Алгоритмы действия медсестры при приступе бронхиальной астмы

АО «Медицинский Университет
Астана»

Кафедра «Введение в клинику»

Реферат

На тему: «Алгоритм действия
медицинской сестры при приступе бронхиальной
астмы»

Выполнила: студент гр.244ОМ Жумажан
Н.Ж.

Проверила: Балтабаева Ш.А.

Астана, 2014г.

План:

  • Бронхиальная астма.

  • Причины возникновения.

  • Этапы сестринского процесса
    при бронхиальной астме.

  • Сестринское вмешательство.

  • Манипуляции выполняемые медицинской
    сестрой.

  • Заключение.

  • Литература.

Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание,
которое характеризуется повторными приступами
удушья (бронхоспазма). В основе заболевания
лежит стойкое аллергическое воспаление
дыхательных путей от слизистой оболочки
носа до мельчайших бронхов и бронхиол.
Развитие бронхиальной астмы тесно связано
с воздействием различных факторов. 
Предрасполагающие факторы: 
Атопия: выработка организмом повышенного
количества иммуноглобулинов Е. 
Гиперреактивность бронхов — повышенная
реакция на раздражители в виде легкого
и быстрого развития обструкции.

Причинные факторы: 
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные,
пыльцевые, грибковые, лекарственные,
вирусы, химические вещества, вакцины.
Под действием аллергенов у детей формируется
сенсибилизация и аллергия. Формирование
различных видов сенсибилизации происходит
в определенной временной последовательности.
У детей грудного возраста вначале формируется
сенсибилизация к пищевым и лекарственным
аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5
лет формируется сенсибилизация к бытовым,
эпидермальным, грибковым и пыльцевым
аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется
бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией.
Ведущую роль в формировании БА среди
бытовых аллергенов отводят клещам домашней
пыли. Благоприятные условия для их размножения
это влажный воздух, температура воздуха
от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания
являются мягкая мебель и постель, но они
распространяются по всей квартире: мягкие
игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя
обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками
верхнего слоя кожи человека или домашних
животных, плесенью, волосом, пером, растительной
пищей. Аллергенными свойствами обладают
покров и выделения клещей. Живут клещи
около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей
сохраняется месяцами и даже годами. Основной
путь проникновения бытовых аллергенов
в организм ингаляционный. Поэтому БА
с бытовой сенсибилизацией характеризуется
круглогодичным обострением, преобладанием
приступов удушья ночью или при уборке
квартиры. 
К эпидермальным аллергенам относятся
шерсть, пух, перо, перхоть, выделения,
слюна домашних животных и насекомых (тараканов),
сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что
неаллергенных животных не бывает. 
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена
пыльцой растений (дуб, береза, тополь,
клен, ольха, злаки, сорняки и др.). 
Действие причинных факторов
усугубляют: 
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы
повреждают слизистую оболочку, повышают
ее проницаемость для аллергенов, усиливают
гиперреактивность бронхов. 
— Патологическое течение беременности
— контакты с аллергенами, профессиональная
вредность, нерациональное питание, инфекционные
заболевания. 
— Недоношенность, нерациональное питание
ребенка — раннее искусственное вскармливание,
ранее введение в рацион ребенка пищевых
продуктов, обладающих сенсибилизирующей
активностью. 
— Наличие аллергического дерматита и
других аллергических заболеваний. 
— Пассивное или активное курение — 20 % детей
из семей, где курит один родитель, заболевают
БА уже в раннем возрасте. 
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение
БА: Аллергены, вирусные респираторные
инфекции, физические нагрузки, эмоциональные
стрессы, изменение метеоусловий. 
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая,
нервно-психическая, паторецепторная
и дисгормональная. 
Степени тяжести БА: 
— легкая — дневные редкие приступы удушья
1-3 раза в месяц при контакте с конкретным
аллергеном. Снимается однократным использованием
бронхолитика; 
— среднетяжелая — приступы днем и ночью,
1 раз в неделю. Снимаются после повторного
применения бронхолитика и гормонов: 
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю
или ежедневно днем и ночью.

Этапы сестринского
процесса при бронхиальной астме:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы 
обследования: 
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель. 
История (анамнез) заболевания: начало
острое с повышения температуры тела. 
История (анамнез) жизни: наличие аллергических
заболеваний у или родственников; сопутствующие
аллергические заболевания у больного.(дерматит,
крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся
эпизоды свистящего дыхания, экспираторной
одышки; кашель в ночные и утренние часы. 
— Объективные методы обследования: 
Осмотр во время приступа: самочувствие
больного нарушено, испуган, вынужденная
поза — сидит с приподнятым плечевым поясом,
опираясь на край стула/постели; экспираторная
одышка, дыхание шумное, дистанционные
свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника.
раздувание крыльев носа, набухание шейных
вен; кашель приступообразный с тягучей,
вязкой мокротой. При аускультации — сухие
свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление 
проблем пациента.

У пациента с БА нарушаются
потребности: поддерживать общее состояние,
дышать, есть, спать, отдыхать, общаться. 
Существующие проблемы, обусловленные
бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки,
гиперсекрецией слизи в просвет бронхов:
экспираторная одышка, участие в акте
дыхания вспомогательной мускулатуры.
тахикардия, кашель с вязкой мокротой. 
Потенциальные проблемы: риск ателектаза,
эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование 
и реализация ухода за пациентом 
в стационаре

Цель ухода: способствовать
наступлению ремиссии, не допустить развитие
осложнений

Сестринский процесс
при бронхиальной астме. 
План ухода 
1.Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением режима. 
Реализация ухода: 
Независимые вмешательства: Провести
беседу с пациентом или родственниками
о причинах развития заболевания, особенностях
лечения и профилактике осложнений. Убедить
в необходимости лечения в стационаре,
выполнении всех рекомендаций. 
Мотивация: 
Создание режима щажения ЦНС и органов
дыхания. Расширение знаний. 
2. Обеспечивать организацию
и контроль питания. 
Реализация ухода: 
Независимые вмешательства . Проведение
беседы с пациентом/родственниками об
особенностях гипоаллергенной диеты.
необходимости ее строгого соблюдения
не только в стационаре, но и дома после
выписки. 
Мотивация: 
Удовлетворение, физиологических, потребностей.
Профилактика обострений. 
3. Организация досуга. 
Реализация ухода: 
Независимые вмешательства: Рекомендовать
родственникам принести ребенку любимые
книги, игры и др. 
Мотивация: 
Создание условий для соблюдения режима 
4. Создание комфортных
условий в палате. 
Реализация ухода: 
Независимые вмешательства: Контролировать
проведение влажной уборки и регулярного
проветривания; регулярность смены постельного
белья; соблюдение тишины в палате. 
Мотивация: 
Удовлетворение физиологических потребностей
во сне. Улучшение дыхания. 
5. Оказание помощи
в проведении гигиенических мероприятий,
и приеме пищи. 
Реализация ухода: 
Независимые вмешательства: Провести
беседу о необходимости соблюдения гигиены.
Рекомендовать родственникам принести
зубную пасту, расческу, чистое сменное
белье. 
Мотивация: 
Удовлетворение потребности быть чистым. 
6. Выполнять назначения
врача. 
Реализация ухода: 
Зависимое вмешательство: Проведение
базисной терапии. 
Независимые вмешательства : Объяснить
пациенту и/или родителям необходимость
приема лекарственных препаратов. Провести
беседу с пациентом и/или родителями о
возможных побочных эффектах препаратов.
Научить пациента и /или родителей правилам
применения ДАИ и других устройств для
ингаляций, методике проведения пиклоуметрии
и ведению дневника самоконтроля. 
Контролировать устойчивость практических
навыков у пациента/родителей. Сопровождать
на диагностические исследования, объясняя
цель и необходимость проведения. Обеспечить
психологическую поддержку пациенту и
родителям. 
Мотивация: 
Нормализация морфологических изменений
в бронхах и функциональных показателей.
Повышение уровня знаний. 
Эффективность лечения. Раннее выявление
побочных действий лекарственных препаратов. 
7. Обеспечивать динамическое
наблюдение за реакцией пациента на лечение. 
Реализация ухода: 
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии,
жалобах, измерение температуры тела утром
и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и
характера одышки и кашля; контроль физиологических
отправлений. При ухудшении общего состояния
срочно сообщить лечащему или дежурному
врачу. 
Мотивация: 
Контроль эффективности проводимого лечения
и ухода. Раннее выявление и профилактика
осложнений.

5 этап. Оценка 
эффективности ухода

При правильной организации
сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение
педиатра, аллерголога, пульмонолога в
детской поликлинике. Пациент и его родители
должны знать об особенностях организации
режима, диеты, элиминационных мероприятиях,
о необходимости диспансерного наблюдения
и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Помощь при неотложных
состояниях

Доврачебная помощь
при приступе БА:

Сестринское
вмешательство

Обоснование

  1. При возможности — исключить
    контакт с причинно значимым аллергеном.

Для предупреждения прогрессирования
приступа удушья

  1. Придать пациенту удобное положение
    — сидя с упором на руки.

Для облегчения дыхания.

  1. Расстегнуть стесняющую одежду.

Для облегчения дыхания.

  1. Обеспечить доступ свежего
    воздуха.

Уменьшение гипоксии.

  1. Срочно вызвать врача через
    третье лицо.

Для оказания квалифицированной
помощи.

  1. Обеспечить теплым питьем.

Для разжижения мокроты и лучшего
ее отхождения.

  1. Применить ДАИ с бронхолитиком
    (беротек, сальбутамол) или ингаляцию через
    небулайзер

Для снятия спазма гладкой мускулатуры
бронхов.

  1. Приготовить лекарственные
    препараты:
  • бронхолитики: сальбутамол,
    тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин
  • ГКС: преднизолон, гидрокортизон
    и др.

Для оказания квалифицированной
помощи.

  1. Постоянно контролировать состояние
    пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

Для контроля эффективности
оказываемой помощи и своевременного
выявления осложнений.

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей симптомы и лечение народными

Манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой

Правила
пользования ДАИ

Цель: лечебная

Показания: заболевания дыхательной системы,
сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного
средства

Оснащение: дозированный аэрозольный
ингалятор

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к 
процедуре

1

Поприветствовал пациента уважительно
и доброжелательно. Представился пациенту.

Установление контакта с пациентом.

2

Объяснил пациенту ход и суть
предстоящих действий.

Мотивация пациента к сотрудничеству.

3

Получил согласие пациента.

Соблюдение прав пациента.

4

Подготовил оснащение.

Обеспечение быстрого и эффективного
проведения манипуляции.

II. Выполнение 
процедуры

5

Вымыл и осушил руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

6

Сообщил пациенту о лекарственном
препарате и его побочных действиях.

Соблюдение прав пациента.

7

Продемонстрировал пациенту
выполнение процедуры, используя ингаляционный
баллончик без лекарственного средства.

Для лучшего усвоения методики
выполнения манипуляции.

8

Встал (процедуру лучше выполнить
стоя, при невозможности – сидя или лежа).

Более эффективное выполнение
манипуляции.

9

Снял с ингалятора защитный
колпачок; перевернул баллончик вверх
дном и встряхнул его

Лекарственное средство перемешивается
и перемещается к отверстию в баллончике.

10

Сделал максимальный вдох.

Подготовка дыхательных путей
к вдоху.

11

Мундштук вставил себе в рот,
обхватил его губами.

Лекарственное средство должно

распыляться в ротовой полости.

12

Сделал глубокий вдох и одновременно
нажал на дно баллончика.

Распыление лекарственного
средства перемещение лекарственного
средства из ротовой полости по дыхательным
путям

13

Извлек мундштук ингалятора
изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек.

Необходимое время для лучшего
всасывания лекарственного средства.

14

Сделал спокойный выдох через
нос.

Нормализация дыхания.

15

Попросил пациента имитировать
применение ингаляционного баллончика
самостоятельно

Обучение пациента.

III. Завершение 
процедуры

16

При необходимости повторил
п. 7-14.

Обучение пациента.

17

Вымыл и осушил руки.

Обеспечение инфекционной

безопасности

18

Отметил реакцию пациента на
обучение.

Документация оценки и реакции
пациента на обучение.

Заключение:

Работа в медицине подразумевает
собой ответственность за жизни людей.
Нужно не только помочь пациенту, но и,
в первую очередь, не навредить ему. Осуществляя
сестринский процесс, медицинская сестра
должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять
нарушенные потребности и проблемы пациента,
уметь оценить способность к самоуходу.
При бронхиальной астме у пациентов нередко
возникают неотложные состояния, поэтому
медсестра в данной ситуации должна действовать
профессионально, четко и быстро выполнять
сестринские вмешательства, так как от
этого порой зависит не только здоровье,
но и жизнь пациента. В этом и заключается
особенность сестринского процесса при
бронхиальной астмы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Чучалин А.Г. Бронхиальная 
астма. Т.2 – М.: Агар 1997  Руководство
по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В.,
Федосеева Г.Б. –Л.: Медицина 1984

2.Милькаманович В.К. Методическое 
обследование, симптомы и симптомокомплексы
в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое
пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995

3.Сизых Т.П. Комплексные 
методы профилактики и лечения 
астматического состояния у больных бронхиальной
астмой (методические рекомендации) . –Иркутск
1990.

4.Бронхиальная астма (очерки 
по аллергии и бронхиальной 
астме) . Под

ред. Брусиловского Е.С. и Рапопорта
Ж.Ж. – Красноярск 1969.

5.Пыцкий В.И. и др. Аллергические 
заболевания. — М.: Медицина 1991.

6. Белоусов Ю.Б., Моисеев 
В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология 
и

фармакотерапия. — М.: «Универсум
паблишинг» 1997.

7.Неотложные состояния 
в практике врача-терапевта. Под 
ред. Сизых Т.П. Иркутск 1994.

8.Гершвин М.Э. Бронхиальная 
астма. – М.: Медицина 1984.Лечение 
бронхиальной астмы.

9.Ненашева Н.М. Бронхиальная
астма: Карманное руководство для практических
врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2011. – 96 с., ил.

10.Глобальная стратегия 
лечения и профилактики бронхиальной 
астмы Под ред. Чучалина А.Г. – 
М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2012. – 108 с., ил.

Источник

Неотложная помощь

Астматический статус.

— Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.

Частыми причинами возникновения астматическо­го статуса является избыточное потребление снотворных; успокаива­ющих средств; прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.); избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки); воспалительные заболевания.

I стадия: уду­шье нарастает, приступ не купируется ингаляциями спазмолитиков или бронхолитиков, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышает­ся АД. При аускультации — обилие сухих свистящих хрипов.

II стадия: дыхание становится ча­стым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшает­ся вплоть до их исчезновения («немое легкое»). АД снижается, брадикардия.

III ста­дия: больной теряет сознание и впадает в кому (если лечение было неадекват­ным)

1. Контроль витальных функций.

2. Придать больному удобное положение полусидя

3. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ кислорода

4. При сохраненном сознании ингаляция беродуала + 30- 40% увлажнённый кислород

5. Подготовить всё необходимое для в/в введения : 5% раствор глюкозы в/в, 60-150 мг преднизолона в/в, 2,4% раствор эуфиллина 10 мл капельно в 20 мл 0,9 % р-ра натрия хлорида; при отсутствии сознания и угнетении дыхания: в/в 0,18% адреналина 0,3 мл каждые 20 мин до получения бронхолитического эффекта

6. Подготовить мешок Амбу, аппарат ИВЛ.

Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хри­пы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.

Тактика медицинской сестры

ДействияОбоснование
1. Вызвать врача через третье лицо.  Для оказания квалифициро­ванной медицинской помощи
2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удоб­ное положение с упором на руки.Психоэмоциональная раз­грузка, уменьшить гипоксию
3. Контроль АД, ЧДД, пульса.Контроль состояния
4. Дать 30 — 40%-ный увлажненный кислород.Уменьшить гипоксию
5. Дать вдохнуть беротек (сальбутамол): 1-2 вдоха дозированного аэрозоля.Для снятия спазма бронхов
6. До прихода врача следует запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором.Для предупреждения развития резистентности к бронхолитикам и перехода приступа в астматический статус
7. Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны.Для рефлекторного уменьшения бронхоспазма
8. При неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл; преднизолон 60-90 мг.Для купирования приступа средней тяжести и тяжелого приступа
9. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ.Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий
Читайте также:  Методика стрельникова от бронхиальной астмы

При отсутствии эффекта и появлении признаков астматического статуса — см. неотложную помощь. Больной госпитализируется для лечения в палату интенсивной терапии (реанимации). В отделении при необходимости больному проводят искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). При про­ведении ИВЛ медицинская сестра проводит эвакуацию мокроты из дыхатель­ных путей электроотсосом через каждые 30-40 мин и орошает их при этом щелочным раствором.

Источник

  • Вид работы:

    Реферат

  • Предмет:

    Медицина, физкультура, здравоохранение

  • Язык:

    Русский

    ,

    Формат файла:

    MS Word

    12,77 Кб

  • Опубликовано:

    2012-10-21

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Алгоритм действия медицинской сестры при приступе бронхиальной астмы

Казахстанско-Российский Медицинский Университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

На тему:

«Алгоритм действия медицинской сестры при приступе бронхиальной астмы»

Алматы 2012

План

1.Введение

.Основные проявления бронхиальной астмы

.Классификация бронхиальной астмы

.Первая помощь при приступе бронхиальная астма

.Заключение

.Ведение

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов <#»justify»>§Этапы развития бронхиальной астмы:

§1) Биологические дефекты у практически здоровых людей.

§2) Состояние предастмы.

§3) Клинически выраженная бронхиальная астма.. Формы бронхиальной астмы:

§1) Иммунологическая.

§2) Неиммунологическая… Клинико-патогенетические варианты бронхиальной астмы:

§1) Атонический, с указанием аллергена.

§3) Аутоиммунный.

§4) Дисгормональный — с указанием эндокринного органа, функция которого изменена, и характера дисгормональных изменений.

§5) Нервнопсихический.

§6) Адренергический дисбаланс.

§7) Первично измененная ,. реактивность бронхов. Тяжесть течения:

§1) Легкое течение.

§2) Течение средней тяжести.

§3) Тяжелое течение.. Фазы течения:

§1) Обострение.

§2) Затухающее обострение.

§3)Ремиссия.

В зависимости от причин, вызывающих приступы, выделяют:

§экзогенную бронхиальную астму — приступы вызываются при воздействии на дыхательные пути <#»justify»>3. Первая помощь при приступе бронхиальная астма

§Во-первых, надо обеспечить приток свежего (но не очень холодного) воздуха, освободить больного от стесняющей одежды и помочь ему найти удобное положение, которое несколько облегчит дыхание. Как показывает практика, лучше всего сесть верхом на стул, наклониться вперед на его спинку и перенести часть веса тела на руки.

§При первых симптомах развивающегося приступа эффективны горячие ручные и ножные ванны: опустить на 10-15 минут руки и ноги в таз с горячей (40-42°С) водой. Чтобы избежать напряжения мышц во время процедуры, руки следует согнуть в локтевых, а ноги — в коленных суставах.

§В большинстве случаев предотвратить приступ помогает луковый компресс: несколько головок лука натереть на терке, полученную массу нанести между лопатками, накрыть бумагой, а сверху тканью или шерстяным платком. Держать компресс в течение 2-3 часов.

§Для восстановления нормального дыхания можно использовать и методы точечного массажа: сильно сжать концевые фаланги больших пальцев рук больного по сторонам корня ногтя, а также сильно массировать область точки хэ-гу (находится на вершине бугра, образующегося на наружной поверхности кисти, если большой палец плотно прижать к ладони).

§Уменьшает удушье и такой прием: уложить больного на спину и ладонями обеих рук 10 раз надавить ему на грудь в момент выдоха.

§В случаях легкого приступа можно использовать один из следующих таблетированных противоастматических препаратов: 1/2 таблетки эуфиллина, 1/2 таблетки эфедрина, 1/2-1 таблетку теофедрина (противопоказано при непереносимости ацетилсалициловой кислоты), 1-2 таблетки изадрина (держать под языком до полного рассасывания).

§Широко применяются также различные аэрозоли: беротек (фенотерол), сальбутамон (вентолин), алупент (астмопент) и др. При одном нажатии кнопки дозирующего распылителя из баллончика в дыхательные пути больного вбрасывается под давлением разовая доза лекарства, снимающего спазм бронхов, и дыхание улучшается. Однако следует помнить, что эти препараты рекомендуется использовать только в начале приступа и не более 4 раз в течение суток. Частые ингаляции вызывают побочное действие из-за передозировки и токсичного влияния на сердце больших концентраций инертного газа, закачанного в баллончик для создания необходимого давления (хотя в обычных условиях он безвреден).

Оксигенотерапия

Оксигенотерапия (лат. Oxygenium кислород + греч. therapeia — лечение; син. кислородная терапия) — применение кислорода с лечебно-профилактическими целями.

Под влиянием кислородных ингаляций повышается напряжение кислорода в альвеолярном воздухе и в плазме крови, возрастает концентрация оксигемоглобина в артериальной крови, снижается метаболический ацидоз, уменьшается уровень катехоламинов в крови, что сопровождается нормализацией артериального давления и ритма сердечного сокращения. Местное применение кислорода (подкожное, внутрисуставное, внутрибрюшинное введение, кислородные ванны и др.) улучшает репаративные процессы, способствует нормализации трофики тканей.
В зависимости от пути введения кислорода способы оксигенотерапии разделяют на два основных вида: ингаляционные (легочные) и неингаляционные. Ингаляционная кислородотерапия включает все способы введения кислорода в легкие через дыхательные пути. Наиболее распространенный метод оксигенотерапии — ингаляция кислорода и кислородных смесей. Ингаляция осуществляется с помощью различной кислородно-дыхательной аппаратуры через носовые и ротовые маски, носовые катетеры, интубационные и трахеотомические трубки.

Показание к проведению оксигенотерапии — гипоксемия, характеризующаяся снижением сатурации артериального оксигемоглобина ниже 90%, что сопровождается снижением pа О2 ниже 60 мм рт.ст.

Цель оксигенотерапии — повышение pаО2. Наиболее простой способ оксигенотерапии при условии проходимости верхних дыхательных путей — повышение FiO2 с 20,9% в норме (содержание кислорода в воздухе при нормальном атмосферном давлении) до 40-100% с помощью доставки кислорода через интраназальные канюли или катетеры, лицевые маски или интубации трахеи и проведения ИВЛ.

Интраназальные канюли или катетеры устанавливают в оба носовых хода на глубину не менее 1 см и фиксируют лейкопластырем Эффективность повышения FiO2 при использовании интраназальной подачи кислорода зависит от силы потока кислорода, силы вдоха и длительности выдоха пациента, частоты его дыхания При таком способе оксигенотерапии FiO2 повышается на 3-4% на каждый литр вдыхаемого кислорода в минуту. Однако сила потока более 8 л/мин не комфортна для больного и приводит к повреждению слизистой оболочки носоглотки.

Лицевые маски, применяемые для подачи кислорода, могут быть простыми (без клапана выдоха и резервуара) или более сложными, предусматривающими наличие резервуара, обеспечивающего частичный возврат вдыхаемой газовой смеси, что приводит к большему повышению FiO2 Использование простой маски даёт прирост FiO2 на 3,5-5% на каждый литр кислорода в минуту при скорости потока 6-10 л/мин Наличие резервуара позволяет ещё больше поднять эффективность оксигенотерапии, но чревато появлением гипероксии с её возможными токсическими проявлениями в виде образования свободных радикалов, повреждающих альвеолярный эпителий и эндотелий лёгочных капилляров. Эти повреждения становятся существенными уже через несколько часов дыхания 100% кислородом.

ИВЛ показана при неадекватной спонтанной вентиляции лёгких, т.е. при присоединении к респираторной недостаточности вентиляционной; при этом методы оксигенотерапии, основанные только на повышении FiO2, становятся недостаточными. Наиболее эффективный метод среди неаппаратных методов экспираторной ИВЛ, который может быть применён в течение первых минут на месте происшествия — метод вентиляции лёгких «рот в рот» (возможны варианты «рот в нос», «рот-маска», «рот-воздуховод», «рот в рот и нос» и др.) Метод «рот в рот» Врач располагается справа от больного, проводит правую руку под шею больного, а левую кладёт на лоб и разгибает шею. При плотно стиснутых челюстях больного указательными пальцами охватывают углы нижней челюсти и, упираясь большими пальцами в верхнюю челюсть, выдвигают вперед нижнюю челюсть Врач делает глубокий вдох и плотно прикладывает рот ко рту больного. Нос больного при этом зажимают пальцами левой руки или, если обе руки заняты, закрывают, прижимая ноздри к щеке оказывающего помощь После этого начинают вдувать воздух в рот больного. Когда грудная клетка у него достаточно расширится, вдувание прекращают.

Читайте также:  Бронхиальная астма и цветение

Далее происходит пассивный выдох за счёт эластических сил грудной клетки. Во время выдоха больного оказывающий помощь отворачивает свою голову в сторону и делает вдох. Производят 18-20 таких вдуваний в минуту. Признаком правильности проведения дыхания служит экскурсия грудной клетки больного при дыхании — Метод «рот в нос». Этот метод применяют при невозможности расширения челюстей больного или при недостаточном расширении грудной клетки при дыхании «рот в рот» Голову больного запрокидывают назад и удерживают в таком положении левой рукой. Правой рукой приподнимают нижнюю челюсть и закрывают рот пострадавшему. Врач делает глубокий вдох, губами плотно охватывает нос больного и вдувает в него воздух. Частота дыханий, оценка эффективности ИВЛ при данном способе не отличаются от таковых при дыхании «рот в рот» Искусственное дыхание с помощью воздуховодов. В качестве воздуховодов можно использовать обычную трубку из плотной резины или специальные воздуховоды В первом случае один конец резиновой трубки вводят в носовой ход, а другую половину носа закрывают пальцем руки. Свободный конец резиновой трубки берут в рот и через него проводят периодическое вдувание воздуха Воздуховод представляет собой плотную резиновую S-образную трубку с круглым щитком посередине. Он может быть различных модификаций. Воздуховод вводят больному сначала между зубами выпуклой стороной вниз, а затем поворачивают этой стороной вверх и продвигают по языку до его корня. Затем воздуховод охватывают пальцами обеих рук таким образом, чтобы первыми пальцами можно было зажать нос больного, а вторыми-третьими — придавить щиток воздуховода ко рту. Остальными пальцами обеих рук подтягивают подбородок больного вперед.

Воздух вдувают через мундштук воздуховода. Проводящему искусственное дыхание по данной методике удобнее всего находиться у изголовья больного Искусственное дыхание с помощью ручных аппаратов. Различают два типа ручных дыхательных аппаратов: саморасправляющиеся мешки и гофрированные мехи. Наиболее распространены дыхательные аппараты РДА-1, РПА-1, РПА-2, дыхательный мешок Амбу. Они позволяют проводить вентиляцию лёгких атмосферным воздухом, воздушно-кислородной смесью или чистым кислородом При проведении процедуры на нос и рот больного плотно накладывают маску. Вдох происходит во время сжимания мешка или меха руками. При этом в лёгкие может поступить от 400 до 1500 мл воздуха. Выдох происходит в атмосферу пассивно через клапан мешка или мимо приподнятой маски. Во время выдоха мешок самостоятельно заполняется атмосферным воздухом или кислородно-воздушной смесью, а мех — при растягивании его руками Следует обращать внимание на ритм дыхания. Вдох должен быть вдвое короче выдоха, чтобы не уменьшить венозный возврат и не вызвать коллапс. Эффективность аппаратного дыхания оценивается по экскурсии грудной клетки.

Аппаратная ИВЛ без интубации трахеи или неинвазивная ИВЛ предусматривает оказание вентиляционной помощи при острой дыхательной недостаточности с помощью специально сконструированной лицевой или носовой маски, обеспечивающей постоянное положительное давление в воздухопроводящих путях или с помощью специальных аппаратов, основанных на принципе двухуровневого (во время вдоха и выдоха) поддержания избирательного положительного давления в дыхательных путях пациента. Такой способ ИВЛ особенно показан при апноэ во сне, острой респираторной гипоксемической недостаточности средней тяжести и при ХОБЛ, сопровождающихся гиперкапнией, нередко успешно конкурируя с принудительной ИВЛ, требующей интубации трахеи Преимущества неинвазивной вентиляции по методу BIPAP (bilevel positive airway pressure) — отсутствие осложнений, обусловленных гастроэктазией, аспирацией, регургитацией и длительным пребыванием интубационной трубки в трахее Недостатки: возможность раздражения кожи вокруг рта и носа (необходим тщательный уход), обязательное сознательное соучастие больного в процессе адаптации к аппарату, не говоря уже о достаточно высокой стоимости респиратора.

Интубация трахеи — основное реанимационное мероприятие, обеспечивающее проходимость дыхательных путей, доставку кислородо-воздушной смеси и вентиляцию лёгких Показания к интубации трахеи Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей Обеспечение раО2 выше 60 мм рт.ст. при FiO2 >50% Неадекватная спонтанная вентиляция (частота дыханий >30 или <8)

Респираторный ацидоз (рaСО2 >60мм рт.ст.) Предупреждение аспирации Коматозное состояние с отсутствием глотательного рефлекса Техника интубации трахеи, её варианты (оротрахеальный или назотрахеальный), технические особенности интубации, обусловленные анатомическими особенностями пострадавшего требуют специальной подготовки Интубация трахеи может быть выполнена либо на фоне спонтанного дыхания, либо под местной анестезией слизистых оболочек, либо под общей анестезией. Чаще всего интубацию проводят под наркозом, после введения миорелаксантов, т.к. при этом создаются оптимальные условия для её проведения. Интубацию трахеи выполняют под контролем зрения или вслепую после насыщения лёгких кислородом Для интубации под контролем зрения используют ларингоскоп, чаще с изогнутым клинком. Ручку ларингоскопа берут в левую руку и клинок ларингоскопа продвигают вперёд так, чтобы его конец достигал надгортанника. Клинком ларингоскопа смещают надгортанник и открывают вход в гортань. Эндотрахеальную трубку проводят через ротовую полость и голосовую щель в трахею (оротрахеальная интубация). При назотрахеальной интубации клинок ларингоскопа проводят так же. Через нижний носовой ход проводят эндотрахеальную трубку в полость рта, фиксируют там с помощью щипцов Мэгилла и продвигают её в трахею Оротрахеальную интубацию вслепую (интубационную трубку вводят в гортань и далее в трахею вдоль I и II пальцев анестезиолога, введённых предварительно в полость рта) используют относительно редко.

Назотрахеальную интубацию вслепую проводят на фоне спонтанного дыхания, что позволяет контролировать положение интубационной трубки акустически — по определению шума дыхания у её проксимального конца. Чаще всего её применяют, если прямая ларингоскопия из-за короткой или толстой шеи или анкилоза нижнечелюстного сустава представляет определённые трудности.

.Заключение

бронхиальный астма дыхательный кислород

Процесс изучения астмы как одной из важнейших проблем медицинской науки, убедительно демонстрирует успехи многих отраслей знаний от фундаментальных (медицинская генетика), до прикладных (организация здравоохранения). В тоже время проводимые исследования постоянно требуют пересмотра ряда концепций, создания новых международных консенсусов по проблеме астмы, разработки новых методов лечения и нов?