Амбулаторный этап при бронхиальной астме

Лечение бронхиальной астмы на амбулаторном этапе — важная проблема
современной медицины

В конце января в поликлинике № 2 г. Винницы прошла врачебная конференция,
посвященная клинике, диагностике и лечению бронхиальной астмы на амбулаторном
этапе. Актуальность этой проблемы для врачей амбулаторно-поликлинического звена
несомненна. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют, что
от 4% до 10% населения планеты страдают бронхиальной астмой различной степени выраженности.
В детской популяции этот показатель повышается до 10-15%. У 3 из 5 больных
бронхиальной астмой диагноз устанавливают на поздних стадиях болезни. Так что же
следует понимать под термином «бронхиальная астма»?

По определению экспертов ВОЗ бронхиальная астма — это «хроническое
заболевание, основой которого является воспалительный процесс в дыхательных
путях с участием разнообразных клеточных элементов, включая тучные клетки,
эозинофилы и Т-лимфоциты. У предрасположенных лиц этот процесс приводит
к развитию генерализованной бронхиальной обструкции различной степени выраженности,
полностью или частично обратимой спонтанно или под влиянием лечения. Воспалительный
процесс вызывает также содружественное усиление ответа дыхательных путей в виде
бронхиальной обструкции на различные внешние и внутренние стимулы».

Постановка диагноза БА базируется на анализе следующих данных:

  • жалоб, клинических симптомов и анамнеза заболевания;
  • результатов физикального обследования;
  • данных исследования функции внешнего дыхания;
  • эозинофилии мокроты и/или бронхиального секрета (обязательный признак) и эозинофилии
    крови (дополнительный признак);
  • аллергологического статуса.

Подходы к лечению больных БА определяются тяжестью заболевания и стадией
болезни.

Степень тяжести БА устанавливается в соответствии с положениями, определенными
Глобальной инициативой по профилактике и лечению БА (СВ1А, 1998, 2002 гг.),
и базируется на следующих показателях:

  • количество ночных симптомов в месяц, неделю, сутки;
  • количество дневных симптомов в неделю, день;
  • выраженность нарушений физической активности и сна;
  • объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1) и пиковая скорость выдоха
    (ПСВ), процентное соотношение с должными величинами или наилучшими значениями
    больного;
  • суточные колебания величин ПСВ и ОФВ1.

Говоря о медикаментозном лечении бронхиальной астмы, следует отметить,
что применяемые лекарственные препараты во многих отечественных и зарубежных
научных публикациях, как правило, подразделяют на две группы: препараты для оказания
экстренной помощи и препараты для длительного лечения. К препаратам,
которые используются по потребности и для купирования обострений, относят:

  1. β2-агонисты короткого действия (сальбутамол,
    фенотерол, тербуталин). Они вызывают расслабление гладкой мускулатуры бронхов,
    усиление мукоцилиарного клиренса, снижение сосудистой проницаемости. Предпочтительным
    способом введения этих препаратов является ингаляционный. Для этого β2-агонисты
    выпускаются в виде дозированных аэрозолей, сухой пудры и растворов.
  2. Антихолинергические препараты (ипратропиум бромид). Это менее мощные бронходилататоры,
    чем β2-агонисты и, как правило, с более поздним
    началом действия. Следует отметить, что ипратропиум бромид усиливает действие β2-агонистов
    при их совместном применении. Способ введения ингаляционный.
  3. Системные глюкокортикостероиды (преднизолон, метилпреднизолон, триамцинолон,
    дексаметазон, бетаметазон). Способ введения парентеральный или пероральный. Предпочтение
    отдается пероральной терапии. В зависимости от тяжести обострения могут быть
    назначены коротким курсом даже при легком интермиттирующем течении БА.
  4. Теофиллины короткого действия — бронходилататоры, которые в целом
    менее эффективны, чем ингаляционные β2-агонисты.
    Обладают значительными побочными действиями, которых можно избежать, правильно
    дозируя препарат и проводя мониторинг концентрации препарата в плазме
    крови.

К препаратам базисной терапии относятся:

  1. Ингаляционные кортикостероиды (беклометазон дипропионат, будесонид, флунизолид,
    флутиказона пропионат, триамцинолона ацетонид). Их применяют как противовоспалительные
    средства в течение длительного времени для контроля течения БА. Дозы определяют
    степенью тяжести БА. При лечении высокими дозами аэрозольных ингаляционных кортикостероидов
    рекомендуется использовать спейсер, что способствует более эффективному контролю
    астмы и снижает некоторые побочные эффекты. После проведения ингаляции рекомендуется
    полоскание полости рта, что способствует большей безопасности терапии.
  2. Кромогликат натрия и недокромил натрия — мембраностабилизирующие
    препараты для длительного контроля бронхиальной астмы. Эффективны в предотвращении
    бронхоспазма, спровоцированного аллергенами, физической нагрузкой и холодным
    воздухом. Применение этого класса препаратов наиболее оправдано при легком течении
    БА; при недостаточном контроле следует усилить терапию (назначение стандартных
    доз ингаляционных глюкокортикоидов).
  3. β2-агонисты длительного действия (сальметерол,
    формотерол, сальбутамол длительного действия). Способ применения пероральный и ингаляционный.
    Наиболее эффективны при ночных приступах удушья. Применяют в сочетании с противовоспалительными
    противоастматическими препаратами. β2-агонисты длительного
    действия (сальметерол, формотерол, сальбутамол гемисукцинат) широко используются
    в терапии БА. Препараты применяются как перорально, так и ингаляционно.
    Однако в пульмонологической практике наиболее распространенным и эффективным
    является ингаляционный путь доставки препарата. Преимущество ингаляционных форм
    обусловлено быстротой развития максимального эффекта, местным характером действия,
    отсутствием выраженного влияния на внутренние органы при использовании в терапевтических
    дозах. β2-агонисты длительного действия эффективны
    также для профилактики ночных симптомов БА. Эти препараты применяют в сочетании
    с противовоспалительными противоастматическими средствами.
  4. Теофиллины пролонгированного действия. Способ применения пероральный: благодаря
    пролонгированному действию уменьшают частоту ночных приступов, замедляют раннюю
    и позднюю фазу астматического ответа на воздействие аллергена. Применение
    теофиллинов может вызвать серьезные осложнения, особенно у пожилых больных
    и при наличии сопутствующей сердечно-сосудистой патологии. Необходимо мониторировать
    содержание теофиллинов в плазме. Теофиллины короткого действия (эуфиллин)
    не следует назначать парентерально, если больной получает пролонгированные теофиллины.
  5. Антагонисты лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст, монтелукаст) — новая
    группа противовоспалительных противоастматических препаратов. Способ применения
    пероральный. Препараты улучшают функцию внешнего дыхания, уменьшают потребность
    в β2-агонистах короткого действия, эффективны
    в предотвращении бронхоспазма, спровоцированного аллергенами, физической нагрузкой.
    Наблюдается аддитивный эффект при сочетании с ингаляционными кортикостероидами.
    Эффективны при аспириновой БА.
  6. Системные глюкокортикостероиды при тяжелом течении БА следует назначать в минимальных
    дозах или, если возможно, через день, на фоне высоких доз ингаляционных глюкокортикоидов.
    Следует избегать назначения пролонгированных парентеральных стероидов для длительной
    терапии БА.
  7. Комбинированные препараты (ингаляционный глюкокортикостероид + β2-агонист
    пролонгированного действия). В ряде исследований последних лет было показано,
    что комбинация «ингаляционный глюкокортикоид + β2-агонист
    длительного действия» более эффективна, чем удвоение дозы ингаляционных глюкокортикоидов,
    и приводит к более значимому улучшению функции легких и лучшему
    контролю над симптомами астмы.

В заключение аудитории был предложен метод оптимизации противоастматической
терапии, разработанный канд. мед. наук Княжеской Н. П. (кафедра пульмонологии ФУВ
РГМУ, г. Москва), который для удобства врачей-практиков представлен в виде
следующих блоков:

Блок 1. Первый визит пациента к врачу, оценка степени тяжести, определение
тактики ведения больного. Если состояние больного требует экстренной помощи, то
его следует госпитализировать. При первом визите точно установить степень тяжести
сложно, так как для этого необходимы показатели динамики ПСВ в течение недели
и выраженность клинических симптомов. Обязательно следует учитывать объем
проводимой терапии до первого визита к врачу. Продолжить терапию на период
мониторирования. При необходимости можно рекомендовать дополнительный прием β2-агонистов
короткого действия. Назначается вводный недельный период мониторирования, если
у больного предположительно астма легкой или средней степени тяжести, не требующая
экстренного назначения терапии в полном объеме. В противном случае необходимо
проводить адекватное лечение и мониторировать больного в течение 2 нед.
Пациент заполняет дневник клинических симптомов и измеряет ПСВ в вечерние
и утренние часы.

Блок 2. Определение степени тяжести астмы и выбор соответствующего
лечения. Проводится на основании классификации степеней тяжести бронхиальной астмы.
Предусматривает визит к врачу через 1 нед. после первого визита, если не назначена
терапия в полном объеме.

Блок 3. Двухнедельный период мониторирования на фоне проводимой терапии.
Пациент, как и во время вводного периода, заполняет дневник клинических симптомов
и измеряет ПСВ.

Блок 4. Оценка эффективности терапии. Визит через 2 нед. на фоне проводимой
терапии.

Ступень вверх: следует увеличить объем терапии, если не удается достичь контроля
астмы. Однако при этом надо учитывать, правильно ли больной принимает лекарства
соответствующей ступени и нет ли контакта с аллергенами или другими провоцирующими
факторами. Контроль считается неудовлетворительным, если у больного:

  • эпизоды кашля, свистящего или затрудненного дыхания возникают более 3 раз
    в неделю;
  • симптомы появляются ночью или в ранние утренние часы;
  • увеличивается потребность в использовании бронходилататоров короткого
    действия;
  • увеличивается разброс показателей ПСВ.

Ступень вниз: снижение поддерживающей терапии возможно, если астма остается
под контролем не менее 3 мес. Это помогает снизить риск побочного действия препаратов
и повышает восприимчивость больного к планируемому лечению. Уменьшать
терапию следует ступенчато, понижая или отменяя последнюю дозу или дополнительные
препараты. Необходимо наблюдать за симптомами, клиническими проявлениями и показателями
функции внешнего дыхания.

Таким образом, подводя итоги врачебной конференции, следует отметить, что она
носила ярко выраженный прикладной характер. Используя полученные знания, можно
будет воплотить в жизнь постулат о том, что у большинства больных
бронхиальной астмой может и должен быть достигнут контроль за течением болезни.

Ирина Палий

© Провизор 1998–2017

Источник

Çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ. Ïðèíöèïû, öåëè è ñîäåðæàíèå ðåàáèëèòàöèè, åå êîìïëåêñíîñòü, èíäèâèäóàëüíîñòü, ýòàïíîñòü, íåïðåðûâíîñòü è ïðååìñòâåííîñòü. Àìáóëàòîðíûé, ñòàöèîíàðíûé, ñàíàòîðíûé è äèñïàíñåðíûé ýòàïû ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Òîë÷êîì äëÿ ðàçâèòèÿ ðåàáèëèòàöèè, êàê íàóêè ïîñëóæèëè âîéíû: Ïåðâàÿ Ìèðîâàÿ âîéíà è Âòîðàÿ Ìèðîâàÿ.  ñâÿçè ñ äîñòèæåíèÿìè ìåäèöèíû, ñàíèòàðèè, ãèãèåíû çíà÷èòåëüíî ñíèçèëèñü çàáîëåâàåìîñòü è ñìåðòíîñòü îò îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé.  òî æå âðåìÿ, óñêîðåíèå íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, áûñòðàÿ èíäóñòðèàëèçàöèÿ è óðáàíèçàöèÿ, çàãðÿçíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, óâåëè÷åíèå ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé ïðèâåëè ê ðîñòó òÿæåëûõ íåèíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ðàñòåò ÷èñëî ïàöèåíòîâ ñ íàñëåäñòâåííîé è âðîæäåííîé ïàòîëîãèåé, ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ, ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû, àëëåðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ òðàâìàìè è îòðàâëåíèÿìè. Íî, íà ðÿäó ñ îñòàëüíûìè êàòåãîðèÿìè íàñåëåíèÿ, èíâàëèäû äîëæíû èìåòü ôèçè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå âîçìîæíîñòè, ïîçâîëÿþùèå èì, êàê ìèíèìóì, âåñòè ïîëíîöåííóþ â ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîì è ñîçèäàòåëüíóþ â óìñòâåííîì ïëàíå æèçíü.

Çíà÷åíèå äûõàíèÿ äëÿ ÷åëîâåêà ïåðåîöåíèòü íåâîçìîæíî. Ìû ìîæåì íå åñòü è íå ñïàòü ñóòêàìè, íåêîòîðîå âðåìÿ îñòàâàòüñÿ áåç âîäû, íî îñòàâàòüñÿ áåç âîçäóõà ÷åëîâåê ñïîñîáåí ëèøü íåñêîëüêî ìèíóò. Ìû äûøèì, íå çàäóìûâàÿñü, «êàê äûøèòñÿ». Ìåæäó òåì, íàøå äûõàíèå çàâèñèò îò ìíîæåñòâà ôàêòîðîâ: îò ñîñòîÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, ëþáûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ âíåøíèõ âîçäåéñòâèé èëè êàêèõ-ëèáî ïîâðåæäåíèé.

×åëîâåê íà÷èíàåò äûøàòü ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ, ñâîèì ïåðâûì âäîõîì è êðèêîì îí íà÷èíàåò æèçíü, ñ ïîñëåäíèì âûäîõîì çàêàí÷èâàåò. Ìåæäó ïåðâûì è ïîñëåäíèì âäîõîì ïðîõîäèò öåëàÿ æèçíü, êîòîðàÿ ñîñòîèò èç áåñ÷èñëåííîãî êîëè÷åñòâà âäîõîâ è âûäîõîâ, î êîòîðûõ ìû íå çàäóìûâàåìñÿ, è áåç êîòîðûõ îíà íåâîçìîæíà.

1. ÎÁÙÈÅ ÏÐÈÍÖÈÏÛ ÐÅÀÁÈËÈÒÀÖÈÈ ÁÎËÜÍÛÕ

Ðåàáèëèòàöèÿ — ýòî íàïðàâëåíèå ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû, êîòîðàÿ â ñâîèõ ðàçíîîáðàçíûõ ìåòîäàõ îïèðàåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, íà ëè÷íîñòü ïàöèåíòà, àêòèâíî ïûòàÿñü âîññòàíîâèòü íàðóøåííûå áîëåçíüþ ôóíêöèè ÷åëîâåêà, à òàêæå åãî ñîöèàëüíûå ñâÿçè.

Ðåàáèëèòàöèÿ — ýòî âîññòàíîâëåíèå çäîðîâüÿ, ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è òðóäîñïîñîáíîñòè, íàðóøåííûõ áîëåçíÿìè, òðàâìàìè èëè ôèçè÷åñêèìè, õèìè÷åñêèìè è ñîöèàëüíûìè ôàêòîðàìè.

Äûõàòåëüíàÿ ñèñòåìà ÷åëîâåêà — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ ôóíêöèþ âíåøíåãî äûõàíèÿ ÷åëîâåêà (ãàçîîáìåí ìåæäó âäûõàåìûì àòìîñôåðíûì âîçäóõîì è öèðêóëèðóþùåé ïî ìàëîìó êðóãó êðîâîîáðàùåíèÿ êðîâüþ). [3, Ñ. 15]

Öåëÿìè ðåàáèëèòàöèè ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðàííåå íà÷àëî è íåïðåðûâíîñòü ðåàáèëèòàöèè, êîìïëåêñíîñòü è åå èíäèâèäóàëüíîñòü. Ñîäåðæàíèå ðåàáèëèòàöèè âêëþ÷àåò â ñåáÿ ôóíêöèîíàëüíîå âîññòàíîâëåíèå, ïðèñïîñîáëåíèå ê ïîâñåäíåâíîé æèçíè è òðóäîòåðàïèþ, ïðèîáùåíèå ê òðóäîâîìó ïðîöåññó, äèñïàíñåðíûé êîíòðîëü ðåàáèëèòèðóåìûõ.

Ïî ìíåíèþ ÂÎÇ, ðåàáèëèòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññîì, íàïðàâëåííûì íà âñåñòîðîííþþ ïîìîùü áîëüíûì è èíâàëèäàì äëÿ äîñòèæåíèÿ èìè ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîé ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè ôèçè÷åñêîé, ïñèõè÷åñêîé, ïðîôåññèîíàëüíîé, ñîöèàëüíîé è ýêîíîìè÷åñêîé ïîëíîöåííîñòè.

Ê îñíîâíûì ïðèíöèïàì ðåàáèëèòàöèè îòíîñÿòñÿ:

¾ ðàííåå íà÷àëî ïðîâåäåíèÿ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (äàëåå ÐÌ),

¾ êîìïëåêñíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ âñåõ äîñòóïíûõ è íåîáõîäèìûõ ÐÌ,

¾ èíäèâèäóàëèçàöèÿ ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè,

¾ ýòàïíîñòü ðåàáèëèòàöèè,

¾ íåïðåðûâíîñòü è ïðååìñòâåííîñòü íà ïðîòÿæåíèè âñåõ ýòàïîâ ðåàáèëèòàöèè,

¾ ñîöèàëüíàÿ íàïðàâëåííîñòü ÐÌ,

¾ èñïîëüçîâàíèå ìåòîäîâ êîíòðîëÿ àäåêâàòíîñòè íàãðóçîê è ýôôåêòèâíîñòè ðåàáèëèòàöèè.

Ðàííåå íà÷àëî ïðîâåäåíèÿ ÐÌ âàæíî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîôèëàêòèêè âîçìîæíîñòè äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé â òêàíÿõ (÷òî îñîáåííî âàæíî ïðè íåâðîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ). Ðàííåå âêëþ÷åíèå â ëå÷åáíûé ïðîöåññ ÐÌ, àäåêâàòíûõ ñîñòîÿíèþ áîëüíîãî, âî ìíîãîì îáåñïå÷èâàåò áîëåå áëàãîïðèÿòíîå òå÷åíèå è èñõîä çàáîëåâàíèÿ, ñëóæèò îäíèì èç ìîìåíòîâ ïðîôèëàêòèêè èíâàëèäíîñòè (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà).

ÐÌ íåëüçÿ ïðèìåíÿòü ïðè î÷åíü òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áîëüíîãî, âûñîêîé òåìïåðàòóðå, ñèëüíîé èíòîêñèêàöèè, âûðàæåííîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ áîëüíîãî, ðåçêîì óãíåòåíèè àäàïòàöèîííûõ è êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ. Îäíàêî è ýòî íå ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíî âåðíûì, òàê êàê íåêîòîðûå ÐÌ, íàïðèìåð, íàäóâàíèå øàðèêîâ, íàçíà÷àþòñÿ â îñòðûé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä ïðè äîñòàòî÷íî òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áîëüíîãî, íî ýòî ñëóæèò äëÿ ïðîôèëàêòèêè çàñòîéíîé ïíåâìîíèè. [3, Ñ. 28]

Êîìïëåêñíîñòü ïðèìåíåíèÿ âñåõ äîñòóïíûõ è íåîáõîäèìûõ ÐÌ. Ïðîáëåìû ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè âåñüìà ñëîæíû è òðåáóþò ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ìíîãèõ ñïåöèàëèñòîâ: òåðàïåâòîâ, õèðóðãîâ, òðàâìàòîëîãîâ, ôèçèîòåðàïåâòîâ, âðà÷åé è ìåòîäèñòîâ ËÔÊ è ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè, ìàññàæèñòîâ, ïñèõèàòðîâ, àäåêâàòíîé ôèçè÷åñêîìó è ïñèõè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ ïàöèåíòà íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ ðåàáèëèòàöèè.  çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí, ïðèâåäøèõ áîëüíîãî ê ñîñòîÿíèþ, òðåáóþùåìó ïðèìåíåíèÿ ÐÌ, ñîñòàâ ñïåöèàëèñòîâ è èñïîëüçóåìûõ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ áóäóò ðàçëè÷íû.

Èíäèâèäóàëèçàöèÿ ïðîãðàìì ðåàáèëèòàöèè.  çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí, òðåáóþùèõ ïðèìåíåíèÿ ÐÌ, à òàêæå îñîáåííîñòåé ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî èëè èíâàëèäà, èõ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, äâèãàòåëüíîãî îïûòà, âîçðàñòà, ïîëà, ñîñòàâ ñïåöèàëèñòîâ è èñïîëüçóåìûõ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ áóäóò, òî åñòü ðåàáèëèòàöèÿ òðåáóåò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê ïàöèåíòàì ñ ó÷åòîì èõ ðåàêöèè íà èñïîëüçîâàíèå ÐÌ.

Íåïðåðûâíîñòü è ïðååìñòâåííîñòü ÐÌ íà ïðîòÿæåíèè âñåõ ýòàïîâ ðåàáèëèòàöèè âàæíà êàê â ïðåäåëàõ îäíîãî ýòàïà, òàê è ïðè ïåðåõîäå îò îäíîãî ê äðóãîìó. Óëó÷øàåòñÿ ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, ïîâûøàåòñÿ òðåíèðîâàííîñòü, à âñÿêèé áîëå èëè ìåíåå äëèòåëüíûé ïåðåðûâ â èñïîëüçîâàíèè ÐÌ ìîæåò ïðèâåñòè ê åãî óõóäøåíèþ, êîãäà ïðèõîäèòüñÿ íà÷èíàòü âñå ñíà÷àëà.

×ðåçâû÷àéíî âàæíûì ïðèíöèïîì ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿåòñÿ ïðååìñòâåííîñòü ïðè ïåðåõîäå ñ ýòàïà íà ýòàï, èç îäíîãî ìåäèöèíñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ â äðóãîå. Äëÿ ýòîãî âàæíî, ÷òîáû íà êàæäîì ýòàïå â ðåàáèëèòàöèîííîé êàðòå áûëî çàäîêóìåíòèðîâàíî, êàêèå ìåòîäû è ñðåäñòâà ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðèìåíÿëèñü, êàêîâî áûëî ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðåàáèëèòèðóåìîãî. [9, Ñ. 35]

Ñîöèàëüíàÿ íàïðàâëåííîñòü ÐÌ. Îñíîâíàÿ öåëü ðåàáèëèòàöèè — ýôôåêòèâíîå è ðàííåå âîçâðàùåíèå áîëüíûõ è èíâàëèäîâ ê áûòîâûì è òðóäîâûì ïðîöåññàì, â îáùåñòâî è ñåìüþ, âîññòàíîâëåíèå ëè÷íîñòíûõ ñâîéñòâ ÷åëîâåêà êàê ïîëíîïðàâíîãî ÷ëåíà îáùåñòâà. Îïòèìàëüíûì êîíå÷íûì ðåçóëüòàòîì ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè ìîæåò áûòü ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå çäîðîâüÿ è âîçâðàùåíèå ê ïðèâû÷íîìó ïðîôåññèîíàëüíîìó òðóäó.

Èñïîëüçîâàíèå ìåòîäîâ êîíòðîëÿ àäåêâàòíîñòè íàãðóçîê è ýôôåêòèâíîñòè ðåàáèëèòàöèè. Ðåàáèëèòàöèîííûé ïðîöåññ ìîæåò áûòü óñïåøíûì òîëüêî â ñëó÷àå ó÷åòà õàðàêòåðà è îñîáåííîñòåé âîññòàíîâëåíèÿ, íàðóøåííûõ ïðè òîì èëè èíîì çàáîëåâàíèè ôóíêöèé. Äëÿ íàçíà÷åíèÿ àäåêâàòíîãî êîìïëåêñíîãî äèôôåðåíöèðîâàííîãî âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ íåîáõîäèìà ïðàâèëüíàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî ïî ðÿäó ïàðàìåòðîâ, çíà÷èìûõ äëÿ ýôôåêòèâíîñòè ðåàáèëèòàöèè.  ýòèõ öåëÿõ ïðèìåíÿåòñÿ ñïåöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà è ìåòîäû êîíòðîëÿ çà òåêóùèì ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî â ïðîöåññå ðåàáèëèòàöèè, êîòîðûå ìîãóò ïîäðàçäåëÿòüñÿ íà ñëåäóþùèå âèäû:

à) ìåäèöèíñêàÿ äèàãíîñòèêà,

á) ôóíêöèîíàëüíàÿ äèàãíîñòèêà,

â) ìîòîäèàãíîñòèêà,

ã) ïñèõîäèàãíîñòèêà.

Òàêèì îáðàçîì, ðåàáèëèòàöèþ ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ñëîæíóþ, ñîöèàëüíî — ìåäèöèíñêóþ ïðîáëåìó, êîòîðóþ ìîæíî ïîäðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî âèäîâ, èëè àñïåêòîâ: ìåäèöèíñêóþ, ôèçè÷åñêóþ, ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ïðîôåññèîíàëüíóþ (òðóäîâóþ) è ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêóþ.

2. ÏÎÝÒÀÏÍÀß ÐÅÀÁÈËÈÒÀÖÈß ÁÎËÜÍÛÕ Ñ ÁÐÎÍÕÈÀËÜÍÎÉ ÀÑÒÌÎÉ

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ) — ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ îáðàòèìîé (ñïîíòàííîé èëè ïîä âîçäåéñòâèåì áðîíõîäèëàòàòîðîâ) îáñòðóêöèåé è ôåíîìåíîì ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ïðîòåêàåò ïðè ó÷àñòèè ýîçèíîôèëîâ, ëèìôîöèòîâ, ìàêðîôàãîâ, áàçîôèëîâ, òó÷íûõ êëåòîê, íåéòðîôèëîâ; îí ñîïðîâîæäàåòñÿ äèñôóíêöèåé ðåñíèò÷àòîãî ýïèòåëèÿ, äåñòðóêöèåé ýïèòåëèàëüíûõ êëåòîê, èõ äåñêâàìàöèåé âïëîòü äî áàçàëüíîé ìåìáðàíû, äåçîðãàíèçàöèåé îñíîâíîé) âåùåñòâà, ãèïåðïëàçèåé è ãèïåðòðîôèåé ñëèçèñòûõ æåëåç è áîêàëîâèäíûõ êëåòîê (îïðåäåëåíèå ýêñïåðòîâ ÂÎÇ).

Ôóíêöèîíàëüíàÿ, èëè ôèçè÷åñêàÿ, ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå èëè óëó÷øåíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è äðóãèõ îðãàíîâ, íàðóøåííûõ â ðåçóëüòàòå çàáîëåâàíèÿ. Ñðåäñòâà: ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, êóðîðòíûå ôàêòîðû. [1, Ñ. 24]

Ýòàïû ðåàáèëèòàöèè: àìáóëàòîðíûé, ñòàöèîíàðíûé, ñàíàòîðíûé è äèñïàíñåðíûé.

I. Àìáóëàòîðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè.

Àìáóëàòîðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè äëèòñÿ ñ ìîìåíòà âûÿâëåíèÿ áîëüíîãî è äî åãî ãîñïèòàëèçàöèè. Çàäà÷àìè ýòîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿþòñÿ:

¾ ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå çàáîëåâøèõ è ïîñòðàäàâøèõ;

¾ óòî÷íåíèå õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ;

¾ âçÿòèå áîëüíîãî íà äèñïàíñåðíûé ó÷åò;

¾ îïðåäåëåíèå ïîêàçàíèé äëÿ ñòàöèîíàðíîãî èëè ñàíàòîðíîãî ëå÷åíèÿ, âûðàáîòêà ïðåäïîëàãàåìûõ ñðîêîâ è ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè;

¾ ïðîâåäåíèå àìáóëàòîðíîãî âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ.

 ñîäåðæàíèå àìáóëàòîðíîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè ÷àùå âñåãî âõîäÿò ïðèìåíåíèå ìåäèêàìåíòîçíîé è ôóíêöèîíàëüíîé ðåàáèëèòàöèè (ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, àýðîçîëè, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîïðîöåäóðû), íî íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå í ýòîì ýòàïå èìåþò è ýëåìåíòû ïñèõîëîãè÷åñêîé (êîíòàêò âðà÷à ñ áîëüíûì, âåðà áîëüíîãî â èçëå÷åíèå) è ïðîôåññèîíàëüíî-ñîöèàëüíîé ðåàáèëèòàöèè (îñâîáîæäåíèå îò ðàáîòû ïî ëèñòêàì âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè, ñîêðàùåíèå ðàáî÷åãî äíÿ è äð.).

II. Ñòàöèîíàðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàöèîíàðíîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè îïðåäåëÿåòñÿ ôîðìîé è ôàçîé îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåðîì îñëîæíåíèé è ñîïóòñòâóþùèõ áîëåçíåé, âîçðàñòîì áîëüíîãî. Íå â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå âàæåí èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä. [10, Ñ. 33]

Îñíîâíûå çàäà÷è ñòàöèîíàðíîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè:

¾ óòî÷íåíèå äèàãíîçà (ôîðìû, ôàçû, ïðîòÿæåííîñòè ïðîöåññà, îñëîæíåíèé è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé);

¾ îïðåäåëåíèå ñðîêà, âûðàáîòêà è ïðîâåäåíèå â æèçíü íàèáîëåå îïòèìàëüíîãî âàðèàíòà ëå÷åáíî-âîññòàíîâèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé;

¾ â ïîêàçàííûõ ñëó÷àÿõ îñâèäåòåëüñòâîâàíèå (ïåðåîñâèäåòåëüñòâîâàíèå) áîëüíîãî íà ÂÒÝÊ;

¾ ïîäãîòîâêà îðãàíèçìà áîëüíîãî ê ðåæèìó ðåàáèëèòàöèîííîãî îòäåëåíèÿ ñàíàòîðèÿ èëè àìáóëàòîðíîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè.

 ñîäåðæàíèå ñòàöèîíàðíîãî (êëèíè÷åñêîãî) ýòàïà ðåàáèëèòàöèè âõîäÿò:

¾ ïðèìåíåíèå ýòèîïàòîãåíåòè÷åñêèõ ëå÷åáíûõ ñðåäñòâ (àíòèìèêðîáíûå ïðåïàðàòû, ìåòîäû ñàíàöèè âîçäóõîïðîâîäÿùèõ ïóòåé è äð.);

¾ â ïîêàçàííûõ ñëó÷àÿõ ïðîâåäåíèå îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ;

¾ ðàííåå íàçíà÷åíèå ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ìàññàæà è ôèçèîòåðàïèè;

¾ èñïîëüçîâàíèå ñèìïòîìàòè÷åñêèõ ëå÷åáíûõ ñðåäñòâ; íàïðàâëåííûõ íà èçëå÷åíèå èëè óìåíüøåíèå êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé;

¾ îöåíêà ðåçóëüòàòîâ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ íà îñíîâàíèè êîìïëåêñíîãî äèíàìè÷åñêîãî êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî è ëàáîðàòîðíîãî îáñëåäîâàíèÿ;

¾ âûðàáîòêà ïðèìåðíîé ñõåìû ðåàáèëèòàöèè äëÿ ñàíàòîðíîãî îòäåëåíèÿ ðåàáèëèòàöèè.

III. Ñàíàòîðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè.

Ñàíàòîðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè íàèáîëåå ýôôåêòèâåí, åñëè îí ïðîèçâîäèòñÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîì ñàíàòîðíîì îòäåëåíèè ðåàáèëèòàöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ðåàáèëèòàöèè â ñïåöèàëèçèðîâàííîì ñàíàòîðíîì îòäåëåíèè ÿâëÿåòñÿ çàêðåïëåíèå ðåçóëüòàòîâ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, äîñòèãíóòîãî íà ñòàöèîíàðíîì èëè àìáóëàòîðíîì ýòàïàõ ðåàáèëèòàöèè, âîññòàíîâëåíèå èëè óëó÷øåíèå ôóíêöèé îðãàíèçìà, óòðà÷åííûõ èëè íàðóøåííûõ â ðåçóëüòàòå çàáîëåâàíèÿ, ïåðåíåñåííîé òðàâìû èëè îïåðàöèè, äîñòèæåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé, áûòîâîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè. [10, Ñ. 38]

IV. Äèñïàíñåðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè.

Äèñïàíñåðíûé ýòàï ðåàáèëèòàöèè ïðîâîäèòñÿ â ïîëèêëèíèêå è çàêëþ÷àåòñÿ â íàáëþäåíèè çà ñîñòîÿíèåì çäîðîâüÿ áîëüíûõ, èõ óñëîâèé òðóäà è áûòà, ñîáëþäåíèåì èìè ðåæèìà ðàáîòû è îòäûõà, ïðîâåäåíèè ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðîôèëàêòèêó îáîñòðåíèé è ðåöèäèâîâ çàáîëåâàíèÿ, ëå÷åíèå ñîïóòñòâóþùèõ áîëåçíåé, îðãàíèçàöèè ðåãóëÿðíûõ äèñïàíñåðíûõ îñìîòðîâ. Äëÿ ýòîãî ëå÷àùèé âðà÷ ïîëèêëèíèêè ñîâìåñòíî ñ çàâåäóþùèì ïóëüìîíîëîãè÷åñêèì êàáèíåòîì è çàìåñòèòåëåì ãëàâíîãî âðà÷à ïî ëå÷åáíîé ðàáîòå ñîñòàâëÿåò ïëàí äèñïàíñåðíîãî ýòàïà ðåàáèëèòàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè è ðåçóëüòàòàìè, ïîëó÷åííûìè èç ñàíàòîðèÿ èëè ñòàöèîíàðà.

Ðåàáèëèòàöèÿ — äèíàìè÷åñêèé ïðîöåññ îò ìîìåíòà âûÿâëåíèÿ çàáîëåâøåãî (ïîñòðàäàâøåãî) äî âîññòàíîâëåíèÿ èëè óëó÷øåíèÿ åãî çäîðîâüÿ â øèðîêîì ìåäèêî-ñîöèàëüíîì ñìûñëå ýòîãî ïîíÿòèÿ. Ïîýòîìó öåëåñîîáðàçíî ðàçëè÷àòü è óðîâåíü èñõîäîâ ðåàáèëèòàöèè, ò. å. êîíå÷íûé åå ðåçóëüòàò.

Äëÿ óäîáñòâà äèïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ çà ëèöàìè, êîòîðûì ïðèìåíÿåòñÿ âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå, ìîæíî âûäåëÿòü ðåàáèëèòèðóåìûõ (áîëüíûå, ïîäâåðãàþùèåñÿ ðåàáèëèòàöèè), ðåàáèëèòàíòîâ è àíàáèëèòàíòîâ (ëèöà, ïðîøåäøèå êóðñ ðåàáèëèòàöèè). [11, Ñ. 69]

Òàêèì îáðàçîì, ê ðåàáèëèòàíòàì îòíîñÿòñÿ òå ïàöèåíòû, ó êîòîðûõ â ðåçóëüòàòå ðåàáèëèòàöèè äîñòèãíóòî ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå çäîðîâüÿ (â êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíîì, ïðîôåññèîíàëüíî-ñîöèàëüíîì è ïñèõîëîãè÷åñêîì ñìûñëå ýòîãî ïîíÿòèÿ) èëè óëó÷øåíèå ôóíêöèé îðãàíèçìà, ïîçâîëÿþùåå åìó ïðîäîëæàòü îáùåñòâåííî ïîëåçíóþ òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü. Àíàáèëèòàíòàìè ñ÷èòàþòñÿ òå áîëüíûå, ó êîòîðûõ, ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ â òå÷åíèå çàïëàíèðîâàííîãî êóðñà ëå÷åíèÿ îêàçàëèñü íåýôôåêòèâíûìè.

ðåàáèëèòàöèÿ áðîíõèàëüíûé àñòìà äèñïàíñåðíûé

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Äèàãíîç «àñòìà» èëè «àñòìàòè÷åñêèé áðîíõèò» â íàøå âðåìÿ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì.  Ðîññèè è â äðóãèõ ñòðàíàõ ìèðà, ãåîãðàôè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ âûøå 58 øèðîòû ñåâåðíîãî ïîëóøàðèÿ, íàøåé ïëàíåòû ìíîãî ÷àñòî áîëåþùèõ äåòåé è àñòìàòèêîâ. Àñòìà — ïëîä óðáàíèçàöèè è ýðû àíòèáèîòèêîâ.

Íîðìàëüíûì îáðàçîì ñàìà ïî ñåáå àñòìà íå âîçíèêàåò — ýòîìó ïðåäøåñòâóåò ïåðèîä ÷àñòíûõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèé, áðîíçèòû, ïëàâíî ïåðåõîäÿùèå â àñòìàòè÷åñêèé áðîíõèò, è òîëüêî ïîñëå ýòîãî ïîÿâëÿåòñÿ «ïîäòâåðæäåííûé äèàãíîç». Äëèòåëüíî ïðîòåêàþùèå çàáîëåâàíèÿ ñèñòåìû äûõàíèÿ ïðèâîäÿùèå ê áðîíõèàëüíîé àñòìå, âûçûâàþòñÿ ðàçëè÷íûìè ôàêòîðàìè. Ê íèì ìîæíî îòíåñòè ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííóþ ñëàáîñòü çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà, ýêîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, âëèÿíèå ãåîôèçè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äàííîé ìåñòíîñòè, ïîâðåæäàþùåå äåéñòâèå êîñìè÷åñêîãî èçëó÷åíèÿ (îñîáåííî ñî ñòîðîíû Ñîëíöà è Ëóíû, êàê áëèæàéøèõ ñîñåäåé íàøåé ïëàíåòû).

Ñèñòåìà ðåàáèëèòàöèè äàåò âîçìîæíîñòü ïðîéòè ïóòü ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè îò ñîñòîÿíèÿ ñ ÿðëûêîì «àñòìà» ê ñîñòîÿíèþ ñ ÿðëûêîì «çäîðîâüå» ïîñëåäîâàòåëüíî ÷åðåç âñå ïðîìåæóòî÷íûå ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà. Èñïîëüçóÿ ñèñòåìó ðåàáèëèòàöèè, âåñü ýòîò ïóòü ìîæíî ïðîéòè çà 3 — 4 ìåñÿöà. Êîíå÷íî, íà÷àâ ñ ÿðëûêà «ÎÐÇ» (à ïðàâèëüíåå — ÷àñòûå ïðîñòóäíûå çàáîëåâàíèÿ) âðåìÿ ðåàáèëèòàöèè ñîêðàùàåòñÿ äî 2-õ ìåñÿöåâ.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Áóëàòîâà Ï.Å, Ôåäîñååâ Ã.Á. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. ÑÏá., 2011. — 129 ñ.

2. Áóòåéêî Ê.Ï. Íåìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Ì., 2010. — 65 ñ.

3. Êèñåëåíêî Ò.Å., Íàçèíà Þ.Â., Ìîãèëåâà È.À. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ. Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2011. — 288 ñ.

4. Ìîëîòêîâ Â.Í. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Ì., 2010. — 224 ñ.

5. Ìîëîòêîâà Â.È., ×åðíóøåíêî Å.Ô. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Êèåâ, 2010 120 ñ.

6. Íåêðàòåâè÷ Ì.È. Êîìïëåêñíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ì., 2010.

7. Ïðàêòè÷åñêàÿ íîâåéøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ: Âñå ëó÷øèå ñðåäñòâà è ìåòîäû àêàäåìè÷åñêîé, òðàäèöèîííîé è íàðîäíîé ìåäèöèíû / Ïåð. ñ àíãë. Þ.Â. Áåçêàíîâîé. Ì., 2010. — 606 ñ.

8. Ðóèíà Î.Â. Ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ äëÿ âñåé ñåìüè: Âñå, ÷òî íóæíî çíàòü î áîëåçíÿõ. Ì., 2013. — 399 ñ.

9. ×åðíóøåíêî Å.Ô. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Êèåâ, 2011. — 138 ñ.

10. ×ó÷àëèí À.Ã. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Ì., 2010. — 160 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ur

Источник