Актуальность острого бронхита у детей

Актуальность проблемы

— Самая частая форма поражения органов дыхания у детей,

— Нередко носят повторный характер, особенно у детей раннего и дошкольного возраста,

— Являются наиболее частым поводом для назначения детям не всегда обоснованной медикаментозной терапии,

— Могут стать причиной формирования бронхо-легочной патологии взрослых,

— Могут быть проявлением наследственных и врожденных заболеваний БЛС.

Эпидемиология бронхитов:

— Доля бронхитов в структуре всех болезней детского возраста около 5%,

— В структуре неспецифических заболеваний легких — 30% и более,

— Распространенность бронхитов выше среди детей, проживающих в крупных промышленных городах, в условиях скученности, в регионах с холодным влажным климатом.

Предрасполагающие факторы к заболеванию бронхитом у детей:

1. Анатомо-физиологические особенности БЛС у детей:

— узость дыхательных путей,

— мягкость и податливость хрящей,

— слабое развитие эластической и мышечной ткани,

— склонность слизистой оболочки к отеку,

— медленная скорость движения трахеобронхиального секрета (незрелость мукоцилиарного клиренса),

— слабый кашлевой толчок,

— низкий порог возбудимости дыхательного центра.

2. Значительной распространенностью респираторных вирусов, особенно в организованных детских коллективах,

3. Особенностями иммунной защиты детей в грудном, раннем и дошкольном возрасте (незрелость, «отсуствие иммунологического опыта» и т.д._),

4. Простудный фактор, снижающий местную противовирусную и противомикробную защиту.

5. Неблагоприятная экологическая обстановка, провоцирующая повышение чувствительности рецепторов бронхов и угнетение системы местной иммунологической защиты (Ig A):

— промышленное загрязнение атмосферного воздуха,

— бытовые условия проживания семьи (сырое помещение, печное отопление, дровяные и газовые плиты);

— пассивное курение.

Бронхит — острое воспаление слизистой оболочки бронхов, вызываемое различными инфекционными, реже физическими и химическими факторами, протекающее без признаков легочной ткани.

Классификация:

1. Острый бронхит:

— острый простой бронхит,

— острый обструктивный бронхит,

— бронхиолит,

— рецидивирующий бронхит,

— облитерирующий бронхиолит.

2. Хронический бронхит

— Первичный

Патологический фактор действует только на бронхи, соответственно патологический процесс начинается и ограничивается только бронхиальным деревом.

— Вторичный

Является проявлением или осложнением заболеваний других органов и систем или других заболеваний респираторного тракта.

В педиатрической практике — при ряде семейно-наследственных заболеваний (муковисцидоз, синдром Картагенера и др.), вследствие аспирации инородного тела, при гастро-пищеводном рефлюксе.

Острый (простой) бронхит (ОПБ)

Форма поражения бронхов при которой патологический процесс развивается преимущественно в крупных бронхах, обструктция дыхательных путей клинически не выражена, не возникает значительного нарушения их проходимости.

Острым бронхитом болеют дети любого возраста.

Основная причина — вирусы и внутриклеточные возбудители.

Этиология простого бронхита у детей.

Вирусы — парагрипп 1 и 3 типа, РС-вирус, аденовирус, риновирус, вирус гриппа, цитомегаловирус, энтеровирус, вирус герпеса, кори и т.д.

Внутриклеточные возбудители — Mycoplasma pneumoniae, Mycoplasma hominis, Clamydia trachomatis, Clamydophyila pneumoniae.

Баквтерии — Strept.pneumoniae, Haemoph.influenzae, Moraxella catarralis, Staph.aureus, Streptococcus, Klebsiela pneumoniae, Pseudomonas auruginossa.

Грибы — Candida albicans, Aspergillus.

ОРВИ в большинстве случаев не осложняются бактериальным воспалением слизистой оболочки бронхов.

Первичные бактериальные бронхиты развиваются при грубых нарушениях мукоцилиарного клиренса (пороки развития, наследственные заболевания, привычная аспирация пищи, инородное тело, стеноз гортани, интуабция, трахеостома).

Схема патогенеза бронхита:

Проникновение возбудителя в дыхательные пути, далее происходит фиксация на поверхности слизистой оболочки бронхов, что в свою очередь приводит к:

— размножение возбудителя на слизистой оболочке,

— повреждение эпителия дыхательных путей продуктами жизнедеятельности,

— нарушение мукоцилиарной и ммунной защиты, микроциркуляции и нервной регуляции деятельности бронхов,

— продукция провоспалительных медиаторов.

Все это приводит к воспалению.

Последствия воспаления в бронхах:

— Увеличение общего количества слизи в связи с компенсаторным увеличением слизеобразования,

— повышения вязкости слизи в связи с увеличением концентрации муцина и уменьшения удельного веса воды,

— снижение эвакуаторной функции мерцательного эпителия.

Клиника-лабораторная характеристика острого простого бронхита:

Признак — характеристика признака

Возраст больного — любой.

Начало заболевания — на 2-3 сутки ОРВИ; при хронической ЛОР-патологии на 4-5 сутки.

Наличие лихорадки — чаще субфебрильная; выраженность и длительность ее зависит от характера вируса, в среднем 3-4 дня.

Степень токсикоза — выраженность токсикоза зависит от вида вируса.

Частота дыхания — тахипноэ при повышении температуры тела, одышка, как правило не бывает.

Признаки ДН — чаще отсутствуют, признаки цианоза нет,

Сердечная недостаточность — в лихорадочный период — тахикардия.

Кашель — в начале болезни сухой, а через 3-5 дней влажный.

Физикальный данные: перкуторно — ясный легочный звук, аускультативно — жесткое дыхание, диффузные хрипы — сухие и разнокалиберные влажные, отсутствие локальности.

Продолжительность заболевания — в среднем 7-10 дней.

Лабораторные показатели — на рентгенограмме — усиление легочного рисунка в прикорневой зоне, при отсутствии инфильтративных и очаговых теней, в анализе крови — характерных изменений нет.

Признаки осложненного течения бронхита (вероятность пневмонии):

— температура тела выше 38С в течении 3х суток и более, при отсутствии признаков других осложнений (ангина, отит и т.д.),

— одышка в покое (>60 в 1 мин. у детей до 2 мес.; >50 — от 2 мес. до 1 года до 5 лет). Втяжение уступчивых мест грудной клетки.

— Стонущее дыхание,

— Цианоз носогубного треугольника,

— Признаки токсикоза (больной вид, оказ от еды и питья, сонливость, нарушение сознания, резка бледность при повышенной температуре).

При наличии хотя бы 1-го признака показана рентгенография легких, а при невозможности произвести ее — назначение антибиотика.

Критерии диагностики бронхита микоплазменной этиологии:

— Болеют преимущественно дети школьного возраста,

— Время года — конец лета и осень.

— Подъем заболеваемости с периодичность 3-4года.

— Высокая температура и приступообразный (коклюшеподобный) кашель при незначительном нарушении общего состояния,

— Скудные катаральные явления со стороны ВДП (нет ринореи, яркой гиперемии зева).

— Катаральный синусит, миалгии.

— Конъюнктивит без выпота.

— Наличие мелкопузырчатых хрипов (поражаются мелкие бронхи) с преобладанием в одном легком.

— Возможен обструктивный компонент (удлинение выдоха, свистящие хрипы).

— В анализе крови — возможно увеличение СОЭ, иногда относительный нейтрофиллез.

— На рентгенограмме — усиление мелких элементов легочного рисунка (по интерстициальному типу), совпадает по локализации с максимумом выслушивания хрипов.

— Отчетливый эффект после назначения макроливдов (уменьшение кашля и хрипов на 2-3 день, выздоровление через 5-7 дней).

— Ретроспективно — нарастание титра АТ к микоплазме.

Острый обструктивный бронхит (ООБ).

Острый обструктивный бронхит — острый бронхит, протекающий с синдромом диффузной бронхиальной обструкции на фоне ОРИ.

Встречается, в основном, в детей первых 3-4 лет жизни.

Основные причины бронхообструктивного синдрома (БОС):

— Инфекционные,

— Аллергические,

— Обтурационные (инородное тело, аспирация при гастро-эзофагеальном рефлюксе и др.)

— Гемодинамические (левожелудочковая недостаточность, гипертензия в малом круге кровообращения).

Читайте также:  Бронхит лечение тяжелое дыхание

— Врожденные и наследственные заболевания БЛС.

Этиология обструктивного бронхита.

В раннем возрасте: РС-вирус (50-60%), риновирус (30%), парагрипп 1-3 (10%), хламидия пневм.(18%), коронавирус, ЦМВ.

В старшем возрасте: РС-вирус (20-30%), риновисрус (60%), парагрипп 1-3 (10%), хламидия пневм.(5%), микоплазма пневм., грипп.

Факторы риска:

— семейно-наследственная предрасположенность к атопии и высокий уровень IgE.

— курение в семье.

Патофизиологические механизмы обструктивного бронхита при ОРВИ:

— Отек и инфильтрация бронхиальной стенки вследствие вирусного воспаления,

— Гиперсекреция слизи и десквамация ресничатого эпителия, ведущие к нарушению мукоцилиарного клиренса (МЦК).

— Брохроспазм, развивающийся под действием биологически активных веществ, так и нервно-рефлекторно при непосредственном воздействии вирусов на нервные окончания и бета2-адренорепторы.

NB! У детей грудного и раннего возраста в патогенезе бронхообструкции отек и гиперсекреция пробладают над бронхоспазмом (слабо развита мышечная ткань).

Клинические особенности ООБ

— Постепенное развитие бронхообструкции на 2-4день ОРВИ на фоне катара ВДП и невысокой температуры тела.

— Калешь различной степени выраженности вначале сухой, затем влажный (продуктивный).

— Одышка экспираторного характера (свистящие хрипы слышны на расстоянии, втяжение успупчивых мест грудной клетки, ЧД 50 (реже 60-70) в 1 мин.

— Коробочный оттенок перкуторного звука.

— Сухие и разнокалибиерные влажные хрипы на фоне затрудненного и удлиненного выдоха.

— Газы крови изменяются не резко.

— На рентгенограмме — вздутие легких, низкое стояние диафрагмы.

— ОАК — картина вирусной инфекции.

Рецидивирующий бронхит:

— повторные эпизоды острых бронхитов 2-3 раза и более в течение года на фоне респираторных вирусных инфекций.

— встречается, как правило, у детей первых 4-5 лет жизни.

— Критерии диагностики острого эпизода соответствуют клиническим и рентгенологически признакам острого бронхита, но протекающего более длительно (2 недели и более).

Причины рецидивирующего бронхита:

— повторные ОРВИ,

— персистенция инфекции в организме,

— неспецифическая гиперреактивность (гиперчувствительность) рецепторов бронхов:

а) первичная — наследственно обусловленная,

б) вторичная — постинфекционная, наблюдающаяся у 50% с повторным бронхитами на фоне ОРВИ и сохраняющаяся от 7 дней до 3-8мес.

— Аллергический фон.

Предрасполагающие факторы:

— неадекватное нерациональное использование антибиотиков в лечении предшествующих вирусных бронхитов,

— пассивное курение,

— признаки дисплазии соединительной ткани: ПМК, гипермобильность суставов и др. — встречаются у 90% и более детей с рецидивирующими бронхитами,

— патология ЛОР-органов (стекает назальное отделяемое по задней стенке глотки).

— хронические очаги инфекции у членов семьи,

— селективный дефицит Ig A.

Группа риска по формированию бронхиальной астмы. Анамнез!

— родители (в меньшей степени — другие родственники) с аллергическими заболеваниями,

— кожные проявления аллергии на 1-ом году жизни,

— обструктивные эпизоды (3 и более),  возникающие без температуры и имеющие приступообразный характер,

— обрывающий эффект бронхолитиков.

Показания для исключения персистирующей инфекции у детей с длительным кашлевым синдромом и рецидивированием БОС:

1. Отсутствие наследственной предрасположенности к аллергическим заболеваниям и четкого «атопического анамнеза».

2. Отягощенный акушерский анамнез (длительное бесплодие, выкидыши, случаи мертворождения, угроза прерывания); признаки хронических гинекологических заболеваний или установления урогенитальная инфекция у матери.

3. Развитие в периоде новорожденности конъюнктивита, ринита, бронхита, пневмонии,

4. Частые респираторные заболевания с первых месяцев жизни.

5. Дети, отнесенные в группу ЧБД после начала посещения ДДУ,

6. Длительное сохранение симптомов бронхиальной обструкции, требущие использования бронхоспазмолитиков в течение 5 и более дней,

7. Развитие типичной клиники бронхиальной астмы на фоне частых ОРИ,

8. Наличие симптомов высокой неспецифической гиперреактивности бронхов, несмотря на выполнение гипоаллергенных мероприятий.

Алгоритм обследования при рецидивирующем бронхите (простом и обструктивном) — обязательные:

— общий анализ крови,

— рентгенография грудной клетки,

— консультация ЛОР-врача, риноскопия (эндоскопия),

— УЗИ или рентгенография придаточных пазух носа,

— исследование функции внешнего дыхания,

— проведение ингаляционных тестов с гистамином (метахолином, бета2-агонистами),

— аллергологическое обследование (уровень общего IgE, специфических IgEб кожные скарификационные пробы).

— иммунограмма — IgА, М, G,

— ЭКГ

— Фиброгастродуоденоскопия.

Дополнительные методы обследования:

— Бронхоскопия,

— Консультация невролога.

— ЭХО-КС,

— Потовый тест (на муковисцидоз),

— исследование на коклюш,

— КТ легких,

— Серологические тесты на наличие гельминтозов (токсокароза, аскоридоза).

— Серологические тесты на наличие хламидийной, микоплазменной, цитомегаловирусной, герпетической и пневмоцистной инфекции (специфические Ig М, G — обязательно).

Лечение.

Источник

Ìåäèöèíñêîå ïîíÿòèå òåðìèíà «áðîíõèò», îñîáåííîñòè çàáîëåâàíèÿ è îñíîâíûå ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé, êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà. Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè è îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ áðîíõèòà ðàçíûõ ôîðì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru

ÃÁÎÓ ÂÏÎ Àëòàéñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ìåäèöèíñêèé Óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà ïåäèàòðèè ¹2

Ðåôåðàò íà òåìó: Áðîíõèòû ó äåòåé

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà 635 ãðóïïû

Òîðòåí-îîë À.Ø.

Ïðîâåðèë: ïðîôåññîð, ä.ì.í.

Êëèìåíîâ Ë.Í

Áàðíàóë 2014ã.

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèòîâ

2. Îñòðûé áðîíõèò

3. Îáñòðóêòèâíûå áðîíõèòû è áðîíõèîëèòû

4. Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò

5. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

áðîíõèò çàáîëåâàíèå õðîíè÷åñêèé ëå÷åíèå äèàãíîñòèêà

Òåðìèí «áðîíõèò» îáúåäèíÿåò âñå ôîðìû ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ ïðè îòñóòñòâèè â íèõ î÷àãîâûõ èëè èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé. Ïðè íàëè÷èè ïàòîëîãèè â ëåãêèõ áðîíõèò ðàññìàòðèâàþò êàê êîìïîíåíò áðîíõîëåãî÷íîãî çàáîëåâàíèÿ. Âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõà ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðñåêðåöèåé ñëèçè, íàðóøåíèåì ôóíêöèè öèëèàðíîãî ýïèòåëèÿ, ðàçëè÷íîé ñòåïåíè ñïàñòè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ãëàäêèõ ìûøö áðîíõîâ. Ýòî íàðóøàåò ôóíêöèþ î÷èùåíèÿ áðîíõîâ è âûçûâàåò êàøåëü, îáñòðóêöèþ, äîìèíèðóþùèå â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå.

Áðîíõèò — âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå áðîíõîâ áåç î÷àãîâûõ è èíôèëüòðàòèâíûõ ïîðàæåíèé ëåãî÷íîé òêàíè.

Êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå, áðîíõèòû ó äåòåé âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî è ÿâëÿþòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ îñëîæíåíèåì (ïðîÿâëåíèåì) îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé, ðåæå áðîíõèòû âûçûâàþòñÿ áàêòåðèàëüíîé ôëîðîé, ìèêîïëàçìàìè, õëàìèäèÿìè. Íåîáõîäèìî, îòìåòèòü, ÷òî ýòèîëîãèÿ áðîíõèòà ðàçëè÷àåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîé ôîðìû è âîçðàñòà áîëüíîãî.  ïîñëåäíèå ãîäû ïðèäàþò çíà÷åíèå èíòðàëàìèíàðíîìó ãåíåçó áðîíõèòîâ, ò.å. àêòèâàöèè ýíäîãåííîé (ñîáñòâåííîé) ìèêðîôëîðû.

Îñíîâíûå ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû:

Ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû — ñóõîé è õîëîäíûé âîçäóõ, ðàäèàöèîííûå âîçäåéñòâèÿ. Õèìè÷åñêèå ôàêòîðû: èððèòàíòû íàõîäÿùèåñÿ â àòìîñôåðíîì âîçäóõå (àììèàê, ñåðîâîäîðîä, ñèãàðåòíûé äûì, äèîêñèä ñåðû è ïàðû õëîðà, îêèñëû àçîòà, âîçäåéñòâèå ïûëè (áûòîâîé è ïðîìûøëåííîé â ïîâûøåííîé êîíöåíòðàöèè. Íàðóøåíèå ìåõàíèçìîâ ìóêîöèëèàðíîãî êëèðåíñà — ïðèîáðåòåííûå è âðîæäåííûå. Ïàòîëîãèÿ êëåòî÷íîãî è ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà: âòîðè÷íûå è ïåðâè÷íûå èììóíîäåôèöèòû: íàðóøåíèÿ ìåñòíûõ ìåõàíèçìîâ çàùèòû (â òîì ÷èñëå è ïîñòðàäèàöèîííûå).

Íàëè÷èå õðîíè÷åñêèõ î÷àãîâ èíôåêöèè â íîñîãëîòêå — òîíçèëëèòû, ñèíóñèòû, àäåíîèäíûå âåãåòàöèè. — Àñïèðàöèîííûé ñèíäðîì.

1. Êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèòîâ

 îñíîâå ïðèíÿòîé êëàññèôèêàöèè áðîíõèòîâ ëåæèò âàðèàíò êëàññèôèêàöèè íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé.

Ïî ìåõàíèçìó âîçíèêíîâåíèÿ

— Ïåðâè÷íûé; — Âòîðè÷íûé.

Ïî õàðàêòåðó âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà

Читайте также:  Витамины при бронхите для детей

— Êàòàðàëüíûé; — Ãíîéíûé; — Êàòàðàëüíî-ãíîéíûé; — Àòðîôè÷åñêèé.

Òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ

— Îñòðîå; — Õðîíè÷åñêîå; — Ðåöèäèâèðóþùåå.

Òÿæåñòü òå÷åíèÿ

— Ëåãêîå; — Ñðåäíåòÿæ¸ëîå; — Òÿæåëîå.

Êëèíè÷åñêèå ôîðìû

— Îñòðûé (ïðîñòîé áðîíõèò); — Îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò; — Îáëèòåðèðóþùèé áðîíõèò; — Áðîíõèîëèò; — Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò.

 ñîîòâåòñòâèè ñ êëàññèôèêàöèåé âûäåëÿþò ñëåäóþùèå êëèíè÷åñêèå ôîðìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà:

I. Õàðàêòåð âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â áðîíõàõ è ñèíäðîì áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè:

— Õðîíè÷åñêèé ïðîñòîé (íåîáñòðóêòèâíûé) áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ ïîñòîÿííûì èëè ïåðèîäè÷åñêèì âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé ìîêðîòû è áåç âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé.

— Õðîíè÷åñêèé ãíîéíûé (íåîáñòðóêòèâíûé) áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ ïîñòîÿííûì èëè ïåðèîäè÷åñêèì âûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû è áåç âåíòèëÿöèîííûõ íàðóøåíèé.

— Õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, ïðîòåêàþùèé ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòîé ìîêðîòû è ñòîéêèìè îáñòðóêòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âåíòèëÿöèè.

— Õðîíè÷åñêèé ãíîéíî-îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ âûäåëåíèåì ãíîéíîé ìîêðîòû è ñòîéêèìè îáñòðóêòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âåíòèëÿöèè.

Îñîáûå ôîðìû: ãåìîððàãè÷åñêèé è ôèáðèíîçíûé.

II. Óðîâåíü ïîðàæåíèÿ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà: — Áðîíõèò ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì êðóïíûõ áðîíõîâ (ïðîêñèìàëüíûé). — Áðîíõèò ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ìåëêèõ áðîíõîâ (äèñòàëüíûé).

III. Òå÷åíèå: — Ëàòåíòíîå. — Ñ ðåäêèìè îáîñòðåíèÿìè. — Ñ ÷àñòûìè îáîñòðåíèÿìè. — Íåïðåðûâíî ðåöèäèâèðóþùåå.

IV. Íàëè÷èå áðîíõîïàñòè÷åñêîãî (àñòìàòè÷åñêîãî) ñèíäðîìà.

V. Ôàçà ïðîöåññà: — Îáîñòðåíèå. — Ðåìèññèÿ.

VI. Îñëîæíåíèÿ: — Ýìôèçåìà ëåãêèõ. — Êðîâîõàðêàíüå. — Äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (îñòðàÿ, õðîíè÷åñêàÿ, îñòðàÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîé; ñ óêàçàíèåì ñòåïåíè). — Õðîíè÷åñêîå ëåãî÷íîå ñåðäöå (êîìïåíñèðîâàííîå, äåêîìïåíñèðîâàííîå).

2. Îñòðûé áðîíõèò

Îñòðûé áðîíõèò — âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ áåç êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ áðîíõîîáñòðóêöèè ïðåèìóùåñòâåííî âèðóñíîé èëè âèðóñíî-áàêòåðèàëüíîé ïðèðîäû.

Êëèíè÷åñêèå êðèòåðèè äèàãíîñòèêè îñòðîãî ïðîñòîãî áðîíõèòà:

* Êàøåëü ñî ñêóäíûì, à çàòåì áîëåå îáèëüíûì îòõîæäåíèåì ìîêðîòû

* Íàëè÷èå àóñêóëüòàòèâíûõ äàííûõ — ðàññåÿííûå ñóõèå õðèïû (ðåæå íåïîñòîÿííûå âëàæíûå ñðåäíå è êðóïîíîïóçûð÷àòûå).

* Ïåðêóòîðíûå äàííûå íå õàðàêòåðíûå — ïåðêóòîðíûé çâóê îáû÷íî íå èçìåíÿåòñÿ.

Îáùåå ñîñòîÿíèå ðåá¸íêà îòíîñèòåëüíî óäîâëåòâîðèòåëüíîå. ßâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè âûðàæåíû óìåðåííî, òåìïåðàòóðà òåëà ñóáôåáðèëüíàÿ, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íå âûðàæåíà.

Äèàãíîñòèêà:

* Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå äàííûå çàêëþ÷àþòñÿ â óñèëåíèè ëåãî÷íîãî ðèñóíêà â ïðèêîðíåâûõ è áàçàëüíûõ îòäåëàõ ë¸ãêèõ.

*  àíàëèçå êðîâè íåçíà÷èòåëüíûå âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ (çíà÷èòåëüíûé ëåéêîöèòîç íå õàðàêòåðåí), óìåðåííîå óñêîðåíèå ÑÎÝ.

* Ïðè îïðåäåëåíèå ôóíêöèé âíåæíåãî äûõàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå íà 15-20% ƨË, ñíèæàþòñÿ ïîêçàòåëè âûäîõà ïðè ïíåâìîòàõîìåòðèè.

Äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ â íåîñëîæí¸ííûõ ñëó÷àÿõ ñîñòàâëÿåò îò 1 äî 1,5-2 íåäåëü. Áîëåå çàòÿæíûì òå÷åíèåì îòëè÷àþòñÿ áðîíõèòû âûçâàííûå àäåíîâèðóñíîé, ìèêîïëàçìåííîé è õëàìèäèîçíîé èíôåêöèåé.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ

Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ îáû÷íî â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ íà äîìó çà èñêëþ÷åíèåì òÿæ¸ëûõ ñîïóòñòâóþùèõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ.

* Ðåæèì íà ôîíå îñòðûõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ ïîëóïîñòåëüíûé, à çàòåì äîìàøíèé. Îáèëüíîå ïèòü¸. Îáúåì æèäêîñòè â 1,5- 2 ðàçà ïðåâûøàåò ñóòî÷íóþ âîçðàñòíóþ ïîòðåáíîñòü. Äèåòà â îñíîâíîì ìîëî÷íî-ðàñòèòåëüíàÿ ñ îãðàíè÷åíèåì ýêñòðàêòèâíûõ îñòðûõ áëþä, ïðèïðàâ, îãðàíè÷åíèåì ñèëüíî àëëåðãèçèðóþùèõ ïðîäóêòîâ.

* Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ: èíòåðôåðîí èíòðàíàçàëüíî ïî 5 êàïåëü 4-6 ðàç â ñóòêè èëè â àýðîçîëÿõ ïðè ïîìîùè ÓÇÈ. Ïðè ïîäîçðåíèè íà àäåíîâèðóñíóþ ýòèîëîãèþ áðîíõèòîâ ÐÍÊ-àçà, äåçîêñèðèáîíóêëåàçà. Ïðè ãðèïïîçíîé ýòèîëîãèè ðåìàíòàäèí äåòÿì ñòàðøå 1 ãîäà äîçà 4 ìã/êã ìàññû â ñóòêè íà 2 ïðè¸ìà. Ðèáàâèðèí 10 ìã/êã â ñóòêè 3-4 ïðèåìà â òå÷åíèå 3-5 äíåé. Èììóíîãëîáóëèí 0,1 — 0,2 ìë/êã ìàññû â ñóòêè 1-2 ðàçà ÷åðåç 6-8 ÷àñîâ íà ôîíå îñòðûõ ïðîÿâëåíèé ÎÐÂÈ. Äîçà èììóíîãëîáóëèíà ïðè âûðàæåííîé èììóíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ìîæåò áûòü ïîâûøåíà äî 0,5-0,7 ìë/êã ìàññû. Ñëåäóåò, îòìåòèòü, ÷òî îòñóòñòâèå îäíîãî èç êëàññîâ Ig ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ èììóíîòåðàïèè (âîçìîæíû àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè âïëîòü äî àíèôèëàêòè÷åñêîãî øîêà).

* Àíòèáèîòèêè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå ïîêàçàíû. Ïîêàçàíèÿ äëÿ íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ — ÿâíûå î÷àãè áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè, âûðàæåííûå âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ãåìîãðàììû, òåíäåíöèÿ ê çàòÿæíîìó òå÷åíèþ çàáîëåâàíèÿ. * Àýðîçîëüíûå èíãàëÿöèè — ñîäîâûå, ñîäîâî-ñîëåâûå

* Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà — àëòåé, éîäíî-ùåëî÷íûå ìèêñòóðû, ëàçîëâàí, áðîìãåêñèí è äð. Ïîñòóðàëüíûé äðåíàæ ñ âèáðàöèîííûì ìàññàæåì ïðè îáèëüíîì îòõîæäåíèè ìîêðîòû. Ñðåäñòâà, ïîäàâëÿþùèå êàøåëü — ëèáåêñèí, òóñóïðåêñ, ãëàóöèíà ãèäðîõëîðèä ïî ñòðîãèì ïîêàçàíèÿì ïðè ñóõîì áîëåçíåííîì íåïðîäóêòèâíîì êàøëå.

Êðèòåðèè âûïèñêè â äåòñêîå ó÷ðåæäåíèå: íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû òåëà, ñíèæåíèå êàòàðàëüíûõ ÿâëåíèé ñî ñòîðîíû íîñîãëîòêè.

3. Îáñòðóêòèâíûå áðîíõèòû è áðîíõèîëèòû

 îòå÷åñòâåííîé ïðàêòèêå ïðèíÿòî ðàçãðàíè÷èâàòü îñòðûé áðîíõèò è áðîíõèîëèò, íî ýòî ðàçãðàíè÷åíèå â îïðåäåë¸ííîé ìåðå óñëîâíî è íå ïðèçíà¸òñÿ ìíîãèìè çàðóáåæíûìè ïåäèàòðàìè.

 òî æå âðåìÿ èçâåñòíî, ÷òî áðîíõèîëèò ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 1 ãîäà æèçíè, à îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò ó áîëåå ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïï. Îáå ôîðìû — îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò è áðîíõèîëèò îòëè÷àþòñÿ ëèøü ïî êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì. Áðîíõèîëèò ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïðè ïåðâîì îáñòðóêòèâíîì ýïèçîäå, îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò — ïðè ïîâòîðíûõ.

Ê ÷èñëó âèðóñîâ, íàèáîëåå ÷àñòî âûçûâàþùèõ îáñòðóêòèâíûé ñèíäðîì îòíîñÿò ðåñïèðàòîðíî-ñèíòèöèàëüíûé âèðóñ (îêîëî 50%), çàòåì âèðóñ ïàðàãðèïïà, ìèêîïëàçìà ïíåâìîíèè, õëàìèäèè, ðåæå- âèðóñû ãðèïïà è àäåíîâèðóñ.  ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè ó äåòåé îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, ñâîéñòâåííûå äåòÿì ïåðâûõ ëåò æèçíè, à òàê æå ñîñòîÿíèå èììóííîé ñèñòåìû.

Îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò — îñòðûé áðîíõèò â êëèíèêå êîòîðîãî ïðåîáëàäàþò ÿâëåíèÿ áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè â ñëåäñòâèå îòåêà áðîíõîâ, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè è/èëè áðîíõîñïàçìà

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Íà÷àëî òàêîå æå, êàê ïðè ÎÐÂÈ, çàòåì (ïðè ïåðâîì ýïèçîäå íà 2—4-é äåíü, ïðè ïîâòîðíûõ — íà 1—2-é) ðàçâèâàþòñÿ ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà ñ ÷àñòîòîé äûõàíèÿ 60—80 â ìèíóòó, êàøåëü. Ïðåîáëàäàíèå ñèìïòîìàòèêè ïîðàæåíèÿ êðóïíûõ áðîíõîâ (ñâèñòÿùåå äûõàíèå, ñóõèå, ÷àñòî ìóçûêàëüíûå õðèïû) õàðàêòåðíî äëÿ îáñòðóêòèâíîãî áðîíõèòà, áîëåå «âëàæíàÿ» êàðòèíà (ìàññà ðàçëèòûõ ìåëêîïóçûð÷àòûõ õðèïîâ) òèïè÷íà äëÿ áðîíõèîëèòà. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ó÷àùåíèè äûõàíèÿ óäëèíåíèå âûäîõà è ñâèñòÿùèå çâóêè ìîãóò îñëàáåâàòü âïëîòü äî ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ. Ïîýòîìó â îöåíêå âûðàæåííîñòè îáñòðóêöèè ñëåäóåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà âûðàæåííîñòü âçäóòèÿ ëåãêèõ (ïåðêóññèÿ ãðàíèö), ÷àñòîòó äûõàíèÿ è ñòåïåíü âòÿæåíèÿ «ïîäàòëèâûõ» ìåñò ãðóäíîé êëåòêè, à òàêæå íà óðîâíè Ðî, è Ðñî2- Âûðàæåííàÿ îáñòðóêöèÿ äåðæèòñÿ 1—4 äíÿ (ïðè áðîíõèîëèòå äîëüøå), ïîëíàÿ íîðìàëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ çàòÿãèâàåòñÿ íà 1—2 íåä.

Ðåíãåíîëîãè÷åñêè: ãîðèçîíòàëüíîå ðàñïîëîæåíèå ðåáåð íà äèàôðàãìå, óäëèíåíèå ëåãî÷íûõ ïîëåé, óñèëåíèå êîðíåé ëåãêèõ, íèçêîå ñòîÿíèå óïëîùåííûõ êóïîëîâ äèàôðàãìû, ïîâûøåíèå ïðîçðà÷íîñòè ëåãî÷íûõ ïîëåé .

Èçìåíåíèÿ â àíàëèçå êðîâè ñîîòâåòñòâóþò âèðóñíîé èíôåêöèè (ëåéêîïåíèÿ, ëèìôîöèòîç).

Áðîíõèîëèò- âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå òåðìèíàëüíûõ îòäåëîâ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà (ìåëêèõ áðîíõîâ è áðîíõèîë) ïðè îñòðûõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèÿõ ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà , ñîïðîâîæäàþùååñÿ âûðàæåííîé è ÷àñòî ðåçèñòåíòíîé ê òåðàïèè äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ

Êëèíè÷åñêèå êðèòåðèè äèàãíîñòèêè áðîíõèîëèòà:

Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê áðîíõèîëèòà — âûðàæåííàÿ ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà äî 80-90 â ìèí. Îáðàùàåò âíèìàíèå îáùèé öèàíîç êîæíûõ ïîêðîâîâ. Àóñêóëüòàòèâíî íàä ë¸ãêèìè ìàññà ðàññåÿííûõ ìåëêîïóçûð÷àòûõ õðèïîâ. Ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ë¸ãêèìè -êîðîáî÷íûé. Ïðè çíà÷èòåëüíîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ òàõèêàðäèÿ, îñëàáëåíèå ñåðäå÷íûõ òîíîâ.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ îáñòðóêòèâíûõ áðîíõèòîâ è áðîíõèîëèòîâ: Ïðè îñòðîì ýïèçîäå òðåáóåòñÿ îáëåã÷åíèå äûõàòåëüíîé ôóíêöèè (ïîêîé, îòêàç îò èçëèøíèõ ìàíèïóëÿöèé, îáèëüíîå ïèòüå), â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — êèñëîðîäîòåðàïèÿ.

Читайте также:  Хронический бронхит и аллергическая кашель

1. Ïîñòåëüíûé ðåæèì â ïîëîæåíèè ñ ïðèïîäíÿòûì ãîëîâíûì êîíöîì.

2. Ó÷èòûâàÿ çíà÷èòåëüíûå ïîòåðè æèäêîñòè ñ ïåðñïèðàöèåé çíà÷èòåëüíîå âíèìàíèå óäåëÿþò àäåêâàòíîé ãèäðàòàöèè (ïðè íåîáõîäèìîñòè ïàðåíòåðàëüíîé).

3. Äðîáíîå êîðìëåíèå (ïðåäïî÷òèòåëüíà æèäêàÿ ïèùà). Äèåòà ìîëî÷íî-ðàñòèòåëüíàÿ

4. Óäàëåíèå ñëèçè èç ÂÄÏ ýëåêòðîîòñîñîì.

5. Èíãàëÿöèîííàÿ òåðàïèÿ, óâëàæíåííûé êèñëîðîä ïðè âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè

6. Áðîíõîäèëÿòàòîðû âíóòðèâåííî è â èíãàëÿöèÿõ (ýóôèëëèí, b-àäðåíîìèìåòèêè). Ïðè áðîíõèîëèòå ýôôåêò îò áðîíõîðàñøèðÿþùèõ ïðåïàðàòîâ íåçíà÷èòåëüíûé.

7. Êîðòèêîñòåðîèäíûå ñðåäñòâà ( ïðè áðîíõèîëèòå ýôôåêò íå äîêàçàí).

8.Ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû èíòåðôåðîí, àìàíòàäèí.

9. Àíòèáèîòèêè ïðè ñîïóòñòâóþùåì îñòðîì îòèòå, ïíåâìîíèè èëè äðóãîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè.

10. Ìóêîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû.

Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ äîïîëíèòåëüíîìó ïðèìåíåíèþ èììóíîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ,

Ìåðîïðèÿòèÿ íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîâîäèìîñòè àýðîçîëüíîé òåðàïèè.

Ïðè áðîíõîñïàçìå íàçíà÷àþò ìóêîëèòèêè, áðîíõîëèòèêè, ìåñòíûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåò, áåêîòèä è äð.).

4. Ðåöèäèâèðóþùèé áðîíõèò

Áîëåþò äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâòîðíûìè áðîíõèòàìè (3 è áîëåå â ãîä), âîçíèêàþùèìè îáû÷íî íà ôîíå ÎÐÂÈ; îäíîîáðàçèå êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ïðè ýòîì ïîçâîëÿåò ãîâîðèòü î íàëè÷èè îïðåäåëåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê çàáîëåâàíèþ. ×àñòî î÷åâèäíà ðîëü àëëåðãèè (ó 10—15 % áîëüíûõ îòìå÷åíà òðàíñôîðìàöèÿ â áðîíõèàëüíóþ àñòìó) è áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè (âûÿâëÿåòñÿ ó ïîëîâèíû áîëüíûõ).  ïåðèîäå îáîñòðåíèÿ ðàçâèâàåòñÿ êàòàðàëüíûé èëè ñëèçèñòî-ãíîéíûé ýíäîáðîíõèò.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Îáîñòðåíèå ïðîòåêàåò ñ õàðàêòåðíûìè äëÿ ÎÐÂÈ ñèìïòîìàìè, ê êîòîðûì ÷åðåç 1—3 äíÿ ïðèñîåäèíÿåòñÿ îáû÷íî ñóõîé êàøåëü, áîëåå ÷àñòûé íî÷üþ. Êàê êàøåëü, òàê è õðèïû (ñóõèå èëè êðóïíî- è ñðåäíåïóçûð÷àòûå) ñîõðàíÿþòñÿ äîëüøå, ÷åì ïðè îñòðîì áðîíõèòå, èíîãäà äî 3—4 íåä. Ñèìïòîìû, ïîðÿäîê èõ ïîÿâëåíèÿ è äëèòåëüíîñòü èìåþò òåíäåíöèþ ïîâòîðÿòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïî ýòèîëîãèè ÎÐÂÈ. Âûðàæåííàÿ îáñòðóêöèÿ íå ðàçâèâàåòñÿ, íî ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ ñêðûòûé áðîíõîñïàçì.

Ïðîãíîç.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèå ïðåêðàùàåòñÿ ê øêîëüíîìó âîçðàñòó, íî ñîõðàíÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ ãèïåððåàêòèâíîñòü. Ìíåíèå î ñâÿçè çàáîëåâàíèÿ ñ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì âçðîñëûõ íå äîêàçàíî.

Ïðè ðåöèäèâèðóþùåì áðîíõèòå â îòëè÷èå îò õðîíè÷åñêîé ïíåâìîíèè íåò íåîáðàòèìûõ ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ëåãî÷íîé òêàíè.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ðåöèäèâèðóþùèõ áðîíõèòîâ

 ïåðèîä îáîñòðåíèÿ ëå÷àò, êàê îñòðûé áðîíõèò.

Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ äîïîëíèòåëüíîìó ïðèìåíåíèþ èììóíîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ, ïðîòèâîâèðóñíûõ ñðåäñòâ, àýðîçîëüíîé òåðàïèè.

Ïðè áðîíõîñïàçìå íàçíà÷àþò ìóêîëèòèêè, áðîíõîëèòèêè, ìåñòíûå êîðòèêîñòåðîèäû (áåêëîìåò, áåêîòèä è äð.).

 ôàçå ðåìèññèè — äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå è îçäîðîâëåíèå â ïîëèêëèíèêå — ìåñòíûé è êëèìàòè÷åñêèé ñàíàòîðèè (2 ýòàï).

Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå ïðåêðàùàþò, åñëè íå áûëî îáîñòðåíèé â òå÷åíèå 2 ëåò.

5. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò

Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò — õðîíè÷åñêîå ðàñïðîñòðàíåííîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå áðîíõîâ, õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâòîðíûìè îáîñòðåíèÿìè ñ ïåðåñòðîéêîé ñåêðåòîðíîãî àïïàðàòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ðàçâèòèåì ñêëåðîòè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ãëóáîêèõ ñëîÿõ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.

Ôàçû ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà: îáîñòðåíèå èëè ðåìèññèÿ.

Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè: ïðîäóêòèâíûé êàøåëü, êîòîðûé äëèòñÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ëåò; ïîñòîÿííûå ðàçíîêàëèáåðíûå âëàæíûå õðèïû, 2-3 îáîñòðåíèÿ â òå÷åíèå äâóõ ëåò; ñîõðàíåíèå â ôàçå ðåìèññèè ïðèçíàêîâ íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêè — óñèëåíèå è äåôîðìàöèÿ ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, íàðóøåíèå ñòðóêòóðû êîðíåé ëåãêèõ.

Ïåðâè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò  ñîîòâåòñòâèè ñ «Êëàññèôèêàöèåé êëèíè÷åñêèõ ôîðì áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé» ïîä ïåðâè÷íûì õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì ïîíèìàþò «õðîíè÷åñêîå ðàñïðîñòðàíåííîå âîñïàëèòåëüíîå ïîðàæåíèå áðîíõîâ, ïðîòåêàþùåå ñ ïîâòîðíûìè îáîñòðåíèÿìè».

Êëèíè÷åñêè õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ïðîÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûì ïðîäóêòèâíûì êàøëåì è ðàçíîêàëèáåðíûìè õðèïàìè ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îáîñòðåíèÿìè. Êðèòåðèÿìè åãî äèàãíîñòèêè ÿâëÿþòñÿ êàøåëü ñ ìîêðîòîé è ïîñòîÿííûå õðèïû â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ è áîëåå ïðè íàëè÷èè 3 è áîëåå îáîñòðåíèé â ãîä íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ïîñëåäîâàòåëüíûõ ëåò. Îñîáî îòìå÷åíî, ÷òî äàííàÿ ôîðìà áðîíõèòà äèàãíîñòèðóåòñÿ òîëüêî ïðè èñêëþ÷åíèè òàêèõ çàáîëåâàíèé êàê ïíåâìîñêëåðîç, ìóêîâèñöèäîç, ñèíäðîì öèëèàðíîé äèñêèíåçèè è äðóãèõ õðîíè÷åñêèõ ôîðì ïàòîëîãèè ëåãêèõ. Ýòî ïðèìå÷àíèå ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ñóùåñòâîâàíèå òàêîé íîçîëîãè÷åñêîé ôîðìû êàê ïåðâè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò â äåòñêîì âîçðàñòå äèñêóòèðóåòñÿ, ò.ê. åãî ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ äèàãíîñòèðîâàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèâåäåííûì îïðåäåëåíèåì è êðèòåðèÿìè. Îñîáåííîñòüþ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî äëÿ âûÿñíåíèÿ èñòèííîé ïðè÷èíû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà, òî åñòü äëÿ äîêàçàòåëüñòâà åãî «âòîðè÷íîñòè», òðåáóåòñÿ ïðèìåíåíèå ðÿäà ñëîæíûõ ñðåäñòâ ñîâðåìåííîé äèàãíîñòèêè, êîòîðûå äîñòóïíû òîëüêî â õîðîøî îñíàùåííîì ñïåöèàëèçèðîâàííîì ïóëüìîíîëîãè÷åñêîì ñòàöèîíàðå.

Âòîðè÷íûé õðîíè÷åñêèé áðîíõèò — îñëîæíåíèå âðîæäåííûõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ëåãêèõ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìóêîâèñöèäîçà, íàñëåäñòâåííûõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ, à òàêæå ñïåöèôè÷åñêèõ áðîíõîëåãî÷íûõ ïðîöåññîâ.

Ëå÷åíèå õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà âêëþ÷àåò àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ, ïðèìåíåíèå ìóêîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, áðîíõîäèëÿòàòîðîâ, ìåòîäû ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè è ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ.

Ïîçèöèîííûé äðåíàæ è âèáðàöèîííûé ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè è âûñîêî ýôôåêòèâíûìè ìåòîäàìè ËÔÊ. Äðåíàæ ïðîâîäèòñÿ â ïîëîæåíèè Êâèíêå (ãîëîâîé âíèç ñ ïîäíÿòîé òàçîâîé îáëàñòüþ) â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò, êîãäà áîëüíîé ïðîèçâîäèò êàøëåâûå äâèæåíèÿ. Ýòî ïîëîæåíèå îáåñïå÷èâàåò îòòîê ñåêðåòà èç íàèáîëåå ÷àñòî ïîðàæàåìûõ áàçàëüíûõ ñåãìåíòîâ ëåãêèõ. Ýôôåêòèâíîñòü äðåíàæà âîçðàñòàåò ïðè ïðèìåíåíèè âèáðîìàññàæà è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé, ñî÷åòàþùèõñÿ ñ ðèòìè÷åñêèì ñæàòèåì ãðóäíîé êëåòêè. Äðåíàæ äîëæåí ïðîâîäèòüñÿ êàê â ïåðèîäå îáîñòðåíèÿ, òàê è â ðåìèññèè. Äåòÿì ñ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì ïîêàçàíû çàíÿòèÿ ËÔÊ â ïîëíîì îáúåìå, à òàêæå êîíòðîëèðóåìûå çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ÷òî óëó÷øàåò èõ ôèçè÷åñêóþ è óìñòâåííóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü.

Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå

Äåòè, ïåðåáîëåâøèå îñòðûì áðîíõèòîì, íàõîäÿòñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå â òå÷åíèå 1 ãîäà.

×àñòîòà îñìîòðà: ïåäèàòð — 1 ðàç â êâàðòàë, ËÎÐ — 2 ðàçà â ãîä.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè ïðîâîäÿò ÷åðåç 2 íåäåëè ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ.

Ïóòè îçäîðîâëåíèÿ:

ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå.

Êîððåêöèÿ äûõàíèÿ — âîññòàíîâëåíèå áðþøíîãî, ïîëíîãî äûõàíèÿ, ëèêâèäàöèÿ ãèïåðâåíòèëÿöèè.

Ñàíàöèÿ î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè

Ñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà â ïåðèîä èíòåðêóððåíòíûõ çàáîëåâàíèé — î÷èñòèòåëüíûå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ïðîôèëàêòè÷åñêèå ôèçèîïðîöåäóðû, ãîðÿ÷èå âàííû, ãîð÷è÷íèêè, òî÷å÷íûé ñåãìåíòàðíûé ìàññàæ.

Áîëüíûå ðåöèäèâèðóþùèì áðîíõèòîì íàõîäÿòñÿ ïîä äèñïàíñåðíûì íàáëþäåíèåì â òå÷åíèå 2 ëåò.

Ïóòè îçäîðîâëåíèÿ: ËÔÊ, èììóíîñòèìóëèðóþùàÿ òåðàïèÿ, ñàíàòîðíîå ëå÷åíèå.

 ñâÿçè ñî çíà÷èòåëüíûì ðèñêîì ðàçâèòèÿ ñóïåðèíôåêöèè â ñòàöèîíàðå ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ äåòÿì, ïåðåíåñøèì îñòðóþ ïíåâìîíèþ, ñëåäóåò ïðîâîäèòü â ñàíàòîðèè èëè â ïîëèêëèíèêå.

Äëèòåëüíîñòü äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ — 1 ãîä.

×àñòîòà îñìîòðà: ïåäèàòð äåòåé äî 3 ëåò — 2 ðàçà â êâàðòàë; ñòàðøå 3 ëåò — 1 ðàç â êâàðòàë, ËÎÐ — 2 ðàçà â ãîä.

Äîïîëíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ: îáùèé àíàëèç êðîâè, ÔÂÄ, ðåíòãåíîãðàôèÿ ëåãêèõ — ïî ïîêàçàíèÿì.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðèâèâêè — ÷åðåç 2-3 íåäåëè ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ.

Ïóòè îçäîðîâëåíèÿ:

Ïîñòåïåííîå óâåëè÷åíèå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê

ËÔÊ, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ

Ìàññàæ

Çàêàëèâàíèå (ïîâûñèòü òåìïåðàòóðó âîäû íà 5-7 ãðàäóñîâ è ïîñòåïåííî óñèëèâàòü âîçäåéñòâèå)

Ðåæèì ïèòàíèÿ, ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå

Ñàíàöèÿ î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè

Ñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà â ïåðèîä èíòåðêóððåíòíûõ çàáîëåâàíèé.

Ëèòåðàòóðà

1. Áðîíõèòû ó äåòåé. Ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé ïîä ðåä. Òàòî÷åíêî Â.Ê.., Ì.,2004- 87ñ.

2. Êëàññèôèêàöèÿ êëèíè÷åñêèõ ôîðì áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé. //Ðîñ. âåñòí. ïåðèíàòîë. è ïåäèàòðèè. -1996.-òîì 41.-¹2.- 52ñ.

3. Ñïè÷àê Ò.Â. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïîñòèíôåêöèîííîãî áðîíõèîëèòà ó äåòåé. Âîïðîñû ñîâðåìåííîé ïåäèàòðèè, 2004- 74ñ.

4. Ïðàêòè÷åñêàÿ ïóëüìîíîëîãèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. Ïîä ðåä. Òàòî÷åíêî Â.Ê., Ì.,2002- 243ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник