Анемия у детей вопросы
Комплекс исследований для диагностики железодефицитной анемии направлен на выявление причин и условий возникновения данного патологического состояния.
Чем опасна железодефицитная анемия?
Недостаток железа в крови особенно опасен в детстве, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.
Чем опасен дефицит железа?
«Детский феррогематоген» может стать дополнительным источником железа для организма.
Узнать больше…
«Детский феррогематоген» — БАД, созданный с целью профилактики железодефицитных состояний у детей и подростков.
Узнать стоимость…
Анемия — или пониженный уровень гемоглобина в крови — не самостоятельное заболевание, а симптом, который встречается достаточно часто. Во всем мире около 2 миллиардов людей страдает от анемии. Причем чаще всего симптом диагностируется у детей. По данным ВОЗ, анемия в той или иной степени присутствует у 47,4% дошкольников и у 25,4% детей школьного возраста. Насколько анемия опасна, из-за чего она возникает и как с ней бороться?
Пару слов о детской анемии
Анемией называют понижение уровня гемоглобина и, как следствие, снижение количества эритроцитов — клеток крови, которые переносят гемоглобин.
Гемоглобин — это крайне важный железосодержащий белок, его задача — транспортировка кислорода к органам и тканям организма. При нехватке гемоглобина весь организм испытывает кислородное голодание. Именно поэтому симптомы анемии у детей так разнообразны.
Нормальный уровень гемоглобина у детей отличается от показателей взрослых. У младенцев в первые дни жизни норма гемоглобина составляет 180–240 г/л, у детей до полугода — 115–175 г/л, от полугода до 5 лет — 110–140 г/л, с 5 до 12 лет — 110–145 г/л, с 12 до 15 лет — 115–150 г/л.
Очень часто анализы выявляют признаки железодефицитной анемии у детей. Причина столь широкой распространенности этой патологии в том, что механизм кроветворения у детей еще не отлажен и на него могут повлиять даже самые, казалось бы, малозначительные факторы. Другая причина анемии у детей — быстрый рост, что требует большого количества питательных веществ.
Железодефицитная анемия отнюдь не безобидна. У детей, страдающих данной патологией, плохой аппетит и слабый иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Такие дети малоактивны, они медленно набирают вес. Кроме того, при железодефицитной анемии дети часто бывают раздражительными и плаксивыми.
Причины состояния
Почему возникает анемия у детей? Вот самые распространенные причины:
- У новорожденных анемия может возникнуть из-за проблем во время беременности — кровотечений, отслойки плаценты, угрозы выкидыша, инфекционных болезней у матери. Особенно опасен период с 28-ой по 32-ую неделю. Анемия у будущей мамы — также существенный фактор риска. Нередко анемия диагностируется у детей, появившихся на свет раньше срока, а также при многоплодной беременности.
- Неправильное, несбалансированное или однообразное питание в любом возрасте — частая причина анемии. При погрешностях в питании в организм не поступает достаточное количество железа и витаминов, необходимых для его всасывания — в первую очередь витаминов С и В12.
- Анемия нередко вызывается регулярными кровотечениями.
- Аллергии, экссудативный диатез и нейродермит иногда могут приводить к железодефицитной анемии.
- Инфекционные заболевания (туберкулез, пиелонефрит и т.д.), глистные инвазии и микозы приводят к нарушению всасывания железа — ребенок может получать его в достаточном количестве, но микроэлемент попросту не усваивается.
Признаки анемии у детей
Чтобы точно диагностировать анемию, нужно проконсультироваться с врачом и сдать анализ крови. Но существуют признаки, позволяющие предположить нехватку железа:
- Кожа становится бледной и сухой, ногти и волосы — тусклыми и ломкими, в уголках рта возникают незаживающие язвочки. В запущенных случаях на ладонях и ступнях могут появиться трещинки.
- Поскольку дефицит железа вызывает снижение иммунитета, дети с железодефицитной анемией часто простужаются и «подхватывают» желудочно-кишечные инфекции.
- Вялость, сонливость, плаксивость и раздражительность, плохой сон и быстрая утомляемость — типичные признаки анемии у детей.
- Железодефицитная анемия у детей сказывается и на работе пищеварительной системы. Нехватка железа может проявляться тошнотой и рвотой, диареей или запорами, пониженным аппетитом. Некоторые родители отмечают, что при железодефицитной анемии дети иногда пытаются жевать известку, мел или землю.
- Давление при анемии обычно пониженное, отмечаются тахикардия и одышка, иногда ребенок падает в обморок.
- Дети с анемией нередко жалуются на головную боль, головокружения, шум в ушах.
Если у вашего ребенка наблюдаются похожие симптомы, не откладывайте визит к врачу. Диагностировать анемию легко, прогноз при правильно подобранном лечении также благоприятный. Но вот последствия запущенной железодефицитной анемии весьма серьезны.
Полезная информация
Суточная потребность в железе составляет 10–30 мг. Большинство современных горожан получают с пищей всего 1–3 мг железа — то есть около 10% от нормы.
Диагностика
Если вам кажется, что у вашего ребенка железодефицитная анемия, немедленно обращайтесь к врачу-педиатру. Он даст направление на анализы и, возможно, отправит к более узкому специалисту — гематологу.
Основной метод диагностики анемии у детей — лабораторные исследования, в частности — общий анализ крови. На наличие железодефицитной анемии могут указывать такие параметры, как пониженное содержание гемоглобина (нижний предел зависит от возраста ребенка), малое количество эритроцитов, а также понижение цветового показателя до 0,85 или ниже.
Для уточнения диагноза назначают и биохимический анализ крови. Помимо прочего, он показывает уровень ферритина (чем он ниже, тем дольше организм испытывает недостаток железа) и концентрацию сывороточного железа. Если оба эти параметра ниже нормы, железодефицитная анемия более чем вероятна. На тот же диагноз указывают повышение концентрации эритропоэтина и высокая железосвязывающая способность сыворотки крови.
В некоторых случаях требуется анализ кала — его проверяют на наличие эритроцитов (примеси крови).
Лечение анемии у детей
Как у детей раннего возраста, так и у школьников лечение анемии должно иметь комплексный характер. И самая важная его часть — пересмотр диеты и распорядка дня.
Необходимо организовать день ребенка так, чтобы он как можно больше времени проводил на свежем воздухе и играл в подвижные игры — умеренная физическая нагрузка крайне важна, так как она улучшает снабжение тканей кислородом. При этом важно следить и за тем, чтобы ребенок всегда ложился спать и просыпался в одно и то же время, так как недосып плохо сказывается на самочувствии детей с анемией.
Диета при анемии должна содержать большое количество продуктов, богатых железом. К ним относятся красное мясо и субпродукты, бобы и горох, гречневая крупа, яйца (особенно желток), какао, морская капуста, грибы, яблоки и гранаты, сухофрукты (курага, урюк, чернослив). Также необходимо пополнить рацион продуктами, которые содержат витамин С (болгарский перец, цитрусовые, шиповник, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста, киви) и В12 (рыба и морепродукты, телячья печень, зеленые листовые овощи). Без этих витаминов железо не усваивается.
Иногда имеет смысл принимать витаминные комплексы и биодобавки. К последним, кстати, относится столь любимый детьми гематоген.
При серьезной железодефицитной анемии врач назначит точно дозированные препараты железа.
Профилактика
Важная часть профилактики железодефицитной анемии у детей — регулярные осмотры у врача и исследования крови. Нехватка железа легко выявляется даже на самых ранних стадиях, когда ее проще всего устранить. Особого внимания требуют дети, родившиеся недоношенными или с дефицитом массы тела, а также дети матерей, страдавших анемией во время беременности.
Чтобы избежать развития анемии, нужно строго следить за питанием ребенка, включая в меню железосодержащие продукты, а также фрукты и овощи. Чем разнообразнее рацион, тем меньше шансов, что ребенок будет испытывать недостаток в том или ином витамине или минерале.
Столкнулись ли ваши дети с такой проблемой, как анемия или нет, в любом случае, для полноценного развития ребенка необходимо поощрять активные игры и физические нагрузки, даже если ради этого придется проявить строгость и ограничить доступ малыша к телевизору, игровым приставкам и интернету. Многим родителям мультфильмы или видеоигры кажутся простым способом занять ребенка, однако благодаря развитию технологий около 30% современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это чревато не только анемией, но и набором лишнего веса, замедлением физического развития, проблемами с позвоночником, зрением и кровообращением.
Êàêîé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ó ðåáåíêà ñ÷èòàåòñÿ íîðìîé?  ÷åì ïðè÷èíû åãî ñíèæåíèÿ? Êàêèå ïðîäóêòû ïîìîãóò íîðìàëèçîâàòü ãåìîãëîáèí? Íà ýòè è äðóãèå âîïðîñû îòâå÷àåò ñïåöèàëèñò.
depositphotos.com
1. Êàêîé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ó ðåáåíêà ñ÷èòàåòñÿ íîðìîé?
Ïðè îïðåäåëåíèè íîðìû óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà èìååò çíà÷åíèå âîçðàñò ðåáåíêà. Íàïðèìåð, ó íîâîðîæäåííîãî óðîâåíü ãåìîãëîáèíà 130 ã/ë è âûøå – ýòî íîðìà. Äëÿ 3-ìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà íîðìîé áóäåò 100 ã/ë è âûøå. Ó ðåáåíêà 1–3 ëåò íîðìîé ñ÷èòàåòñÿ 110 ã/ë è âûøå, 4–12 ëåò –115 ã/ë è âûøå, 12–16 ëåò – 120 ã/ë è âûøå.
2. Êàêîâû ïðè÷èíû ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà?
Ïðè÷èí àíåìèè (ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà) ó äåòåé î÷åíü ìíîãî. Îïèñàòü âñå èõ â ðàìêàõ ïîäîáíîé ñòàòüè íåâîçìîæíî, ïîýòîìó ïðîñòî ïåðå÷èñëèì îñíîâíûå. Óñëîâíî ïðè÷èíû àíåìèè ìîæíî ðàçäåëèòü íà òàêèå ãðóïïû:
Íàðóøåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ â îðãàíèçì âåùåñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà – æåëåçà, íàïðèìåð.
– Íåðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, îñîáåííî ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Ëó÷øåé ïèùåé äëÿ ãðóäíè÷êîâ ÿâëÿåòñÿ, íåñîìíåííî, ãðóäíîå ìîëîêî. Âñêàðìëèâàíèå äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè êîðîâüèì èëè êîçüèì ìîëîêîì ìîæåò âûçâàòü àíåìèþ, ïîýòîìó ïðè íåâîçìîæíîñòè ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ ëó÷øå èñïîëüçîâàòü àäàïòèðîâàííûå äåòñêèå ñìåñè, îíè, êðîìå ïðî÷åãî, îáîãàùåíû æåëåçîì.
– Íåêîòîðûå ñïåöèôè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ÆÊÒ: ãàñòðèòû, ýíòåðèòû, ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è 12-òè ïåðñòíîé êèøêè, ïðè êîòîðûõ ìîæåò íàðóøàòüñÿ óñâîåíèå æåëåçà èç ïèùè.
– Íåäîñòàòî÷íîñòü âèòàìèíà Â12 â îðãàíèçìå ìîæåò âûçûâàòü ñíèæåíèå ãåìîãëîáèíà, òàê êàê ýòîò âèòàìèí ó÷àñòâóåò â ïåðåíîñå æåëåçà èç êèøå÷íèêà â êðîâü.
×èòàé òàêæå: Øêîëüíûå áîëåçíè: Ïðè÷èíû è ïðîôèëàêòèêà
Òàêæå àíåìèÿ ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ïðè èçáûòî÷íîì ðàçðóøåíèè ýðèòðîöèòîâ
– Ïðè îñòðûõ èëè õðîíè÷åñêèõ îòðàâëåíèÿõ íåêîòîðûìè ÿäîâèòûìè âåùåñòâàìè (çìåèíûå ÿäû, íåêîòîðûå ãðèáû, óãàðíûé ãàç, êèñëîòû è ùåëî÷è, à òàê æå òÿæåëûå ìåòàëëû, àíèëèí è äðóãèå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà, ñîåäèíåíèÿ ìûøüÿêà, è ò.ä.).
– Ïðè çàáîëåâàíèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ ðàçðóøåíèåì ýðèòðîöèòîâ – íàñëåäñòâåííàÿ ñåðïîâèäíî-êëåòî÷íàÿ àíåìèÿ, íåêîòîðûå çàáîëåâàíèÿ ñåëåçåíêè. À òàêæå íåêîòîðûå èíâàçèè.
Ïðè÷èíàìè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà ìîãóò ñòàòü êðîâîòå÷åíèÿ ðàçëè÷íîãî ãåíåçà.
– Îñòðûå êðîâîòå÷åíèÿ – ïîñëåäñòâèÿ òðàâì èëè îïåðàöèé.
– Õðîíè÷åñêèå, íåçíà÷èòåëüíûå ïî îáúåìó, íî ÷àñòûå êðîâîòå÷åíèÿ. Íàïðèìåð, ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå ñíèæåíèå ãåìîãëîáèíà ìîæåò áûòü ïðè îáèëüíûõ èëè äëèòåëüíûõ ìåíñòðóàöèÿõ. Äðóãîé ïðèìåð – çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà, 12-òè ïåðñòíîé êèøêè, òîëñòîãî êèøå÷íèêà, ïðè êîòîðûõ òàêæå âîçìîæíû íåáîëüøèå, íî ÷àñòûå êðîâîòå÷åíèÿ.
Îòíîñèòåëüíî ðåäêîé, íî îò ýòîãî íå ìåíåå îïàñíîé ïðè÷èíîé ñíèæåíèÿ ãåìîãëîáèíà ÿâëÿåòñÿ óãíåòåíèå êðîâåòâîðåíèÿ. Ïðîèñõîäèò ýòî ÷àùå âñåãî ïðè îïóõîëåâûõ çàáîëåâàíèÿõ êðîâè (ëåéêîçû è èì ïîäîáíûå), êîãäà â êðîâåòâîðíûõ îðãàíàõ ïàòîëîãè÷åñêèé îïóõîëåâûé êëîí êëåòîê âûòåñíÿåò íîðìàëüíîå êðîâåòâîðåíèå.
×èòàé òàêæå: Áîëåçíåííûé ðåáåíîê: Êàê ïîâûñèòü èììóíèòåò
3. Êàêîâû ïîñëåäñòâèÿ ïîíèæåííîãî ãåìîãëîáèíà?
Ïîñëåäñòâèÿ ïîíèæåííîãî ãåìîãëîáèíà – ýòî êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà, è â ðåçóëüòàòå ýòîãî ðàçâèòèå äèñòðîôè÷åñêèõ, èíîãäà äàæå íåîáðàòèìûõ èçìåíåíèé â îðãàíàõ è òêàíÿõ. Ñòðàäàåò áîëüøå âñåãî ñåðäöå, ãîëîâíîé ìîçã, êîæà. Ïîÿâëÿþòñÿ óñòàëîñòü, óòîìëÿåìîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ è ò.ä.. Ñíèæàåòñÿ èììóíèòåò.
4. Êàêèå ïðîäóêòû ïîìîãóò íîðìàëèçîâàòü ãåìîãëîáèí? È ìîæíî ëè âîîáùå ïèòàíèåì ðåãóëèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü íîðìàëüíûé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà?
Óñòðàíåíèå ïðè÷èíû ñíèæåíèÿ ãåìîãëîáèíà îáÿçàòåëüíî ïðèâåäåò ê íîðìàëèçàöèè åãî óðîâíÿ. Êîíå÷íî æå, åñëè ïðè÷èíà áûëà â íåäîñòàòêå ïîñòóïëåíèÿ æåëåçû ñ ïèùåé, òî èìåííî ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ðàöèîíàëüíûé ïðèåì ïèùè îáåñïå÷àò ðåáåíêó íîðìàëüíûé óðîâåíü ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Íàèáîëüøåå ñîäåðæàíèå æåëåçà íàõîäèòñÿ â ìÿñå êðîëèêà, ãîâÿäèíå, íåæèðíîé ñâèíèíå. Òàêæå îòíîñèòåëüíî áîãàòû æåëåçîì îâîùè, ôðóêòû, êðóïû. Ïîýòîìó â ðàöèîíå ðåáåíêà äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü òàêèå ïðîäóêòû: ìÿñî è ðûáà, çëàêè è êàøè, ìîëîêî è êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû, îâîùè è ôðóêòû.
×èòàé òàêæå: Îñëîæíåíèÿ íà ïðèâèâêè: Êàêèå ìîãóò áûòü
5.  êàêèõ ñëó÷àÿõ îäíîãî ïèòàíèÿ íåäîñòàòî÷íî è íåîáõîäèìî ïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ? Êîãäà ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ æåëåçà? È ÷òî äåëàòü, åñëè åñòü íåïåðåíîñèìîñòü æåëåçà?
Ëå÷åíèå àíåìèè çàâèñèò îò åå ïðè÷èíû è ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ. Íå óñòàíîâèâ ïðè÷èíó, íåò ñìûñëà íà÷èíàòü ëå÷åíèå, èíà÷å ñèìïòîìû áîëåçíè áûñòðî âåðíóòñÿ. Êîãäà àíåìèÿ ñâÿçàíà ñ çàòðóäíåíèÿìè óñâîåíèÿ æåëåçà èç ïèùè (çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà èëè êèøå÷íèêà), èëè êîãäà íåäîñòàòîê æåëåçà â îðãàíèçìå ñëèøêîì âåëèê, ïðèáåãàþò ê æåëåçîñîäåðæàùèì ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòàì. Îðèåíòèðóåòñÿ âðà÷ ïðè ýòîì îáû÷íî íà óðîâåíü ãåìîãëîáèíà. Ïðåïàðàòû æåëåçà íåîáõîäèìû ïðè ðàçâèòèè àíåìèè ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, ò.å. êîãäà óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ñîñòàâëÿåò 70-90 ã/ë, åñëè àíåìèÿ ëåãêîé ñòåïåíè òÿæåñòè, ãåìîãëîáèí ïðè ýòîì 90–110 ã/ë (íå çàáûâàåì ó÷èòûâàòü âîçðàñò ðåáåíêà), ìîæíî îãðàíè÷èòüñÿ óñòðàíåíèåì ïðè÷èíû àíåìèè è íîðìàëüíûì ïèòàíèåì.
Âðà÷-ïåäèàòð êîìïàíèè Ìåä³ñâ³ò ×åõóí Íàòàëèÿ Íèêîëàåâíà ñïåöèàëüíî äëÿ IVONA