Актуальность темы анемии у детей
Железодефицитная
анемия является очень важной проблемой
педиатрии и имеет не только медицинский,
но и социальный характер. Это обусловлено
широкой распространённостью анемии
среди детей, а также значительностью
отрицательных последствий для их
здоровья.
Последствия
железодефицита крайне неприятны, так
как любой недостаток железа в организме
нарушает снабжение клеток кислородом,
развивается железодефицитная анемия,
снижается иммунитет и, как следствие
этого, увеличивается риск инфекционных
заболеваний. У детей происходит задержка
роста и умственного развития, повышается
утомляемость и снижается успеваемость,
дети постарше жалуются на постоянную
усталость, происходят нежелательные
изменения в тканях и органах. Особой
ранимостью при железодефиците подвержены
эпителиальные ткани: кожа, слизистая
полости рта, желудочно-кишечного тракта
и дыхательных путей. Одной из причин
различных экзем, дерматитов и других
заболеваний кожи может служить именно
железодефицит. Нарушение слизистой ЖКТ
сопровождается нарушением процесса
всасывания питательных веществ, в том
числе витаминов и микроэлементов, таким
образом замыкается порочный круг.
Вовлечение в патологический процесс
центральной нервной системы при
железодефиците подтверждается отставанием
психомоторного развития детей, обеднением
их эмоциональной сферы с преобладанием
плохого настроения, вялости,
раздражительности, плаксивости. У
школьников значительно снижается
способность к концентрации внимания,
они быстро утомляются, у них снижается
индекс интеллектуальности. Как видно
из выше сказанного, железо невероятно
важно для растущего организма. По данным
педиатров, в нашей стране от ЖДА страдает
более 60% дошкольников и треть школьников.
К сожалению, эта проблема имеет тенденцию
роста.
Основной причиной
дефицита железа у детей всех возрастных
групп остаётся несбалансированное
питание.
«Влияние
питания является определяющим в
обеспечении оптимального роста и
развития человеческого организма, его
трудоспособности, адаптации к воздействию
различных агентов окружающей среды, и
в конечном итоге можно считать, что
фактор питания оказывает определяющее
влияние на длительность жизни и активную
деятельность человека» (А. А. Покровский).
Здоровье человека более, чем на 90%
определяется его пищевым статусом.
Любое отклонение от так называемой
формулы сбалансированного питания
приводит к определённому нарушению
функций организма, особенно если эти
нарушения достаточно выражены и
продолжительны по времени. У 60-75% в
рационе в избытке присутствуют мучные
блюда и молоко, содержание железа в
которых невелико. Нерегулярное
употребление мясных продуктов и
вегетарианство (иногда вынужденное, к
сожалению — из-за материального положения
семьи) неизбежно приводит к недостатку
железа в организме ребёнка.
Что касается
младенцев, то в организме плода в период
внутриутробного развития содержание
железа невелико: потребность в нём
удовлетворяется за счёт материнской
крови. Незадолго до рождения содержание
железа резко увеличивается, и ребёнок
появляется на свет с определённым
запасом этого необходимого микроэлемента,
которого хватает в среднем на полгода.
Потом он истощается, и это обстоятельство
является как бы сигналом растущему
организму: пора переходить на дополнительное
питание. Так дело обстоит у здоровых
детей, родившихся в срок при нормально
протекающей беременности и находящихся
на грудном вскармливании. Среди
недоношенных детей, дети от многоплодной
беременности или беременности протекающей
с осложнениями, ЖДА диагностируется на
первом году жизни у 59-100% детей.
У детей,
находящихся на искусственном или
смешанном вскармливании, ЖДА диагностируется
в два раза чаще, чем у детей находящихся
на грудном вскармливании. Высок процент
анемии у быстрорастущих детей, темпы
роста которых опережают общепринятые
стандарты (72%).
Несмотря на то,
что ЖДА является одним из наиболее
изученных заболеваний, но до сих пор
остаётся неуправляемой патологией. При
сложившейся ситуации по заболеваемости
анемией, необходима разработка и
реализация программ по профилактике и
лечению ЖДА, что, в свою очередь, снизит
в дальнейшем процент попадания детей
в группу лиц с определёнными образовательными
потребностями. Одним из условий её
подготовки является сбор информации о
распространённости анемии и тяжести
болезни.
В свете
вышеизложенного, целью нашего исследования
явилось изучение распространённости
ЖДА среди детей, проживающих в городе
Петропавловск и её влияние на их
дальнейшее психофизическое развитие.
Исследование было основано на
статистической выборке.
Актуальность
Железодефицитные
анемии (ЖДА) — широко распространенные
заболевания, при которых снижается
содержание железа в сыворотке крови,
костном мозге и других депо. В результате
этого нарушается образование гемоглобина,
а в дальнейшем и эритроцитов, возникают
гипохромная анемия и трофические
расстройства в тканях.
По
данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), железодефицитные
анемии встречаются у 1,7 млрд. населения
земного шара, а людей со скрытым дефицитом
железа, когда уровень гемоглобина
остается еще нормальным, а запасы железа
снижены — в 2 раза больше.
Группами
риска развития анемии являются женщины
детородного возраста, беременные и
кормящие грудью, дети в период быстрого
роста, доноры. Даже в развитых странах
Европы от 7 до 14 % женщин репродуктивного
возраста страдают железодефицитным
малокровием, В странах с более низким
уровнем жизни частота анемии достигает
50-60 %. В России до 30 % населения имеет
признаки железодефицитной анемии.
Таким
образом, дефицит железа — это одно из
наиболее распространенных патологических
состояний, которое встречается у 25-30 %
населения планеты, в связи с чем проблема
профилактики и лечения этого состояния
имеет большое социальное значение и
выходит за рамки одной только медицинской
компетенции.
Цель работы:
Изучить
деятельность фельдшера по организации
профилактической работы, направленной
на снижение анемии у детей младшего
возраста.
Задачи работы:
На теоретическом
материале изучить причины, клинические
проявления, лечение, дифференциальную
диагностику железодефицитной анемии,
как наиболее часто встречающуюся у
детей.Выделить ведущие
направления деятельности фельдшера
по профилактике анемии.На практическом
материале проанализировать истории
развития детей до 3-х лет (анализ Ф.112,
анализ работы отделения гематологии
«ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой» и детской
поликлинике №6 г. Рязани) выявить
факторы, направляющие на развитие
железодефицитной анемии у детей.Сделать выводы и
наметить пути работы фельдшера по
профилактике железодефицитной анемии
у детей.Разработать
практические рекомендации по улучшению
профилактической работы фельдшера.
Гипотеза:
Нерациональное
питание ребенка, перенесенные заболевания,
недоношенные и маловесные, все это ведет
к развитию железодефицитной анемии у
детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Актуальность
темы:Анемии широко распространены
у детей во всем мире. В России анемия
встречается в среднем у 40% детей до 3
лет, у 1/3 – в пубертатном возрасте,
значительно реже – в другие возрастные
периоды, что обусловлено интенсивным
ростом ребенка первых лет жизни и
подростка, сопровождающейся пропорциональным
увеличением количества форменных
элементов и объема крови, высокой
активностью эритропоэза. В раннем
возрасте нарушения вскармливания,
инфекционные воздействия, ряд применяемых
лекарственных средств, угнетающих
функцию костного мозга, легко приводит
к анемизации детей, особенно со второго
полугодия жизни, когда истощены
неонатальные запасы железа.
Цель
занятия: Выработать практические
навыки общения студентов со здоровым
и больным ребенком его родителями,
целенаправленного сбора анамнеза,
исследования органов кроветворения у
детей, выявления основных клинических
признаков анемии; чтения результатов
лабораторных данных, особенностей
гематологических показателей при
различных формах анемий у детей; оценить
показатели периферической крови у
здоровых детей в разные возрастные
периоды; отработать оптимальные принципы
лечения дефицитных анемий у детей и
методы профилактики.
Общее
время занятия:5 академических
часов.
Оснащение:
Таблицы: Классификация анемических
состояний детского возраста; Схема
кроветворения; Первый и второй перекресты
лимфоцитов и нейтрофилов
Приложения:
Карта курации; Ориентировочная схема
лабораторного обследования при анемии
у ребенка; Анализы периферической крови
детей различных возрастных групп в
норме и при анемиях
Место
проведения:Областная ДКБ,
Детское отделение б-цы им. Семашко
Домашнее
задание: Кровь и кроветворение
у детей. Кроветворение и формула
периферической крови у детей в различные
возрастные периоды. Наиболее часто
встречающиеся изменения периферической
крови у детей при анемии, геморрагическом
диатезе, лейкозе, инфекционном
мононуклеозе, лейкемоидных реакциях,
аллергических состояниях, коклюше,
скарлатине, менингококковой инфекции.
Методика
исследования селезенки (пальпация,
перкуссия).
Анемии.
Классификация. Этиология, патогенез.
Клинико-гематологическая х-ка анемий.
Дефицитные анемии. Краткие сведения об
обмене железа и микроэлементов в
организме. Основные причины дефицитных
состояний в раннем детском возрасте.
Особенности клинико-гематологических
проявлений ранней и поздней анемии у
детей. Принципы лечения и профилактики
анемий у детей. Дифференциальный диагноз
с гемолитическими анемиями. Анемия
Минковского-Щоффара. Гемоглобинопатии.
Географическая распространенность.
Диагностика. Лечение.
План
самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная
работа студентов с больными проводится
группами по 2-3 человека. Для курации
подбираются больные с дефицитными
анемиями. Студентам выдается методическая
разработка с картой курации, в которой
указывается последовательность осмотра
больного и задачи курации по теме.
Список
литературы:
Л.А.
Исаева (ред.): «Детские болезни» , 2оо2
Дополнительная
литература:
А.В.
Мазурин, И.М. Воронцов «Пропедевтика
детских болезней», М., 2ооо
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1: КАРТА КУРАЦИИ ребенка с
анемией
ЖАЛОБЫ: раздражительность, повышенная
утомляемость, извращение и снижение
аппетита, расстройство стула, рвота,
повышение температуры тела.
АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Анемия в семейном
анамнезе; частые повторные беременности;
конфликт по резус-фактору или ABО-системе.
Течение беременности: анемии у матери,
другие заболевания, токсикозы, кровотечения
во время беременности, многоплодная
беременность, преждевременные роды.
Дефекты вскармливания: ранний перевод
на смешанное или искусственное
вскармливание; позднее введение соков,
овощей; длительная лактация у матери;
одностороннее белковое или углеводное
вскармливание; преобладание растительной
пищи при недостатке белка.
Перенесенные заболевания, способствующие
снижению абсорбции алиментарного железа
или повышенному расходу железа: рахит,
аномалии конституции, дистрофии, острые
желудочно-кишечные заболевания,
пневмонии, глистные инвазии.
Уход за ребенком.
ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
Оценить физическое развитие ребенка,
динамику веса, психомоторное развитие.
Состояние кожных покровов: бледность,
восковидный оттенок, цианоз носогубного
треугольника, желтушная окраска,
пигментация, сухость кони, кровоточивость,
кровоизлияния, пастозность лица и век.
Состояние слизистых: бледность, цианоз,
кровоточивость, некроз, сухость.
Состояние костной системы: готическое
небо, аномалии прикуса и другие стигмы
дисэмбриогенеза.
Лимфатические узлы: увеличение в
размерах, в числе.
Органы дыхания и кровообращения: число
дыхания и частота пульса, расширение
границ сердца, звучность тонов,
систолический шум и др. изменения.
Органы пищеварения: сглаженность
сосочкою языка, яркость языка, расстройство
стула, увеличение печени, селезенки,
другие изменения.
Другие органы: …
Оценка общего и биохимического анализа
крови: Hв, кол-во эритроцитов, цветной
показатель, анизоцитоз, пойкилоцитоз,
гипохромия эритроцитов, полихромия
эритроцитов, микроцитоз, мегалоцитоз,
ретикулоциты (до 1%, выше 1%, отсутствие
ретикулоцитов), нормобласты и эритробласты
в периферической крови, осмотическая
стойкость эритроцитов, содержание
сывороточного железа в крови, содержание
белка в сыворотке крови (гипопротеинемия,
диспротеинемия), содержание билирубина
в крови (повышение), повышение СОЭ,
лейкопения, тромбоцитопения, индекс
гематокрита, реакция Кумбса и др.
Какие лабораторные данные вам нужны
для подтверждения диагноза?
Используя сведения, выявленные Вами
при обследовании ребенка, необходимо:
1) сформулировать диагноз с указанием
формы анемии с учетом этиологии,
преобладающего дефицита, тяжести
заболевания
2) назвать наиболее сильные доводы в
пользу каждой формулировки
3) провести дифференциальный диагноз
4) составить план диетического и
медикаментозного лечения анемии
Приложение
2:
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
СХЕМА ЛАБОРАТОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ
АНЕМИИ
*При
анемии легкой степени: концентрация
Нв, СОЭ, кол-во лейкоцитов, тромбоцитов
(если возможно ретикулоцитов).
*Если
концентрация Нв менее 100 г/л также
необходимы: определение лейкоцитарной
формулы и морфологии клеток крови СОЭ
и, если это технически возможно,
распределение эритроцитов по диаметру.
Первый признак дефицита железа —
появление в периферической крови
эритроцитов малого размера. СОЭ может
оставаться нормальной.
*Наличие
микроцитоза обычно означает дефицит
железа. Если СОЭ не изменена или увеличена,
необходима прямая проба Кумбса. печеночные
и почечные функциональные пробы,
исследование мочи и кала для выявления
крови.
*Если
при анемии содержание других клеток
крови нормально, прямая проба Кумбса
отрицательна и отсутствуют признаки
кровотечения, необходимости в неотложных
мероприятиях нет.
*Если
проба Кумбса положительна, у больного
имеется аутоиммунная гемолитическая
анемия. Следует начинать лечение в
стационаре преднизолоном; по неотложным
показаниям — переливание эритроцитарной
массы.
*Если
при гемолитической анемии проба Кумбса
отрицательна, следует обратить внимание
на наличие сфероцитов в мазке крови,
группу крови матери и новорожденного,
семейный анамнез, этническое происхождение,
наличие инфекционных заболеваний,
принимаемые лекарственные средства и
результаты теста осмотической
резистентности эритроцитов для д-ки
наследственного сфероцитоза.
*Дополнительную
информацию о наличии гемолиза можно
получить при определении концентрации
билирубина и гаптоглобина в сыворотке
крови. Значительное увеличение
концентрации гемоглобина в плазме крови
и наличие фрагментов эритроцитов в
мазке крови х-ны для внутрисосудистого
гемолиза. При сочетании анемии с
тромбоцитопенией необходимо выяснить,
нет ли признаков поражения ЖКТ, и
определить концентрацию креатинина в
сыворотке крови (возможен
гемолитико-уремический синдром).
*Анемия
при нормальной или увеличенной СОЭ,
сопровождающаяся уменьшением кол-ва
ретикулоцитов, может быть обусловлена
гипоплазией костного мозга. При
апластическом кризе, при сфероцитозе
или детской эритробластопении, содержание
остальных клеток крови не изменено.
Также необходимо помнить о редких
врожденных синдромах — анемии
Дайемонда-Блэкфена (у новорожденных) и
анемии Фанкони (у детей старшего
возраста). В таких случаях следует
провести исследование пунктата костного
мозга. При наличии отклонений состороны других клеток крови
(гранулоцитопения, тром6оцитопения)
необходима немедленная госпитализация
в гематологический стационар — д-ка
лейкоза и острых гемолитических анемий
*При
микроцитарных анемиях (не корригируемых
препаратами железа) необходимо изучить
семейный анамнез, выяснить этническое
происхождение, определить концентрацию
гемоглобина у родителей, провести
электрофорез гемоглобина и исследование
на фетальный гемоглобин для уточнения
диагноза малой талассемии и гемоглобинопатии
(гемоглобин S,C,E).
Соседние файлы в папке УМК 5 курс
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Автор: Julia66smoll • Ноябрь 19, 2018 • Курсовая работа • 4,364 Слов (18 Страниц) • 1,442 Просмотры
Страница 1 из 18
Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Этиология и классификация анемий 5
1.2. Диагностика и лечение анемии 8
ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 11
2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией 11
2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% — в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Объект исследования: анемия.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Задачи исследования:
1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;
2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;
3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;
4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.
Методы исследования:
- Анализ литературных данных;
- Информационно-поисковый;
- Вербально-коммуникативный;
- Аналитический.
Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.
Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.
Во обозначены актуальность, цель и работы.
В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.
В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ
1.1. Этиология и классификация анемий
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].
…
Доступно только на Essays.club
Источник