Актуальность проблемы острый бронхит
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра факультетской педиатрии
Бронхит
Учебное пособие для студентов IV-V курсов педиатрического факультета
Оренбург
2013г.
Содержание
Определение понятия «Бронхит»
Классификация бронхитов
Этиология бронхитов у детей
Патогенез острого бронхита
Клиническая картина бронхита
Дифференциальный диагноз острого бронхита
Лечение острого бронхита
Лечение обструктивного бронхита
Диспансерное наблюдение при бронхитах у детей
Список литературы
Актуальность проблемы.
Бронхит является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний респираторного тракта у детей. Заболеваемость бронхитом колеблется в зависимости от эпидситуации по ОРВИ в пределах 75-259 на 1000 детей в год, она выше среди детей в возрасте до 3 лет. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста предрасполагают к наиболее частой встречаемости у них обструктивных и рецидивирующих форм бронхитов. У части детей может происходить трансформация рецидивирующего бронхита в бронхиальную астму. Поэтому своевременная профилактика, а в случае заболевания – диагностика и лечение бронхита способствуют предупреждению угрожающих жизни состояний или хронической патологии.
Учебная цель. Научиться диагностировать бронхиты у детей с учетом анамнестических, клинических и параклинических данных, определять клиническую форму бронхита, проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями респираторного тракта, выбирать необходимый объем лечебных мероприятий, оказывать неотложную помощь в критических ситуациях.
Студент должен знать:
· Определение бронхита,
· Эпидемиологию бронхитов,
· Этиологию и патогенез бронхитов,
· Клинику бронхитов,
· Диагностику и дифференциальную диагностику бронхитов,
· Лечение и профилактику бронхитов.
Определение понятия «Бронхит»
Бронхит — воспалительное заболевание бронхов различной этиологии (инфекционной, аллергической, физико-химической и т. д.). Критерии диагностики: кашель, сухие и разнокалиберные влажные хрипы; рентгенологически – отсутствие инфильтративных и очаговых изменений в легочной ткани (может наблюдаться двусторонние усиление легочного рисунка и корней легких).
Классификация бронхитов
В настоящее время принято выделять в зависимости от течения три формы бронхита: острый, рецидивирующий и хронический; в зависимости от клинических проявлений – простой, обструктивный бронхиты и бронхиолит:
Течение
1.Острое
2.Рецидивирующее
3.Хроническое
Клинические формы
1.Простой бронхит
2.Обструктивный бронхит
3.Бронхиолит
Острый бронхит – острое самокупирующееся воспаление слизистой оболочки трахеобронхиального дерева, обычно завершающееся полным излечением и восстановлением функций.
Чаще всего острый бронхит является одним из проявлений острого респираторного заболевания различной этиологии – вирусной, бактериальной, грибковой, паразитарной, смешанной. Существует также острый бронхит химической, аллергической и другой неинфекционной природы, так называемый ирритативный бронхит.
Острым простым бронхитом или просто острым бронхитом принято обозначать острый бронхит, если он не сопровождается клинически выраженными признаками обструкции. Согласно В.К. Таточенко, регистрируемая заболеваемость острым простым бронхитом у детей около 100 заболеваний на 1000 детей в год (у детей от 1 до 3 лет этот показатель 200, а у детей первого года жизни – 75).
Острый обструктивный бронхит, в отличие от простого, характеризуется тем, что воспаление слизистой оболочки бронхов сопровождается сужением и/или закупоркой дыхательных путей. Нарушение проходимости дыхательных путей происходит за счет отека и гиперплазии слизистой оболочки, гиперсекреции слизи или развития бронхоспазма. Возможен сочетанный характер бронхообструкции. Обструктивный бронхит несколько чаще регистрируется у детей раннего возраста, т. е. у детей до 3 лет. Причем в этом возрасте обструктивный синдром преимущественно обусловлен гиперсекрецией вязкой и густой слизи и гиперплазией слизистой оболочки. Бронхоспазм более характерен для детей старше 4 лет.
Бронхиолит является одной из клинических форм острого воспаления слизистой оболочки бронхов. Он, по сути, представляет собой клинический вариант острого обструктивного бронхита, но в отличие от последнего характеризуется воспалением слизистых оболочек мелких бронхов и бронхиол. Этим определяются клинические особенности заболевания, его тяжесть и прогноз. Бронхиолит встречается преимущественно у детей первых двух лет жизни, наиболее часто болеют дети 5-6 месячного возраста. Согласно данным американских педиатров, заболеваемость детей первых двух лет жизни составляет 3-4 случая в год на 100 детей.
Рецидивирующий бронхит – такая форма заболевания, когда в течение года отмечается не менее трех эпизодов острого бронхита. Как правило, подобная склонность к развитию повторного воспаления слизистой бронхов не случайна и в основе ее лежит множество причин:
§ снижение мукоцилиарного клиренса вследствие поражения мерцательного эпителия, повышенной вязкости слизи;
§ изменение диаметра бронхов;
§ увеличение резистентности респираторных путей;
§ нарушение местной или общей противоинфекционной защиты, в частности селективный дефицит Ig А;
§ склонность ребенка к аллергическим заболеваниям;
§ загрязнение окружающей среды (выброс в атмосферу промышленных отходов, курение, как пассивное, так и активное, дровяные и газовые печи).
У детей рецидивирующий бронхит встречается в любом возрастном периоде детства, но наиболее часто регистрируется после 3 лет. Рецидивирующий бронхит клинически протекает в виде простого или обструктивного бронхитов, реже в виде эпизодов повторного бронхиолита. Эпизоды бронхита характеризуются длительностью клинических проявлений (2-3 недели и дольше). В настоящее время ряд авторов (Ю.Л. Мизерницкий, А.Д. Царегородцев, 2003) считают, что под диагнозом «рецидивирующий обструктивный бронхит» как правило, скрывается недиагносцированная бронхиальная астма.
Хронический бронхит у детей обычно является симптомом хронических болезней легких. Как самостоятельное заболевание хронический бронхит – патологическое состояние, характеризующееся необратимыми повреждениями слизистой оболочки бронхов со склеротическими изменениями, проявляющееся стойкими физикальными и рентгенологическими изменениями. Причиной в большинстве случаев является длительное раздражение слизистой оболочки бронхов различными поллютантами – взвешенными в атмосферном воздухе частичками вредных веществ (химических, биологических и др.) При дыхании загрязненным воздухом нарушается мукоцилиарный клиренс, снижается местный иммунитет, дестабилизируются клеточные мембраны, что и приводит к хронизации воспалительного процесса в легких. Критерии диагностики хронического бронхита – кашель с мокротой и постоянные хрипы в течение 3 месяцев и более при 3 и более обострениях в год 2 года подряд при исключении другой патологии.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 4647 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
бронхит сестринский пожилой
Актуальность темы: В настоящее время острый бронхит является одной из наиболее частых причин обращения пациентов за медицинской помощью на амбулаторном этапе. Заболеваемость острым бронхитом колеблется в очень широких пределах — от 20 до 40% в зависимости от времени года (пик приходится на конец декабря и начало марта) и эпидемиологической ситуации в обследуемой популяции (среди школьников, военнослужащих, обитателей домов престарелых и др.).
Эпидемиологические исследования, проведенные в конце прошлого века в США, выявили, что около 5% жителей этой страны в возрасте старше 18 лет хотя бы один раз в течение календарного года перенесли острый бронхит. Статистика свидетельствует, что острый бронхит чаще всего встречается у мужчин в возрасте до 40 лет. Однако истинные масштабы распространенности острого бронхита у взрослых оценить крайне сложно, таккак большинство оценок базируется на анализе обращаемости населения за медицинской помощью и зачастую нетяжелые клинические формы заболевания просто не регистрируются. Острый бронхит чаще всего скрывается под маской ОРВИ или ОРЗ, и единственным симптомом заболевания будет являться остро возникший кашель. В такой ситуации больные предпочитают лечиться самостоятельно, и только каждый третий обращается за медицинской помощью. На сегодняшний день специальных исследований по эпидемиологии острого бронхита в нашей стране проведено не было, что можно объяснить отсутствием стандарта диагностики внебольничных инфекций нижних дыхательных путей (ИНДП), в число которых в качестве нозологической формы входит острый бронхит.
Цель: выявить особенности сестринской деятельности при остром бронхите простом и обструктивном лиц детского, взрослого и пожилого возраста в вопросов условиях поликлиники.
Задачи:
- 1) Изучить научную литературу и нормативно-правовую базу;
- 2) Изучить этиологию и предрасполагающие факторы острого бронхита;
- 3) Изучить клиническую картину и особенности диагностики острого бронхита;
- 4) Определить существующие, приоритетные и потенциальные проблемы пациента с острым бронхитом;
- 5) Разработать плана сестринского ухода с мотивацией;
- 6) Разработать рекомендации для пациента по подготовке к различным методам обследования, диетическому питанию, ЛФК.
Объект исследования: деятельность медицинской сестры при бронхите у детей, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста в условиях поликлиники.
Предмет исследования: особенности деятельности медицинской сестры при бронхите у детей, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста в условиях поликлиники.
Гипотеза: при правильном уходе и работе медицинской сестры с пациентами разного возраста в условиях поликлиники, пациенты будут выздоравливать быстрее и уметь проводить профилактику данного заболевания.
Методы исследования: анализ учебной литературы, анкетирование, сравнительный анализ, беседа.
Практическое значение: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи. Использование планов ухода и сформулированных рекомендаций для лечения и профилактики рецидивов заболевания повысит их эффективность.
Бронхиты у детей.
Актуальность проблемы бронхитов • Самая частая форма поражения органов дыхания у детей • Неблагоприятное течение современных бронхитов • Наиболее частый повод для назначения детям медикаментозной терапии • Могут быть проявлением наследственных и врожденных заболеваний БЛС • Формируют бронхолегочную патологию взрослых 2
Эпидемиология • В структуре всех болезней детского возраста доля бронхитов – около 5%; в структуре НЗЛ – в среднем 30% и более; • Показатели заболеваемости имеют отчетливую связь с ОРИ; • Заболеваемость бронхитами среди детей колеблется от 15% до 50%, составляя в среднем 75 -250 на 1000 детей в год; Распространенность бронхитов выше среди детей, проживающих в крупных промышленных городах, в регионах с холодным влажным климатом 3
Предрасполагающие факторы • • Анатомо-физиологические особенности БЛС Высокая заболеваемость ОРИ Особенности иммунитета Неблагоприятная экологическая обстановка (повышение чувствительности рецепторов) Наличие очагов инфекции в верхних дыхательных путях Сопутствующие аллергические заболевания Неблагоприятные погодные факторы Преимущественное пребывание на спине, более длительный сон, частый плач 4
Определение БРОНХИТ — это воспалительное заболевание бронхов различной этиологии (инфекционной, аллергической, токсической, физико-химической и др. ), протекающее без признаков поражения легочной ткани, клиническим проявлением которого является кашель, образование мокроты, а при поражении мелких бронхов — одышка 5
6
ЭТИОЛОГИЯ БРОНХИТОВ Возбудители Вирусы Внутриклеточные возбудители Бактерии Грибы Представители 7 Парагрипп 1 и 3 типа РС-вирус Аденовирус Риновирус Коронавирус Вирус гриппа Цитомегаловирус Энтеровирус Вирус герпеса Вирус кори и др. Mycoplasma pneumoniae – до 20 -25% случаев Mycoplasma hominis Clamydia trachomatis Clamydophyila pneumoniae – до 7% случаев Strept. рneumoniae Haemoph. Influenzae Moraxella catarralis Staph. аureus Streptococcus Enterococcus Klebsiela pneumoniae Pseudomonas aeruginosa Candida albicans Aspergillus
Механизм возникновения и развития инфекции Проникновение возбудителя в дыхательные пути (тропность, вирулентность возбудителя, массивность инфицирования) Фиксация на поверхности слизистой оболочки Размножение на слизистой оболочке, повреждение эпителия дыхательных путей (организм отвечает защитной воспалительной реакцией и созданием средств иммунной защиты) Инфекционное заболевание (возникает если защитных сил организма недостаточно) Мукоцолиарная защита 8 Иммунная защита
Клинические особенности бронхита • Перкуторно: Звук не изменен • Аускультативно: Дыхание везикулярное, если выражен отек- жесткое. • При поражении крупных бронхов — сухие хрипы которые, • при прогрессировании сменяются влажными • При поражении средних и мелких бронхов — свистящие хрипы
Острый бронхиолит Вариант течения обструктивного бронхита (более тяжелый), характеризующийся диффузным (генерализованным) поражением мелких бронхов и бронхиол и развитием значительной ДН 13
Клинические особенности бронхиолита • • • Обычно развивается на 3 -4 день нетяжелой поначалу ОРВИ Затруднение выдоха с ЧД до 70 и выше в 1 мин. Раздувание крыльев носа, периоральный цианоз При высокой ЧД удлинение выдоха может отсутствует Сухой кашель, иногда с высоким спастическим обертоном 14
• Своеобразие аускультативной картины: на фоне свистящих хрипов на выдохе — обилие мелких влажных хрипов на вдохе и самом начале выдоха с обеих сторон (картина «влажного легкого» ) • На R-грамме – вздутие легких, усиление бронхо-сосудистого рисунка • В 25 -30% случаев – сегментарные (реже долевые) ателектазы • Гипервентиляция (снижение Pa. O 2, Pa. CO 2)
Рецидивирующие бронхиты • Рецидивирующий бронхит – бронхит без явлений обструкции, эпизоды которого повторяются 2 -3 раза в течение 1 -2 — х лет на фоне ОРВИ, характеризуются длительностью клинических проявлений (2 недели и более) • Рецидивирующий обструктивный бронхит – обструктивный бронхит эпизоды которого повторяются у детей раннего возраста на фоне ОРВИ 3 и более раз в году 16
Спасибо за внимание
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò
Îïðåäåëåíèå. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ýòî õðîíè÷åñêîå äèôôóçíîå âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, îáóñëîâëåííîå äëèòåëüíûì ðàçäðàæåíèåì áðîíõîâ ðàçëè÷íûìè âðåäíûìè àãåíòàìè, èìåþùåå ïðîãðåññèðóþùåå òå÷åíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ âîñïàëèòåëüíûìè è ñêëåðîòè÷åñêèìè èçìåíåíèÿìè â áðîíõèàëüíîé ñòåíêå è ïåðèáðîíõèàëüíîé òêàíè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ íàðóøåíèåì ñëèçåîáðàçîâàíèÿ è äðåíèðóþùåé ôóíêöèè áðîíõîâ, è êëèíè÷åñêè ïðîÿâëÿþùååñÿ êàøëåì ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòî-ãíîéíîé ìîêðîòû â òå÷åíèå íå ìåíåå òðåõ ìåñÿöåâ â ãîäó íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ëåò ïðè èñêëþ÷åííîé âîçìîæíîñòè íàëè÷èÿ äðóãèõ çàáîëåâàíèé âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, áðîíõîâ è ëåãêèõ, ñïîñîáíûõ âûçâàòü òå æå ñèìïòîìû.
Àêòóàëüíîñòü. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò (ÕÁ) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ çàáîëåâàíèé.  ÑØÀ èì ñòðàäàåò äî 20 % âñåãî íàñåëåíèÿ. Äàííûå ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé óêàçûâàþò íà âûñîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÕÁ è â Ðîññèè êàê ñðåäè ãîðîäñêèõ, òàê è ñðåäè ñåëüñêèõ æèòåëåé: îò 9,5 äî 13,6 % âñåãî íàñåëåíèÿ â âîçðàñòå îò 15 äî 64 ëåò.
Ïðèìåðíî ó 3/4 ëèö, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò áåç áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè è, êàê ïðàâèëî, íå îêàçûâàåò çàìåòíîãî âëèÿíèÿ íà ïðîãíîç áîëüíûõ, õîòÿ ìîæåò íàíîñèòü çíà÷èòåëüíûé ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá, ñâÿçàííûé ñ âðåìåííîé óòðàòîé òðóäîñïîñîáíîñòè àêòèâíîé ÷àñòè íàñåëåíèÿ. Ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ñ íàëè÷èåì íåîáðàòèìîé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, ýìôèçåìîé ëåãêèõ è ïðèçíàêàìè ëåãî÷íîãî ñåðäöà â íàñòîÿùåå âðåìÿ îòíîñÿòñÿ ê õðîíè÷åñêîé îáñòðóêòèâíîé áîëåçíè ëåãêèõ (ÕÎÁË).
Êëàññèôèêàöèÿ
1. Ïî õàðàêòåðó âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà:
êàòàðàëüíûé;
ãíîéíûé.
2. Ïî ôóíêöèîíàëüíîé õàðàêòåðèñòèêå:
íåîáñòðóêòèâíûé;
îáñòðóêòèâíûé.
3. Ïî óðîâíþ ïîðàæåíèÿ:
ïðîêñèìàëüíûé (ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì êðóïíûõ áðîíõîâ);
äèñòàëüíûé (ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ìåëêèõ áðîíõîâ).
4. Ïî êëèíè÷åñêîé ôîðìå:
ïðîñòîé íåîñëîæíåííûé (ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé ìîêðîòû áåç ïðèçíàêîâ âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé);
îáñòðóêòèâíûé (ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé è / èëè ñëèçèñòî-ãíîéíîé ìîêðîòû ïðè íàëè÷èè íåîáðàòèìûõ âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé);
ãíîéíûé (ñâûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû, áåç ïðèçíàêîâ íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè);
ãíîéíî-îáñòðóêòèâíûé (ñ âûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû è íåîáðàòèìûõ âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèÿõ).
5. Ïî ôàçàì òå÷åíèÿ:
îáîñòðåíèå;
ðåìèññèÿ.
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïîíÿòèå «õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò», âíå çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà (êàòàðàëüíûé èëè ãíîéíûé), ïîãëîùåíî ïîíÿòèåì «õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ».
Ýòèîëîãèÿ. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé ôîðìèðîâàíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ñ÷èòàåòñÿ òàáàêîêóðåíèå (òàáë. 3). Äàëåå èäóò ïî çíà÷èìîñòè ïðîìûøëåííûå è ïðîèçâîäñòâåííûå ôàêòîðû (ïîëëþòàíòû, «âûõëîïíûå ãàçû», ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè) è ôàêòîðû îêðóæàþùåé ñðåäû (ýêîëîãèÿ, êëèìàò, ïîãîäà). Îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò è ýíäîãåííûå ôàêòîðû (ãðóïïà êðîâè À (II), äåôèöèò ?-1-àíòèòðèïñèíà).
Òàáëèöà 3
Ôàêòîðû ðèñêà ôîðìèðîâàíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è èõ õàðàêòåðèñòèêà
Áîëüøèíñòâî èññëåäîâàòåëåé ñ÷èòàþò, ÷òî èíôåêöèîííûé ôàêòîð ïðèñîåäèíÿåòñÿ ïîçæå, êîãäà ïîä âëèÿíèåì ïåðå÷èñëåííûõ âûøå ôàêòîðîâ óæå ñîçäàíû óñëîâèÿ äëÿ èíôèöèðîâàíèÿ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.
Áàêòåðèàëüíàÿ è âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ÿâëÿåòñÿ ãëàâíîé ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ îáîñòðåíèé õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà, ñïîñîáñòâóÿ ïðîãðåññèðîâàíèþ çàáîëåâàíèÿ è ðàçâèòèþ îñëîæíåíèé.
Ê íàèáîëåå ÷àñòûì âîçáóäèòåëÿì îáîñòðåíèÿ ïðîñòîãî (êàòàðàëüíîãî) áðîíõèòà îòíîñÿòñÿ Haemophilus influensae, Streptococus pneumoniae, Moraxella catarralis (âîçìîæíà óñòîé÷èâîñòü ê ?-ëàêòàìíûì àíòèáèîòèêàì), âèðóñû. Âîçáóäèòåëè îáîñòðåíèÿ ãíîéíîãî áðîíõèòà Haemophilus influensae, Streptococus pneumoniae, Moraxella catarralis, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumonia, Enterobacteriaceae, Pseudomonas spp.
Ïàòîãåíåç. Áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ âíåäðåíèÿ èíôåêöèîííûõ àãåíòîâ ñîçäàåò íàðóøåíèå ôóíêöèè ñèñòåìû ìåñòíîé áðîíõîïóëüìîíàëüíîé çàùèòû è ðàçâèòèå êëàññè÷åñêîé ïàòîãåíåòè÷åñêîé òðèàäû:
ãèïåðêðèíèÿ (ãèïåðôóíêöèîíèðîâàíèå áðîíõèàëüíûõ ñëèçèñòûõ æåëåç è ãèïåðïðîäóêöèÿ ñëèçè);
äèñêðèíèÿ (ïîâûøåííàÿ âÿçêîñòü ìîêðîòû âñëåäñòâèå èçìåíåíèÿ åå ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ è ðåîëîãèè);
ìóêîñòàç (çàñòîé â áðîíõàõ âÿçêîé, ãóñòîé ìîêðîòû).
Ôàêòîðû, âëèÿþùèåíà ìåñòíûåìåõàíèçìû çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ
1. Êîíäèöèîíèðîâàíèå âîçäóõà (îáîãðåâàíèå, îõëàæäåíèå, óâëàæíåíèå).
2. Ìåõàíè÷åñêàÿ î÷èñòêà âîçäóõà (ôèëüòðàöèÿ è îñàæäåíèå èíãàëèðîâàííûõ ÷àñòèö íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ñ ïîñëåäóþùèì óäàëåíèåì èõ â ðåçóëüòàòå êàøëåâîãî è / èëè ÷èõàòåëüíîãî ðåôëåêñà).
3. Ýíäîöèòîç ñîäåðæèìîãî áðîíõîâ ýïèòåëèàëüíûìè êëåòêàìè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé.
4. Íåñïåöèôè÷åñêèå ñåêðåòîðíûå ôàêòîðû çàùèòû âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé (ëèçîöèì, ëàêòîôåððèí, ñèñòåìà ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ).
5. Àëüâåîëÿðíûå ìàêðîôàãè, îñóùåñòâëÿþùèå ôàãîöèòîç è òðàíñïîðò èíãàëèðîâàííûõ ÷àñòèö èç àëüâåîë è áðîíõèîë.
6. Íåéòðîôèëüíûå ëåéêîöèòû, ôàãîöèòèðóþùèå ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû.
7. Òó÷íûå êëåòêè, ôóíêöèîíèðóþùèå êàê «ñèñòåìà áûñòðîãî ðåàãèðîâàíèÿ» â îòâåò íà âíåäðåíèå èíãàëèðîâàííûõ ÷àñòèö è / èëè èçìåíåíèå ñâîéñòâ âäûõàåìîãî âîçäóõà.
8. Èììóííàÿ ñèñòåìà, îáåñïå÷èâàþùàÿ ïðîäóêöèþ è êîíöåíòðàöèþ ñåêðåòîðíûõ èììóíîãëîáóëèíîâ, êàê ñðåäñòâî «ìåñòíîé» èììóííîé çàùèòû.
Ñõåìàòè÷åñêè îñíîâíûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ïðåäñòàâëåíû íà ðèñ. 1.
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè è ñèìïòîìû õðîíè÷åñêîãî íåîáñòðóêòèâíîãî áðîíõèòà
 ôàçå ðåìèññèè: êàøåëü ñ îòäåëåíèåì ñëèçèñòîé èëè ñëèçèñòî-ãíîéíîé ìîêðîòû äî 100150 ìë/ñóò, ïðåèìóùåñòâåííî óòðîì.
 ôàçå îáîñòðåíèÿ ðàçëè÷àþò ñóáúåêòèâíûå è îáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ.
I. Ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ:
óñèëåíèå êàøëÿ;
ïîÿâëåíèå è / èëè óñèëåíèå îäûøêè;
Ðèñ. 1. Ïàòîãåíåòè÷åñêèå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà
èçìåíåíèå êîëè÷åñòâåííûõ è êà÷åñòâåííûõ ïàðàìåòðîâ ìîêðîòû;
ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû (âîçìîæíî);
äåêîìïåíñàöèÿ ñîïóòñòâóþùèõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé;
ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé âûíîñëèâîñòè ïðè íàãðóçêå.
II. Îáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ.
Ïðè îñìîòðå ãðóäíîé êëåòêè, ïàëüïàöèè è ïåðêóññèè â ñëó÷àå ïðîñòîãî íåîñëîæíåííîãî õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ïàòîëîãèè íåò. Ïðè ðàçâèòèè ýìôèçåìû ëåãêèõ ïîÿâëÿþòñÿ êîðîáî÷íûé ïåðêóòîðíûé çâóê è îãðàíè÷åíèå äûõàòåëüíîé ïîäâèæíîñòè ëåãêèõ.
Ïðè ìíîãîëåòíåì ãíîéíîì áðîíõèòå èíîãäà íàáëþäàþòñÿ óòîëùåíèå êîíöåâûõ ôàëàíã («áàðàáàííûå ïàëî÷êè») è óòîëùåíèå íîãòåé («÷àñîâûå ñòåêëà»).
Ïðè àóñêóëüòàöèè íà ôîíå æåñòêîãî äûõàíèÿ âûñëóøèâàþòñÿ ñóõèå õðèïû, ìåíÿþùèå ñâîþ òîíàëüíîñòü â çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà: íèçêèå æóææàùèå ïðè ïîðàæåíèè êðóïíûõ áðîíõîâ, âûñîêèå ñâèñòÿùèå ïðè ïîðàæåíèè áðîíõîâ ìàëîãî êàëèáðà è áðîíõèîë.
Ïðèçíàêè ïîÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè:
îäûøêà ïðåèìóùåñòâåííî ýêñïèðàòîðíîãî õàðàêòåðà;
çàòðóäíåííûé è óäëèíåííûé âûäîõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ôàçîé âäîõà;
ìåíÿþùèéñÿ õàðàêòåð îäûøêè («äåíü íà äåíü íå ïðèõîäèòñÿ») â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ñóòîê, ïîãîäû;
ìàëîïðîäóêòèâíûé, çàòÿæíîé, êîêëþøåïîäîáíûé êàøåëü;
æåñòêîå äûõàíèå ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è íàëè÷èå «ñâèñòÿùèõ» ñóõèõ õðèïîâ;
íàáóõàíèå øåéíûõ âåí âî âðåìÿ âûäîõà è ñïàäåíèå íà âäîõå;
äûõàíèå ñêâîçü ñîìêíóòûå ãóáû («ðîçîâûå ïûõòåëüùèêè»);
ó÷àñòèå äîïîëíèòåëüíûõ ìûøö â àêòå äûõàíèÿ;
âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå îðòîïíîý.
Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ îáîñòðåíèé õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà â çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè.
Òèï I. Íàëè÷èå âñåõ 3 ñèìïòîìîâ: íàðàñòàíèå îäûøêè, óâåëè÷åíèå ïðîäóêöèè ìîêðîòû, ïîâûøåíèå ñòåïåíè ãíîéíîñòè ìîêðîòû.
Òèï II. Íàëè÷èå 2 ñèìïòîìîâ èç 3: íàðàñòàíèå îäûøêè, óâåëè÷åíèå ïðîäóêöèè ìîêðîòû, ïîâûøåíèå ñòåïåíè ãíîéíîñòè ìîêðîòû.
Òèï III. Íàëè÷èå 1 ñèìïòîìà èç 3 (íàðàñòàíèå îäûøêè, óâåëè÷åíèå ïðîäóêöèè ìîêðîòû, ïîâûøåíèå ñòåïåíè ãíîéíîñòè ìîêðîòû) + êàê ìèíèìóì 1 ïðèçíàê èç ñëåäóþùèõ: èíôåêöèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (áîëü â ãîðëå, âûäåëåíèÿ èç íîñà) â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ 5 äíåé, ëèõîðàäêà áåç äðóãèõ âèäèìûõ ïðè÷èí, íàðàñòàíèå ÷àñòîòû ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, óñèëåíèå êàøëÿ, èëè ïîâûøåíèå ÷èñëà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé èëè ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé íà 20 % ïî ñðàâíåíèþ ñî ñòàáèëüíûì ñîñòîÿíèåì.
Îñëîæíåíèÿ ïðè õðîíè÷åñêèõ áðîíõèòàõ
1. Êðîâîõàðêàíüå îáû÷íî ýïèçîäè÷åñêîå, â âèäå êðîâÿíûõ ïðîæèëîê â ìîêðîòå, îòìå÷àåòñÿ ó 1015 % áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì.
2. Ýìôèçåìà ëåãêèõ.
3. Äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (ñ óêàçàíèåì ñòåïåíè).
4. Õðîíè÷åñêîå ëåãî÷íîå ñåðäöå (êîìïåíñèðîâàííîå èëè äåêîìïåíñèðîâàííîå).
Ïðèìåðû ôîðìóëèðîâêè äèàãíîçà
1. Õðîíè÷åñêèé íåîñëîæíåííûé áðîíõèò âíå îáîñòðåíèÿ. ÄÍ-0.
2. Õðîíè÷åñêèé íåîñëîæíåííûé áðîíõèò, îáîñòðåíèå ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ïðîêñèìàëüíîãî îòäåëà áðîíõîâ. ÄÍ-0.
3. ÕÎÁË (õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ) âíå îáîñòðåíèÿ. Ýìôèçåìà ëåãêèõ. Õðîíè÷åñêîå ëåãî÷íîå ñåðäöå â ñòàäèè êîìïåíñàöèè. ÄÍ-II. ÕÑÍ II À. ÔÊ II.
Ìåòîäû äèàãíîñòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé
1. Èññëåäîâàíèå ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè (âîçìîæåí ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû âëåâî, óñêîðåíèå ÑÎÝ).
2. Èññëåäîâàíèå ìîêðîòû è / èëè áðîíõîàëüâåîëÿðíîãî ëàâàæà (ìèêðîñêîïè÷åñêîå, áàêòåðèîëîãè÷åñêîå).
3. Èññëåäîâàíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ (îïðåäåëåíèå îáúåìíûõ è ñêîðîñòíûõ ïîêàçàòåëåé âîçäóøíîãî ïîòîêà ìåòîäîì ïèêôëîóìåòðèè è ñïèðîãðàôèè).
4. Ðåíòãåíîãðàôèÿ è / èëè êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ îðãàíîâ ãðóäíîé ïîëîñòè (íåîáõîäèìî èñêëþ÷èòü âîñïàëèòåëüíûå è îáúåìíûå ïðîöåññû ëåãî÷íîé ïàðåíõèìû è ñðåäîñòåíèÿ).
5. Ñåðîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ êðîâè äëÿ âûÿâëåíèÿ òèòðà ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèìèêðîáíûõ àíòèòåë ïðîâîäèòñÿ ïðè ïîäîçðåíèè íà âíóòðèêëåòî÷íûå èíôåêöèè, èìååò áîëüøå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîå, ÷åì êëèíè÷åñêîå çíà÷åíèå.
6. Ôèáðîáðîíõîñêîïèÿ, ïðè íåîáõîäèìîñòè ñ áèîïñèåé ñëèçèñòîé áðîíõîâ.
Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ
Ê îñíîâíûì öåëÿì ëå÷åíèÿ îòíîñÿòñÿ:
óñòðàíåíèå ñèìïòîìîâ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ;
ñíèæåíèå ñêîðîñòè ïðîãðåññèðîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ;
ïðîôèëàêòèêà ïîâòîðíûõ îáîñòðåíèé;
ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè.
Âåäåíèå ïàöèåíòîâ â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ:
àìáóëàòîðíîå ëå÷åíèå; äîïóñêàåòñÿ ó áîëüíûõ ñ ïðîñòîé (íåîñëîæíåííîé) ôîðìîé õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà;
ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå; òðåáóåòñÿ áîëüíûì ñ îáñòðóêòèâíîé, ãíîéíîé è ãíîéíî-îáñòðóêòèâíîé ôîðìàìè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà, à òàêæå ëþäÿì ñòàðøå 70 ëåò ïðè íàëè÷èè ñîïóòñòâóþùåé ïàòîëîãèè (ÈÁÑ, ÕÑÍ, ñàõàðíûé äèàáåò, äåêîìïåíñèðîâàííûå áîëåçíè ïå÷åíè è ïî÷åê, ïðèåì öèòîñòàòèêîâ è äð.) è ïî ñîöèàëüíûì ïîêàçàíèÿì.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ïðîñòîé íåîñëîæíåííîé ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ñîñòàâëÿåò îò 7 äî 10 äíåé. Íà ïåðèîä îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ïàöèåíòû òåðÿþò òðóäîñïîñîáíîñòü (âðåìåííàÿ óòðàòà òðóäîñïîñîáíîñòè). Ñòîéêàÿ óòðàòà òðóäîñïîñîáíîñòè (ãðóïïà èíâàëèäíîñòè) îïðåäåëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ñòåïåíè äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, íàëè÷èÿ îñëîæíåíèé è äåêîìïåíñàöèè ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé.
Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ïðåäñòàâëåíî ñëåäóþùèìè ãðóïïàìè ïðåïàðàòîâ:
àíòèáàêòåðèàëüíûå ñðåäñòâà;
îòõàðêèâàþùèå è ìóêîëèòèêè;
áðîíõîäèëàòàòîðû;
èììóíîìîäóëÿòîðû.
Àíòèáàêòåðèàëüíûå ñðåäñòâà ïðè îáîñòðåíèè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ïîêàçàíû ïðè íàëè÷èè êàê ìèíèìóì 2 èç 3 êàðäèíàëüíûõ ñèìïòîìîâ îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà (I è II òèïû îáîñòðåíèé): ïðè óñèëåíèè îäûøêè, óâåëè÷åíèè êîëè÷åñòâà ìîêðîòû è óâåëè÷åíèè ñòåïåíè åå ãíîéíîñòè. Ïðè ëå÷åíèè àíòèáèîòèêàìè ìîæíî äîáèòüñÿ íåìåäëåííûõ è äîëãîñðî÷íûõ ïîëîæèòåëüíûõ ýôôåêòîâ. Ê íåìåäëåííûì ïîëîæèòåëüíûì ýôôåêòàì îòíîñÿòñÿ: ïðåäîòâðàùåíèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ, ñíèæåíèå ÷èñëà äíåé íåòðóäîñïîñîáíîñòè, ñîêðàùåíèå äëèòåëüíîñòè ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ÕÁ, ñíèæåíèå ñêîðîñòè êëèíè÷åñêîãî óõóäøåíèÿ è ïðåäîòâðàùåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ çàáîëåâàíèÿ â ñòàäèþ ïàðåíõèìàòîçíîé èíôåêöèè (ïíåâìîíèþ). Äîëãîñðî÷íûå ýôôåêòû âêëþ÷àþò â ñåáÿ: ïðåäîòâðàùåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ëåãî÷íûõ ïîâðåæäåíèé, ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé êîëîíèçàöèè ïîñëå âèðóñíîé èíôåêöèè è óâåëè÷åíèå âðåìåíè â ïåðèîäû ìåæäó îáîñòðåíèÿìè.
 ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ àíòèáèîòèêîòåðàïèÿ ïðè îáîñòðåíèè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà íàçíà÷àåòñÿ ýìïèðè÷åñêè. Íà îñíîâàíèè ôàêòîðîâ ðèñêà, âîçðàñòà, ôóíêöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé áîëüíûõ, à òàêæå ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ (ãðóïïû ìèêðîîðãàíèçìîâ) áûëî ïðåäëîæåíî íåñêîëüêî êëàññèôèêàöèîííûõ ñõåì ëå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà. Ýòî ïîçâîëÿåò îïòèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ãðóïïû àíòèáèîòèêîâ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü âåðîÿòíîñòü íåóñïåøíîé òåðàïèè îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà. Ïðåäñòàâëåííàÿ â òàáë. 4 ñõåìà ÿâëÿåòñÿ ñîâðåìåííîé ìîäèôèêàöèåé êëàññèôèêàöèè, ïðåäëîæåííîé â 1997 ã. èíòåðíàöèîíàëüíîé ãðóïïîé ñïåöèàëèñòîâ ïî ëåãî÷íûì è èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì.
Êàê âèäíî èç òàáëèöû, ÷àùå äðóãèõ ïðè ëå÷åíèè õðîíè÷åñêèõ áðîíõèòîâ èñïîëüçóþòñÿ:
1) àìèíîïåíèöèëëèíû àìîêñèöèëëèí ïåðîðàëüíî èëè àìïèöèëëèí ïàðåíòåðàëüíî;
2) íîâûå ìàêðîëèäû àçèòðîìèöèí (ñóìàìåä), êëàðèòðîìèöèí (êëàöèä);
3) çàùèùåííûå àìèíîïåíèöèëëèíû (àìîêñèöèëëèí / êëàâóëàíàò àìîêñèêëàâ);
4) ðåñïèðàòîðíûå ôòîðõèíîëîíû (III, IV ïîêîëåíèé ôòîðõèíîëîíîâ) ëåâîôëîêñàöèí (òàâàíèê), ìîêñèôëîêñàöèí (àâåëîêñ), ñïàðôëîêñàöèí (ñïàðôëî);
5) öåôàëîñïîðèíû IIIII ïîêîëåíèé (öåôóðîêñèì ïåðîðàëüíî, öåôòðèàêñîí ïàðåíòåðàëüíî);
Òàáëèöà 4
Ñõåìà íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè è ïðè÷èííîãî èíôåêöèîííîãî àãåíòà
6) òåòðàöèêëèíû äîêñèöèêëèí (þíèäîêñ ñîëþòàá);
7) êàðáàïåíåìû: èìèïåíåì / öèëàñòèí (òèåíàì) è ìåðîïåíåì (ìåðîïåíàáîë, ìåðîïåíåì-ñïåíñåð, ìåðèâà, ïðîïåíåì, ìåðîíåì).
Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ àíòèáàêòåðèàëüíûìè ïðåïàðàòàìè ïåðâîé ãðóïïû èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû èç íèæåïåðå÷èñëåííûõ ãðóïï. Îñóùåñòâëÿòü âûáîð ïðåïàðàòîâ ñëåäóåò ñ ó÷åòîì áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ìîêðîòû è / èëè ÁÀËÆ.
Îòõàðêèâàþùèå è ìóêîëèòè÷åñêèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà: àìáðîêñîë (àìáðîñàí, ëàçîëâàí), áðîìãåêñèí, àöåòèëöèñòåèí, êàðáîöèñòåèí.
Áðîíõîëèòè÷åñêèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà:
?2-àãîíèñòû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ (ñàëüáóòàìîë, òåðáóòàëèí, âåíòîëèí);
?2-àãîíèñòû ïðîëîíãèðîâàííûå ñ áûñòðûì íà÷àëîì äåéñòâèÿ (ôîðìîòåðîë èëè îêñèñ òóðáóõàëåð);
?2-àãîíèñòû ïðîëîíãèðîâàííûå ñ ìåäëåííûì ðàçâèòèåì ýôôåêòà (ñàëüìåòåðîë);
ì-õîëèíîëèòèêè (èïðàòðîïèóìà áðîìèä èëè àòðîâåíò);
êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (áåðîäóàë);
ìåòèëêñàíòèíû (òåîïýê, òåîòàðä).
Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáëàäàþùèå èììóíîìîäóëèðóþùèì äåéñòâèåì. Íàïðèìåð, ÈÐÑ-19 ñòèìóëèðóåò ìåñòíûå ìåõàíèçìû çàùèòû ïîñðåäñòâîì óâåëè÷åíèÿ âûðàáîòêè ñåêðåòîðíîãî èììóíîãëîáóëèíà IgÀ, ëèçîöèìà, ìàêðîôàãîâ.
Âåäåíèå ïàöèåíòîâ â ïåðèîä ðåìèññèè
Äëÿ ñòàáèëèçàöèè ðåìèññèè è îáåñïå÷åíèÿ âûñîêîãî êà÷åñòâà æèçíè íåîáõîäèìî:
îòêàçàòüñÿ îò êóðåíèÿ;
óñòðàíèòü íåáëàãîïðèÿòíûå ôèçè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ôàêòîðû ðèñêà;
îáåñïå÷èòü ýôôåêòèâíûé áðîíõèàëüíûé äðåíàæ (ËÔÊ, ìàññàæ, ôèòîòåðàïèÿ);
îáåñïå÷èòü îïòèìàëüíóþ áðîíõèàëüíóþ ïðîõîäèìîñòü (áðîíõîëèòèêè);
ïîâûñèòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà (èììóíîìîäóëÿòîðû ðàñòèòåëüíîãî è õèìè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ);
ïðîâåñòè âàêöèíàöèþ ïðîòèâ ãðèïïà (âàêñèãðèï, ãðèïïîë, áåãðèâàê, èíôëþâàê è äð.) è ïðîòèâ ïíåâìîêîêêà (ïíåâìî 23).
Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ
Îöåíêó ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ îïðåäåëÿþò ïî áëèæàéøèì êëèíè÷åñêèì èñõîäàì, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ: âûðàæåííîñòü è ñêîðîñòü ðåãðåññèè êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, ïðåäîòâðàùåíèå îñëîæíåíèé è ñîêðàùåíèå ñðîêîâ ãîñïèòàëèçàöèè.
Ê îòäàëåííûì êëèíè÷åñêèì èñõîäàì îòíîñÿòñÿ: óâåëè÷åíèå äëèòåëüíîñòè ðåìèññèè, óìåíüøåíèå ÷àñòîòû îáîñòðåíèé.