Анкета качества жизни бронхиальная астма
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Анкета для опроса пациентов с бронхиальной астмой позволяет эффективно, дешево, а главное, быстро собрать и адекватно оценить информацию, особенно это важно для врача, когда речь идет о приеме больных в поликлинике.
Времени, чтобы определить тяжесть болезни и внести поправки в лечение, мало, а человек с этим заболеванием требует особого внимания для предотвращения опасных осложнений и даже инвалидизации и смерти.
Важность контроля бронхиальной астмы
По данным эпидемиологических исследований, количество больных с диагностированной бронхиальной астмой растет год от года. Современная медицина достигла больших успехов в изучении процессов возникновения этого заболевания, в раннем выявлении первых симптомов, в применении современных эффективных лекарственных средств и профилактических методов, но смертность от него увеличивается. Это связано со следующими причинами:
- неадекватная оценка пациентами тяжести своего заболевания;
- нерегулярность приема препаратов;
- частичное или полное невыполнение рекомендаций лечащего врача;
- неправильная техника использования ингаляционных лекарств.
Но астму можно успешно лечить и полностью контролировать, т.е. практически не испытывать неприятные симптомы ни днем, ни ночью, не принимать быстродействующие препараты для снятия приступа и даже жить полноценно, без ограничений, как люди со здоровой дыхательной системой.
Другими словами, контроль – это конечная цель терапии, когда в результате кропотливого труда врача и пациента удается достичь хорошего самочувствия при минимальном количестве препаратов.
Методы контроля
На протяжении жизни одного человека симптомы астмы могут исчезать и появляться снова, поэтому разработан ступенчатый подход к лечению, при котором по мере нарастания тяжести заболевания увеличивается интенсивность приема лекарств.
Астматик должен всегда принимать базисный препарат, как правило, это гормональные препараты с противовоспалительным действием (ингаляционные глюкокортикостероиды). При ухудшении дозу лекарств увеличивают, добавляют препараты с другим механизмом действия, при улучшении – убирают. Цель лечения – достижение контроля течения бронхиальной астмы.
Но понятие контроля многоплановое, и долгое время не было единого объективного метода его оценки. Это привело к разработке множества диагностических систем, которые учитывают симптомы бронхиальной астмы, ночные приступы и их количество, историю развития заболевания (анкеты, вопросники), оценку результатов лабораторных исследований и показателей функции дыхания, полученных при пикфлоуметрии, спирометрии.
Аппаратными методами оценки функционирования дыхательной системы пользуются преимущественно для диагностики астмы, для ежедневного контроля они не подходят, так как сложны в исполнении, недоступны для детей до 5 лет. Их показатели могут искажаться на фоне приема бронхорасширяющих лекарств.
Анкетирование пациентов с бронхиальной астмой
Анкета по бронхиальной астме стала более перспективным вариантом, и с 2008 г. публиковалось их большое количество. Наибольшее применение получили тест по контролю АСТ (Astma Control Test) и вопросник ACQ-5 (Asthma Control Questionnaire). Они имеют небольшие различия.
ACQ-5 не содержит вопросов о применении быстродействующих препаратов, снимающих спазм бронхов, поэтому его результаты могут быть несколько завышены. Его преимуществом над АСТ является возможность предсказать количество обострений у пациента в ближайший год и изменить лечение заранее.
Для оценки уровня контроля заболевания
Для оценки уровня контроля удобен простой тест АСТ, который больной может пройти сам и адекватно оценить свой статус. Его удобно проводить в любое время суток, на работе, дома или в поликлинике. Он представлен двумя формами: для взрослых и для детей. Ведущие пульмонологические центры одобрили АСТ для использования в медицинской практике.
Анкета по бронхиальной астме доказала свою достоверность: результаты теста совпадают с оцененным специалистом-пульмонологом состоянием пациента и с данными спирометрии. И если она покажет, что состояние пациента неудовлетворительное, то необходима консультация доктора для своевременной коррекции терапии.
С диагностическими целями
С диагностическими целями врачом могут быть заданы дополнительные вопросы. Так в докладе рабочей группой GINA (Глобальная инициатива по бронхиальной астме) было предложено простое исследование. Необходимо задать вопросы больному астмой о состоянии его здоровья в течение последнего месяца:
- Дневные приступы астмы чаще, чем 2 раза в неделю?
- Были ли ночные приступы астмы?
- Принимали ли вы препараты быстрого действия чаще двух раз в неделю?
- Испытываете ли вы ограничение физической активности?
Результаты трактуются так:
- контролируемая бронхиальная астма, если ответ «нет» на все вопросы. Лечение остается прежним;
- частично контролируемая, если ответ «да» на 1-2 вопроса. Возможно внесение некоторых изменений в схему приема или дозировку лекарственных препаратов;
- неконтролируемая, если положительные ответы на 3-4 вопроса. Требуется срочная коррекция базисной терапии, возможна госпитализация пациента.
Методика проведения анкетирования и оценка результатов
Если вы сомневаетесь, под контролем ли ваша бронхиальная астма, ответьте на вопросы анкеты АСТ самостоятельно. Тест легко можно найти в Интернете или получить у лечащего врача. Есть отдельные варианты для детей и для взрослых. Методика проведения теста проста и понятна.
Опросник состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. За ответы начисляются баллы от 1 до 5, которые в итоге суммируются. По набранному количеству баллов можно оценить данные о течении заболевания за последние 4 недели.
- 25 баллов – астма полностью контролируется.
- 20-24 балла – хорошо контролируется.
- Менее 20 баллов – астма контролируется неудовлетворительно, надо обратиться к медицинскому специалисту для изменения схемы лечения и предотвращения развития возможных осложнений.
В заключение
Бронхиальная астма неизлечима, но с ней можно жить полноценно, без приступов удушья и затруднения дыхания, если контролировать свою болезнь. Анкетирование астматиков позволяет своевременно выявить обострение бронхиальной астмы, предотвратить развитие опасных осложнений.
Успех лечения будет зависеть не только от выполнения врачебных рекомендаций и приема препаратов, но и от уровня осведомленности об особенностях болезни. Получать полезную информацию нужно из надежных источников (медицинская литература, специализированные веб-сайты).
Поля, отмеченные звёздочкой (*), обязательны для заполнения!
Курите ли Вы ? И по сколько сигарет в день? *
Стаж основного заболевания? *
Что провоцирует у Вас приступы астмы? Как вы боритесь с провокаторами? *
Как часто у Вас возникают приступы ? *
Чем Вы снимаете приступ? *
Какими нетрадиционными методами Вы пользуетесь? Их эффективность? *
Какими средствами доставки вы пользуетесь? *
Дозированный аэрозольный игалятор (баллончик)
ДАИ со спейсером
порошковые ингаляторы
небулайзер
Как часто на протяжнии последних 4-х недель не позволяла Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? *
все время
очень часто
редко
никогда
Как часто на протяжении последних 4-х недель Вы замечали у себя затруднительное дыхание? *
чаще, чем 1 раз на день
раз на день
от 3 до 6 раз в неделю
1 или 2 раза в неделю
ни 1 раза
Как часто на протяжении последних 4 -х недель Вы просыпались ночью или раньше, чем всегда. Попричине симптомов астмы (свистящее дыхание, затрудненное дыхание, ощющение боли или стиснения в груди)? *
4 ночи в неделю и чаще
3-4 ночи в неделю
1 раз в неделю
1 или 2 раза
ни 1 раза
Как часто на протяжении последних 4-х недель Вы пользовались быстродействующим ингалятором (например, Вентолин, Беротек, Беродуал, Атровент, Сальбутамол, Саламол, Астмопент) или небулайзером (аэрозольным аппаратом) с лекарствами (например, Беротек, Беродуал, Вентолин Небулы)? *
3 раза на день и чаще
1 или 2 раза на день
2 или 3 раза в неделю
1 раз в неделю или реже
ни разу
Как бы вы оценили, насколько вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? *
совсем не удавалось контролировать
плохо удавалось контролировать
в некоторой степени удавалось контролировать
хорошо удавалось контролировать
полностью удавалось контролировать
Возникают ли у вас проблемы в приобретении препаратов, если «да» , то с чем они связаны? *
5.1.2. Âëèÿíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé
 íà÷àëå òðåòüåãî òûñÿ÷åëåòèÿ îäíîé èç ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ìèðîâîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ Á À ñòàëà è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì äåòñêîãî âîçðàñòà, ÷àñòîòà êîòîðîãî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ñîñòàâëÿåò 4-12 %.  Ðîññèè ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÁÀ ó äåòåé äîñòèãàåò 5-10 % (Áàëàáîëêèí È. È., 1998). Äàííûå, ïîëó÷åííûå â ðàìêàõ ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood), ïðîâåäåííîãî â Ðîññèè, äåìîíñòðèðóþò, ÷òî ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñèìïòîìîâ ÁÀ ñîïîñòàâèìà â ðàçíûõ ðåãèîíàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, äàííûé ïîêàçàòåëü â äåòñêîé ïîïóëÿöèè ñîñòàâëÿåò 16,9 % â Ìîñêâå, 10,6-11-11,4 % â Èðêóòñêå, Íîâîñèáèðñêå è Òîìñêå, ñîîòâåòñòâåííî.
Ñåãîäíÿ àñòìà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû (Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïåäèàòðîâ. Àëëåðãîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé À. À. Áàðàíîâà è Ð. Ì. Õàèòîâà, 20082009).
Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðíûì ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêå, ÷óâñòâó çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëþ, îñîáåííî ïî íî÷àì èëè ðàííèì óòðîì.
Êàê ïîä÷åðêèâàåòñÿ â Íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà»: « áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ýòî õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê çíà÷èòåëüíûì îãðàíè÷åíèÿì â ôèçè÷åñêîì, ýìîöèîíàëüíîì è ñîöèàëüíîì àñïåêòàõ æèçíè áîëüíîãî, ïðè÷åì ýìîöèîíàëüíûå ôàêòîðû è îãðàíè÷åíèÿ â ñîöèàëüíîé ñôåðå ìîãóò áûòü âàæíåå íåàäåêâàòíî êîíòðîëèðóåìûõ ñèìïòîìîâ».
Õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð òå÷åíèÿ Á À, íåîáõîäèìîñòü äëèòåëüíîé ôàðìàêîòåðàïèè, íåâîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ îïðåäåëåííûõ âèäîâ ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îãðàíè÷åíèÿ â âûáîðå ïðîôåññèè è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé ñ Á À.
Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âñå óâåëè÷èâàþùèåñÿ òåðàïåâòè÷åñêèå âîçìîæíîñòè è áûñòðî èçìåíÿþùèåñÿ ïîäõîäû ê âåäåíèþ ïàöèåíòîâ ñ àñòìîé ñòàâÿò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ: à ê ÷åìó, ñîáñòâåííî, íóæíî ñòðåìèòüñÿ?  ñâåòå ïîñëåäíèõ âîççðåíèé îòâåò äîñòàòî÷åí î÷åâèäåí: ñòðåìèòüñÿ íóæíî ê òîìó, ÷òîáû ïàöèåíò, äàæå ñ òÿæåëûì òå÷åíèåì ÁÀ, íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ «áîëüíûì», ò. å. óùåðáíûì â êàêèõ-ëèáî ñòîðîíàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à âî âñåõ îòíîøåíèÿõ ñ÷èòàë ñåáÿ «çäîðîâûì».
Íåàäåêâàòíîå ëå÷åíèå Á À ó äåòåé ïðèâîäèò ê íåêîíòðîëèðóåìîìó òå÷åíèþ ñ ñîõðàíåíèåì âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ïåðñèñòåíöèåé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, óòÿæåëåíèþ òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ÷òî óõóäøàåò è ôèçè÷åñêîå, è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà è çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò åãî ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü. Òàêèì îáðàçîì, íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè çíà÷èòåëüíî âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ.
Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ óäåëÿåò áîëüøîå âíèìàíèå ðàçâèòèþ íàóêè î êà÷åñòâå æèçíè (ÊÆ) êàê âàæíîìó èíñòðóìåíòó ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêå, ïëàíèðîâàíèè íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è ïîäãîòîâêå ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.
Ó÷èòûâàÿ âûñîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü è áîëüøîå ìåäèêî-ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå ïîñëåäñòâèé õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé (â òîì ÷èñëå è ÁÀ), èññëåäîâàíèå ÊÆ ëþäåé ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ÿâëÿåòñÿ êðàéíå àêòóàëüíûì.
Äëÿ îöåíêè âëèÿíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé â âîçðàñòå îò 6 äî 18 ëåò ñ óñòàíîâëåííûì äèàãíîçîì «áðîíõèàëüíàÿ àñòìà». Ðàáîòà ïðîâîäèëàñü â 20022005 ãã. â îòäåëåíèè ñòàöèîíàðîçàìåùàþùèõ òåõíîëîãèé ÍÈÈ ïåäèàòðèè ÃÓ ÍÖÇÄ ÐÀÌÍ (çàâåäóþùàÿ ä.ì.í., ïðîôåññîð Ë. Ñ. Íàìàçîâà).
Âñåì ïàöèåíòàì áûëî ïðîâåäåíî êîìïëåêñíîå îáñëåäîâàíèå, âêëþ÷àâøåå îáùåêëèíè÷åñêîå (êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, îáùèé àíàëèç ìî÷è, èññëåäîâàíèå ÔÂÄ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè, óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ÝÊÃ), àëëåðãîëî-ãè÷åñêîå (ñáîð äàííûõ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà, ïîñòàíîâêà êîæíûõ ñêàðèôèêàöèîííûõ ïðîá ñ àëëåðãåíàìè, îïðåäåëåíèå óðîâíÿ îáùåãî IgE), èììóíîëîãè÷åñêîå (îïðåäåëåíèå óðîâíåé èììóíîãëîáóëèíîâ À, Ì, G) è îöåíêó êà÷åñòâà æèçíè.
Äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé èñïîëüçîâàëñÿ «Âîïðîñíèê îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ðóñèôèöèðîâàííûì àíàëîãîì âîïðîñíèêà Child Health Questionnaire, ïðîøåäøèé ïîëíûé öèêë ÿçûêîâîé àäàïòàöèè â ÐÔ. Ñ ïîìîùüþ äàííîãî îïðîñíèêà ïðîâîäèëîñü îäíîâðåìåííîå, íî ðàçäåëüíîå àíêåòèðîâàíèå äåòåé (äåòñêàÿ âåðñèÿ îïðîñíèêà âêëþ÷àëà 87 âîïðîñîâ) è âçðîñëûõ (âåðñèÿ ñîñòîÿëà èç 50 âîïðîñîâ). Âñå äåòñêèå ôîðìû îïðîñíèêà çàïîëíÿëèñü â õîäå èíòåðâüþ, ðîäèòåëè çàïîëíÿëè îïðîñíèê ñàìîñòîÿòåëüíî.  êà÷åñòâå ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îïðîñíèêà äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé áûëà èñïîëüçîâàíà îôèöèàëüíàÿ ðóññêîÿçû÷íàÿ âåðñèÿ Pediatric Asthma Quality of life Questionnaire (PAQLQ). Îïðîñíèê çàïîëíÿëñÿ â õîäå èíòåðâüþ.
Íà ïåðâîì ýòàïå â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé. Äàííûå ïàöèåíòû ñîñòàâèëè I ãðóïïó, êîòîðàÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì áûëà ðàçäåëåíà íà 2 ïîäãðóïïû: IA 15 äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé è IB 35 äåòåé ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé.  êà÷åñòâå êðèòåðèåâ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì èñïîëüçîâàëàñü ïðåäëîæåííàÿ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèåé ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (GINA, 2002) ñîâîêóïíîñòü ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (â èäåàëå îòñóòñòâèå) õðîíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ àñòìû, âêëþ÷àÿ íî÷íûå; ìèíèìàëüíûå (íå÷àñòûå) îáîñòðåíèÿ; îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè â ñêîðîé è íåîòëîæíîé ïîìîùè; ìèíèìàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü (â èäåàëå îòñóòñòâèå) â ïðèìåíåíèè ð2-àãîíèñòà (ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè); îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé àêòèâíîñòè, â òîì ÷èñëå ôèçè÷åñêîé; ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ÏÑ ìåíåå 20 %; íîðìàëüíûå (áëèçêèå ê íîðìàëüíûì) ïîêàçàòåëè ÏÑÂ; ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (èëè îòñóòñòâèå) íåæåëàòåëüíûõ ýôôåêòîâ îò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ó âñåõ ïàöèåíòîâ äàííîé ãðóïïû áûëà äèàãíîñòèðîâàíà àòîïè÷åñêàÿ ôîðìà ÁÀ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äàííûìè àëëåðãîëîãè÷åñêîãî è èììóíîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.
Âñå ïàöèåíòû IA ïîäãðóïïû â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ òðåõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì ðåãóëÿðíî ïîëó÷àëè àäåêâàòíóþ ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè (ÈÊÑ) è êðîìîíàìè) è íà ïðîòÿæåíèè íå ìåíåå 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü äîñòèãëè êðèòåðèåâ êîíòðîëèðóåìîé àñòìû. Îáùèé óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å â êðîâè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû áûë äîñòîâåðíî íèæå, ÷åì ó äåòåé IB ïîäãðóïïû.
Ïàöèåíòû IB ïîäãðóïïû, òàêæå ïîëó÷àâøèå â òå÷åíèå 3 ïîñëåäíèõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì â îòäåëåíèå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè è êðîìîíàìè), ïðåïàðàòû è äîçèðîâêè êîòîðîé íå ñîîòâåòñòâîâàëè ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè, íà ïðîòÿæåíèè 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì íå äîñòèãëè. Ó âñåõ äåòåé äàííîé ïîäãðóïïû â òå÷åíèå óêàçàííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè îòìå÷àëèñü îáîñòðåíèÿ ÁÀ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 5,71 ± 2,39, ïðè ýòîì 19 ïàöèåíòîâ (54,3 %) èìåëè áîëåå 4 îáîñòðåíèé â ìåñÿö. Ó 26 ïàöèåíòîâ (74,3 %) îòìå÷àëèñü íî÷íûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 2 ± 1,98. Ñðåäíÿÿ ïîòðåáíîñòü â ïðèìåíåíèè (^-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ â ñóòêè çà ïîñëåäíþþ íåäåëþ ñîñòàâèëà 2,11 ± 0,85 èíãàëÿöèè. Ñðåäíåå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ ÎÔÂ1 ðàâíÿëîñü 78,7 ± 2,88 %, à ñóòî÷íîé ëàáèëüíîñòè áðîíõîâ 22,6 ± 3,83 %.
Ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ ñðàâíèâàëèñü ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè ïîêàçàòåëåé êà÷åñòâà æèçíè çäîðîâûõ äåòåé ÐÔ, ïîëó÷åííûìè â ìíîãîöåíòðîâîì ïîïóëÿöèîííîì èññëåäîâàíèè ÈÊÀÐ (Èññëåäîâàíèå ÊÀ÷åñòâà æèçíè â Ðîññèè, 2003).
Ïðè àíêåòèðîâàíèè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (òàáëèöà 5.9.) íå áûëî îòìå÷åíî ñòàòèñòè÷åñêè äîñòîâåðíîãî ñíèæåíèÿ ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ èõ ôèçè÷åñêèé («Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü», «Ðîëü ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Áîëåâûå îùóùåíèÿ» è «Îáùåå çäîðîâüå») è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ («Ðîëü ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Ñàìîîöåíêà», «Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå», «Îáùåå ïîâåäåíèå») ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè (ð > 0,05). Òàêèå ïîêàçàòåëè, êàê «Ñåìåéíàÿ àêòèâíîñòü», «Ñïëî÷åííîñòü ñåìüè» è «Ñðàâíåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ» òàêæå äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëèñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé (ð > 0,05).
Òàêèì îáðàçîì, ÊÆ äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (ïî ìíåíèþ ñàìèõ ïàöèåíòîâ) äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëîñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé ïîêàçàòåëåé ÊÆ äåòåé â Ðîññèè.
Òàáëèöà 5.9. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», äåòñêàÿ âåðñèÿ)
Ïðèìå÷àíèå.* ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.
 òî æå âðåìÿ ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû (ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé) ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ôèçè÷åñêèé è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ (çà èñêëþ÷åíèåì ïîêàçàòåëåé, îòðàæàþùèõ ïîâåäåíèå), áûëè äîñòîâåðíî íèæå ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé (ð < 0,05).
Íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû â ñâîèõ îòâåòàõ îïèñûâàëè îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, óðîâíÿ ñàìîîöåíêè, à òàêæå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, ò. å. ÊÆ ñâîèõ äåòåé îíè îöåíèâàëè êàê áîëåå íèçêîå ïî ñðàâíåíèþ ñ îöåíêîé ñàìèõ ïàöèåíòîâ (òàáë. 5.10.). Ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå ïðè àíêåòèðîâàíèè ðîäèòåëåé ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû, áûëè àíàëîãè÷íû ðåçóëüòàòàì, ïîëó÷åííûì ïðè àíêåòèðîâàíèè äåòåé. Äîïîëíèòåëüíî ê ýòîìó ðîäèòåëè, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, êîíñòàòèðîâàëè çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå äåòåé îòñóòñòâèÿ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå òàêæå îãðàíè÷èâàëî èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ è ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü (ð < 0,05).
Òàáëèöà 5.10. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», âçðîñëàÿ âåðñèÿ)
Ïðèìå÷àíèå.
* ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.
Ïðè îöåíêå ñïåöèôè÷åñêîãî êà÷åñòâà æèçíè ó ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû (òàáë. 5.11.) àñòìà îêàçûâàëà ìèíèìàëüíîå âëèÿíèå íà ÊÆ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äîñòàòî÷íî âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè.
Êàê âèäíî èç òàáëèöû 5.11., ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû âñå ïîêàçàòåëè ñïåöèôè÷åñêîãî ÊÆ áûëè äîñòîâåðíî áîëåå íèçêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ êîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À, ò. å. ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû ñ íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ çàáîëåâàíèå â áîëüøåé ñòåïåíè îêàçûâàëî âëèÿíèå íà äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü è ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ïàöèåíòîâ, à â ñî÷åòàíèè ñ ïåðñèñòèðóþùèìè ñèìïòîìàìè ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå íèçêîìó ÊÆ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïàöèåíòàìè, äîñòèãøèìè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.
Òàáëèöà 5-11. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî âîïðîñíèêó PAQLQ)
Ïðèìå÷àíèå.
* ð < 0,001 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû;
** ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû.
Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, çàâèñèò îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, äîñòîâåðíî íå îòëè÷àþòñÿ îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé.  òî æå âðåìÿ îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, íåãàòèâíî âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó, ÷òî â ñîâîêóïíîñòè ñíèæàåò îáùåå ÊÆ äåòåé. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ íåêîíòðîëèðóåìóþ àñòìó äîñòîâåðíî íèæå êàê ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé, òàê è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì îêàçûâàåò âëèÿíèå è íà ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðîäèòåëåé, îãðàíè÷èâàåò èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ, ñíèæàåò ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü è êà÷åñòâî æèçíè âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè.