллергии.
ВНИМАНИЕ! Данный раздел является наиболее сложным для понимания слушателей, поэтому преподаватель должен в максимально доступной форме коротко осветить данную проблему!
Аллергия – это необычная чувствительность к различным веществам (аллергенам), которые у большинства людей не вызывают болезненные реакции.
Привести примеры аллергенов (клещи домашней пыли, шерсть и перхоть домашних животных, некоторые продукты питания, пыльца растений и др.).
На примере воздействия какого-либо аллергена рассказать, используя демонстрационный плакат или флипчарт, как развивается аллергическая реакция.
Активная часть
Ответы на вопросы.
Информационная часть
Как проявляется аллергия?
Преподаватель должен отметить, что одной из причин развития бронхиальной астмы является аллергия. Разъяснить, что аллергия может поражать не только бронхи (при атопической БА), но и другие органы человека. Коротко рассказать о клинических проявлениях других аллергических заболеваний.
• Аллергический ринит – это заболевание, которое развивается в результате попадания аллергенов на слизистую оболочку носа и проявляющееся четырьмя основными симптомами – выделения из носа, затруднения носового дыхания, чиханием и зудом в полости носа;
• Аллергический конъюнктивит – аллергическое воспаление слизистой оболочки (конъюнктивы) глаза, которое проявляется покраснением, отечностью век, зудом слезотечением, светобоязнь. Данное заболевание часто сочетается с аллергическим ринитом, бронхиальной астмой;
• Крапивница – это заболевание, поражающее поверхностные слои кожи, характеризующееся кожным зудом и появлением высыпаний, которые напоминают след от крапивы;
• Отек Квинке – характеризуется отеком кожи и подкожной клетчатки, а также слизистых оболочек различных органов. Отеки плотные, безболезненные, локализуются в местах, где хорошо развит подкожно-жировой слой (лицо, конечности, язык, мягкое небо, гортань). Чаще всего отек Квинке сочетается с крапивницей;
• Анафилактический шок – это самая серьезная и часто – жизнеугрожающая аллергическая реакция, при которой поражаются многие органы и системы. Сопровождается появлением холодного пота, бледностью кожных покровов резким падением артериального давления, одышкой, потерей сознания. Наиболее часто анафилактический шок вызывают лекарства (антибиотики группы пенициллинов, рентгенконтрастные вещества), ужаления перепончатокрылых насекомых (осы, пчелы, оводы и др.).
Заключительная часть
Предложить слушателям задать вопросы. Сделать резюме о пройденном материале, акцентируя внимание на самых важных моментах. Рекомендовать слушателям обратить внимание на наличие у них внереспираторных симптомов аллергии. Кратко дать информацию о теме следующего занятия, подчеркнув необходимость посетить все занятия курса. Уточнить время и дату следующей встречи.
Материалы к занятию 2
«Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия»
Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
Информационная часть
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10
Использованные источники: lectmania.ru
Практическая часть
Исследование уровня информированности по вопросам бронхиальной астмы и соблюдением правильного образа жизни
Бронхиальная астма — является самым распространенным заболеванием. 235 млн. человек во всем мире страдают от этого заболевания. Оно может развиваться в любом возрасте. Учитывая высокую значимость проблемы бронхиальной астмы в мировом масштабе, в 1993 году была создана «Глобальная инициатива по бронхиальной астме». Печальным фактором является то, что, несмотря на полученные достижения в области этиологии и наличию новых лекарственных средств, заболеваемость от бронхиальной астмы постепенно возрастает. Болезнь оказывает большое влияние на социальное бремя общества. (Приложение 1, 2)
Основным направлением исследовательской работы являлось исследование пациентов с заболеванием бронхиальная астма, которое включало проведение анкетирования и пикфлоуметрии. Были предложены на выбор методы немедикаметнозной терапии. По окончанию работы был проведен анализ полученных данных, которые представлены в виде диаграмм и схем.
Исследование и анкетирование проводилось в терапевтическом отделении пациентов с заболеванием — бронхиальная астма.
Для выявления симптомов астмы было проведено следующее:
Первый этап — анкетирование пациентов.
В анкете были включены вопросы, затрагивающие все стороны данного заболевания. (Приложение 11)
Большинство пациентов считают, что основными причинами заболевания являются: курение, ожирение, неправильный образ жизни. Около 90 % пациентов отмечают наследственную предрасположенность к бронхиальной астме. Ограничивают себя в физической активности из — за чего имеют избыточный вес. При анкетировании были выявлены основные причины возниконовения заболевания. (Приложение 3, 4, 5, 6)
Следующим этапом исследования являлась пикфлоуметрия — пиковая объемная скорость форсированного выдоха. Помогает поддерживать состояние пациента при бронхиальной астме.
Исследование проводилось у 30 пациентов 2 раза в день — утром и вечером. Все показатели записывались и отмечались на специальных графиках.
В результате проведенной пикфлоуметрии было выявлено следующее:
У 4 пациентов — «зеленая зона»
У 20 пациентов — «желтая зона»
У 6 пациентов — «красная зона»
После проведения данной работы и анализа данных, пациентам были предложены на выбор методы немедикаментозной терапии для повышения своего качества жизни: аккупунктура, спелеотерапия, гирудотерапия, массаж, диета, закаливание, климатотерапия, дыхательная система по Бутейко.
Самыми эффективными методами по мнению пациентов были:
Дыхательная гимнастика по Бутейко — 45%
Эти методы, по мнению пациентов, являются самыми доступными и не занимают много времени.
Анализ и оценка результатов и данных
После проведения этих методов, пациенты стали чувствовать себя значительно лучше. Особенно пациенты отмечают немедикаментозный метод такой как — дыхательная гимнастика по Бутейко и иглоукалывание, которые улучшили их самочувствие. Им стало легко дышать, нет одышки и чувства удушья. А также климатотерапию, которая помогла им не только справиться со своим заболеванием, но и отдохнуть и восстановить свои силы.
(Приложение 8, 9, 10)
Вывод по главе II
После применения этих методов, пациенты стали чувствовать себя лучше. Немедикаметозная терапия играет немаловажную роль в поддержании заболевания бронхиальной астмы, которые, несомненно, улучшают самочувствие пациента. На основании проведенной практической части, можно сказать, что бронхиальной астмой болеет приблизительно 3 % населения мира и у 2 % по данным проведенного исследования количество больных неуклонно возрастает. Только за последние 2-3 года количества их увеличилось в три раза. БА одно из наиболее распространенных аллергических заболеваний, которая представляет важную проблему. Более 25 % всех заболеваний, приходится на бронхиальную астму.
Использованные источники: studbooks.net
загрузка…
Источник